search
main
0

Аукцион идей

Директорский клуб “УГ”

Удостоверение

Хpамихина

Кира Ивановна

Директор средней школы N 1220

г. Москва

первые годы существования школу возглавляла Полина Федоровна Егорова. Вскоре первый директор стала Героем Социалистического Труда. Статус – “с углубленным изучением немецкого” – школа имеет уже более тридцати лет. Теперь ребята изучают два иностранных языка. У школы налажены дружеские связи со многими гимназиями Германии, Австрии, Швейцарии, США и Англии.

– Кира Ивановна, говорят, что вашу школу знают даже в ЮНЕСКО.

– Наша школа – ассоциированный член ЮНЕСКО. У нас создан клуб “Друзья ЮНЕСКО”.

Более десяти лет мы осуществляем проект, который направлен на развитие новых эффективных методов обучения. Их цель и задача – воспитание подрастающего поколения в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира. Не меньше внимания уделяем воспитанию ребят в духе уважения прав человека и основных свобод. Этим вопросам в свое время была посвящена даже Генеральная конференция ЮНЕСКО.

– Чем занимаются “Друзья ЮНЕСКО”?

– Члены этого клуба занимаются благотворительностью. Если конкретно, то организуют даже лотереи солидарности. Вырученные средства они уже перечисляли в помощь голодающим детям Африки. Целый грузовик с теплыми вещами отправили в свое время ребятишкам, пострадавшим от землетрясения в Армении. Посылки с цитрусовыми неоднократно отправляли детям, получившим отравления в Черновцах.

– У вас не школа, а штаб-квартира ЮНЕСКО…

– Это ведь здорово! Ребята так увлеклись, что юнесковской символикой оформили почти всю школу. А штаб-квартира клуба “Друзья ЮНЕСКО” находится в кабинете N 61. Здесь творили вместе с нашими дизайнерами также ребята из Германии.

– Школа как бы стала частью Европейского сообщества?

– Так оно есть. Иначе зачем мы сотрудничаем со сверстниками из шести гимназий в Германии, двух – в Австрии, одной – в Швейцарии?! Международный год ЮНЕСКО был богат на обмен делегациями.

– Говорят, что из стен школы вышло немало полиглотов. Может, это и потому, что в школе немало учителей, которые являются авторами учебников и пособий по немецкому языку?

– Связь здесь прямая. Некоторые из учителей прошли стажировку в Германии по линии Института Гете. У нас даже создано обьединение учителей немецкого языка. На их счету – научно-практические конференции для учителей Москвы и России. У нас не хочешь, но станешь полиглотом. Ведь наряду с учебниками мы используем лучшие пособия отечественных и зарубежных авторов. Это и “Семь тематических тетрадей”, изданных группой лучших российских методистов, и “Живой немецкий” – издательства “Клетт” в Германии. Не могу не назвать и телевидеокурс, созданный для россиян в культурном центре Гете, и пособие “По-немецки, пожалуйста!” учителя нашей школы Ж.Крыловой.

У нас есть даже кабинет Гете. В нем группа учащихся занимается изучением творчества немецких классиков. У нас открыт театр на немецком языке, и в хоре ребята поют песни на языке Гете. Курс гидов-переводчиков и группа будущих учителей немецкого языка в педагогическом классе – это виды допрофессиональной подготовки учащихся.

– У вас не школа, а настоящий аукцион новых идей…

– Кстати, у нас ежегодно проводится конференция с аналогичным названием. На нее приглашаются ведущие российские ученые. А по итогам ребята готовят специальный выпуск стенгазеты. Среди наших последних новшеств – праздники, которые проводятся на иностранных языках. Это День Святого Николауса и Рождество, Хэллоуин и День Святого Валентина.

– Говорят, что ваша школа больше походит на вуз…

– Требования к учителям сейчас растут не по дням, а по часам. Мы не хотим стоять на месте. Вот почему ввели такие дисциплины, как основы психологии, конфликтология, человековедение, мировая художественная культура.

– А есть ли в школе нетрадиционные предметы?

– Воспитанию подкованных в правовом отношении граждан посвящен курс “Права человека”. Его ведет Анна Константиновна Грасенкова. Она в доступной и игровой форме знакомит детей с основными правами человека. Она учит ребят понимать право и уметь им пользоваться. Умению познавать мир посвящен курс “Человек и Вселенная” для ребят 5-6-х классов. Нравится ребятам и курс “Роспись по дереву”, где они знакомятся с традициями умельцев России.

– Мы говорим о содержании образования, форме обучения, это, безусловно, важно, но директор еще управляет и экономикой школы. Какая она сейчас и какой представляется в ХХI веке?

– Как только началась война в Чечне, наш бюджет стал состоять из одной статьи – заработная плата. А ведь, скажем, есть такие мелочи, как мел. Чтобы его купить, нужны деньги. Их не дают. Но приезжают комиссии проверять сохранность мебели, инвентаря. Не странно ли это?

Сейчас немного выручают, как говорят, рыночные отношения. Скажем, не выделяют средства на подписку для школы. Но на помощь приходят заработанные деньги – мы имеем лицензию на образовательные услуги, вот и пополняем свой бюджет.

А вообще если мы государственная школа, то должны иметь свой бюджет. Мы готовы его защищать, как это делает наше правительство в Госдуме. У нас 800 детей, школе уже за тридцать. И нетрудно определить все наши надобности. Вот тогда пусть комиссии проверяют хоть каждый день, как мы расходуем средства своего бюджета. Тогда можно спросить и с нас, учителей, за знания, которые мы даем, за состояние школы. А вообще-то не хочется ждать следующего столетия по этому поводу. Надеюсь, что дела со школьным бюджетом наладятся еще в этом. Такое мое новогоднее пожелание всем нашим руководителям – города и страны.

Николай ЗУЕВ,

Юрий КОВЕШНИКОВ

от ╡едакции.

Сердечно поздравляем коллектив школы с 35-летием. Желаем всегда оставаться аукционом новых идей. Здоровья и счастья, вечных поисков и открытий педагогам.

Умельцы из Мосоловки

ачали здесь с малого, даже, как казалось некоторым, с пустяка – сбора и сдачи металлолома. Местное товарищество “Рассвет” выделило школе потрепанный грузовик, учителя своими силами его восстановили, что и позволило отправлять лом во Вторчермет, минуя посредников. Таким образом, к 1994 году удалось заработать первоначальный капитал. Безусловно, это не была какая-то сказочная сумма, но тем не менее денег хватило на строительство собственной теплицы.

– Этим, – рассказывает Николай Михайлович Ананьев, – мы как бы убили двух зайцев. Во-первых, дети получили возможность круглый год практиковаться в работе на земле – сажать и ухаживать за овощами, наблюдать за развитием растений. Во-вторых, в меню школьной столовой теперь не переводится свежая зелень.

Однако по-настоящему солидный доход принесло другое нововведение. Произошло это, словно в той пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Уже начался отопительный сезон, но, как всегда неожиданно, потек расширительный бак школьной отопительной системы. В товариществе, которое, кстати, никогда ни в чем не отказывало, на сей раз просить о помощи не приходилось: в разгаре уборка сахарной свеклы, сварщики – нарасхват. Обратились в линейно-монтажный участок механизации животноводческих ферм акционерного общества “Агропромтехника”. Бригада ремонтников явилась оперативно, с делом справилась в одночасье. И только бы благодарить за подмогу рабочих, но присланная с предприятия процентовка напрочь испортила настроение. Выплатить было необходимо просто астрономическую сумму. Тогда и родилась у Ананьева мысль о создании своей бригады сварщиков и сантехников, которая могла бы обслуживать не только свою, но и другие школы района.

Особых затруднений с комплектованием штата не испытали. Немало квалифицированных специалистов оказались в начале 1995 года не у дел, а потому как нельзя кстати было создание в Мосоловской школе дополнительных рабочих мест. Несмотря на молодость, принятые в бригаду Владимир Сидоров, Михаил Хмелев, Василий Гудков, Николай Степанов, братья Александр и Геннадий Огневенко имели самые высокие – пятый и шестой – разряды, владели смежными профессиями.

Не составило большого труда найти и первых заказчиков: хватило одного обьявления в районной газете, чтобы стали одна за другой поступать заявки на оказание услуг. Наиболее привлекательными были расценки, куда более низкие, чем у немногочисленных конкурентов.

В течение первого года работы бригада отремонтировала систему отопления и оборудования кочегарки в мичуринской и соорудила декоративную ограду в левашовской школах, провела капитальный ремонт отопительной системы районной станции юных техников, выполнила крупные заказы районного отделения Федерального казначейства, вещевого рынка в Анне и освоила строительно-монтажные работы в целом на двести миллионов рублей.

Еще более напряженным, а значит, и прибыльным, оказался текущий год. На ремонтных работах в первой и третьей средних школах райцентра, физкультурно-оздоровительном комплексе, в школах сел Рубашевка и Круглоподпольное освоено около четырехсот миллионов рублей.

Популярность мосоловской бригады растет день ото дня. Причиной тому – многие факторы, среди которых, например, возможность оплаты в рассрочку или по бартеру, наличие у ремонтников собственных материалов, инструментов, оборудования, транспорта. Никак не приуменьшить и добрых отзывов (заметим – вполне справедливых) прежних заказчиков. Плюс ко всему, оформив соответствующую лицензию, коллектив в состоянии выполнять работы по восстановлению и прокладке внутренних и внешних водопроводных и канализационных сетей, причем и для индивидуальных заказчиков, по монтажу отопительных систем в жилых домах.

Зарабатывает бригада отнюдь не только на оплату своего труда и рембазу. У школы теперь появилась возможность по итогам полугодия и года выплачивать стипендии учащимся. Хорошистам из младших классов установили их в размере 50-70 тысяч рублей, ребятам среднего и старшего возрастов, не имеющим троек, – 100-150 тысяч, а отличницы Надя Бровкина и Света Полесская получили по 200 тысяч рублей. Не остались в стороне и педагоги. Теперь, помимо зарплаты, учителям выдаются и премиальные. Стали уже привычными поездки в воронежские театры, цирк.

За какой-нибудь год – другой неузнаваемо изменилась материальная база Мосоловской девятилетки. На заработанные новым подразделением средства построен капитальный гараж из трех боксов, закуплено большое количество дефицитных стройматериалов и завершается сооружение склада для них. В классных комнатах появились красивые богатые шторы, нет проблем с мебелью и наглядными пособиями. Приобрели, по выражению директора, “мертвый” ГАЗ-2402 (“Волгу”-пикап) и восстановили его, обзавелись дизельным самосвалом ГАЗ-4509.

Если в ближайшее время удастся найти и принять на работу электрика высокой квалификации, то созданная два года назад бригада сможет не только выполнять заявки школ района. Координация деятельности мосоловских мастеров в этом случае перейдет к хозяйственной группе отдела образования районной администрации. Есть и задумка ввести в штат столяров и плотников, и тогда проблемы с подготовкой школ к каждому новому учебному году вообще будут сведены до минимума.

Ну а пока бригада изучает ожидающий ее в следующем сезоне фронт работ, занимается изготовлением нужных деталей и оборудования, укрепляет свою материальную базу. И думается, многое выиграют школы, которые уже сейчас договорятся о сотрудничестве с умельцами из Мосоловки.

Владимир ЯШИН,

член Союза журналистов России

Воронежская область

от ╡едакции.

Николай Михайлович АНАНЬЕВ также получает символическое удостоверение члена “Директорского клуба “УГ”. Успехов вам!

Стандарты, или Свобода приобретает черты воли

Окончание. Начало на стр. 6

…Итак, худо-бедно, но караван шел. Общественное мнение все больше склонялось к мысли, что идет постройка самолета, который никогда не взлетит. Школа жила без стандартов и год, и два, и три, и не ужасалась их отсутствию. Пугало другое – их появление. Тем более из недр нового министерства. Возможно, поэтому министр, предваряя обсуждение, попытался успокоить собравшихся, заявив, что предстоит обычная и будничная работа над содержанием образования и не надо ей придавать экзальтированной направленности. Следуя этому пожеланию, давайте попробуем спокойно разобраться в том, что произошло на последней министерской коллегии минувшего года.

Как третья сила стала первой

В сентябре 1996 года в работу по стандартам включилась новая команда – Управление образовательных стандартов и программ возглавил Геннадий Шестаков. Выпускник 44-й московской школы, а затем Института тонких химических технологий, ныне доктор химических наук, профессор, он принимал участие в разработке стандартов высшей школы. Рабочая группа, созданная Шестаковым, работала над министерским проектом стандартов неделю. Разумеется, были использованы многолетние наработки коллективов Леднева и Фирсова (их проекты тоже были представлены), а также собственные идеи. Вероятно, некоторая отстраненность от бывшего Министерства образования и его структур, опыт работы над стандартами высшего образования позволили министерской группе создать достойный документ, который и стал в основном предметом обсуждения на коллегии. Альтернативные разработчики, представившие также вполне законченные работы, пытались защитить свои концепции. Вадим ЛЕДНЕВ: “Первый общественный принцип – не навреди; из него следует многое, в частности, необходимость закрепить в стандарте все лучшее из того, что было достигнуто в общем образовании. И наоборот – не включать в систему то, что ее расшатывает и ослабляет”. Виктор ФИРСОВ: “Я предлагаю радикальное решение – исключить из федерального списка и целиком отнести к национально-региональному компоненту такие образовательные области, как “Технология”, “Искусство”, “Физическая культура”. Но Геннадий Шестаков сам обнародовал уязвимые, с его точки зрения, места в министерском проекте закона и предложил подумать над ними вместе.

Сущность и цели

Разработчики определили сущность стандарта как “обобщающий свод норм и положений, согласующих основные требования к содержанию и результатам образования со стороны личности, общества и государства”. Однако при внимательном изучении проекта закона видно, что это не совсем так. Виталий Рубцов, директор Психологического института РАО, прямо заявил, что в документе “образовательный стандарт подменяется стандартом обучения”. Рубцов предложил более четко оговорить цели и ввести в законопроект не только нормативы развития знания, но и сознания, и деятельности. Он мотивировал это тем, что в таком случае стандарт из мононаправленного – предметного превратится в полидисциплинарный. Тогда администрация получит механизм управления образовательным учреждением; специалист – требования к разработке соответствующих программ, а психолог будет ориентироваться на нормы, заложенные в стандарт.

Не сомневаясь в благих намерениях ученого, в его радении за развитие личности, все же заметим, что от самой формулировки “нормирование сознания” веет антиутопиями Замятина и Оруэлла. Стандарт – документ политический, норма, которую в области образования гарантирует государство. Должно же оно оставить что-то и личности?..

Любопытны идеи авторов законопроекта в статье 4 (п.1; п.4), определяющей цели образования для начальной школы и основной. Они, естественно, разнятся; общим недостатком, на что указал Шалва Амонашвили, является то, что в характеристике картины мира, которая должна сложиться у детей, отсутствует слово “целостная”. Возможно, недооценка этой составляющей помешала разработчикам сформулировать цель, обьединяющую основную и начальную школу. Неясна и формулировка такой цели, как “формирование адекватной мировому уровню общей культуры общества” (интересно, какую культуру мы должны взять за образец? Культуру массовую или культуру потребления? Этикет или достижения нобелевских лауреатов?)

Понятно, что вопрос сущности и целей – ключевой вопрос, философский и основополагающий. Здесь мало трезвомыслия и рационализма. Необходимо то самое Откровение, отсутствие коего в законопроектах и подчеркнул во вступительной речи министр. Конечно, от такого земного дела, как Федеральный закон, можно и не ожидать божественных состояний духа. Трудно представить другое – как можно ухитриться написать один из основополагающих документов отечественной школы, ни разу не употребив при этом слово “воспитание”?! Ау, Ушинский, ау, Сухомлинский! Вот вам и “создание правовой основы развития образования, отвечающего современным потребностям общества и традициям отечественной культуры”.

“Безнравственный” законопроект

“Я полагаю, что если обучение и развитие не опережает воспитание, то и знание опасно. Давать современные знания безнравственному, бездуховному человеку страшно опасно для общества. Так, может быть, нам стоит задуматься над тем, какие стандарты нравственного характера мы должны закладывать?!” (Шалва АМОНАШВИЛИ).

“В законопроекте нет таких понятий, как нравственность, идеалы, общественные ценности, нормы и т.д. Я так понял, что это не задача специальной дисциплины, это общие положения, но все же хотелось бы, чтобы все это было введено в общие задачи стандарта” (академик Всеволод МЕДВЕДЕВ).

“Мы говорили сегодня о стандарте обучения. Но все-таки образование – это и воспитание; и оно не сводится к перечню предметов. У нас сейчас взрослые люди не умеют общаться, и это приводит к самым печальным последствиям. А ведь важно, чтобы общение в самых элементарных нормах осваивалось на ранних ступенях развития” (Артур ПЕТРОВСКИЙ, президент РАО).

Это лишь небольшая часть речей, звучавших в зале заседаний и кулуарах в защиту воспитания. Но, судя по законопроекту, разработчики в этом смысле соблюли полную стерильность, лелея любимую идею министра: “Сегодня само содержание образования должно нести воспитательный заряд”. Разумеется, этот тезис бесспорен, как и все технократические конструкции. До тех пор, пока не вступает в противоречие с живой, а не искусственной реальностью. Что, если ребенок в силу своих генетических возможностей способен усвоить лишь 5% содержания образования?! Пусть получит на столько же и воспитания?!

Другой пример. Зарубежные путешественники, странствуя по России, с удивлением отличали сметливость, благородство, чувство собственного достоинства, с которым вели себя русские крепостные мужики, преимущественно неграмотные. Крестьяне, не усвоившие никакого минимума “содержания образования”, получили семейное и общинное воспитание, а Наполеона достойно встретили “дубиной народной войны”.

Впрочем, нельзя сказать, что Владимир КИНЕЛЕВ окончательно остановился на концепции “воспитание через содержание”. Во всяком случае его осторожные размышления на коллегии оставляют надежду на спокойное и взвешенное решение проблемы: “Мы все больше говорим: чему воспитывать и как? Какую систему ценностей привести в движение? Мы говорим об экологии человека, общества, экологии культуры, информации, речевого общения. И когда произносишь всю эту гамму, возвращаешься к основам, которые заложили русские философы – Бердяев, Ильин. Мы можем сегодня оттолкнуться от основ, которые заложили наши великие предшественники”.

Что же, Ильин и Бердяев – это не Маркс и Ницше.

БУП и физкультура по-русски

Насколько подробно базисный учебный план должен войти в стандарт? Вопросы структуры стандарта – вопросы его свободы или неволи. Выступающие были единодушны: жестко закреплять базисный план в законе нет смысла, он может варьироваться, изменяться, быть живым инструментом действенной образовательной политики. Правда, в таблице нормативов учебной нагрузки (ст.5; п.1) многие без труда узнали легендарный БУП. Виктор Фирсов не скрывал своего возмущения не только этим фактом, но и технократизмом представленной работы. “Русский язык по 3 часа в неделю?! Это смешно, возмутительно!”

Делить региональный и федеральный компоненты в процентах (50 к 50, 70 к 30 или наоборот) на коллегии не рискнул никто, хотя раньше такие соображения высказывались. Таким образом, этот вопрос тоже можно отнести к сфере вариативности и нечеткости.

“Прозрачными” представляются и требования к уровню подготовки выпускников (ст.4). Дана общая картина того, на что должно быть направлено образование каждой ступени. Можно сказать, что четкие требования сосредоточены лишь в статье 5, п.1 законопроекта (предметные нормативы учебной нагрузки).

Сформировать требования к выпускнику невозможно, предварительно не назвав те образовательные области, по которым нужно их обозначить. “Русский язык как государственный”, “Языки и литература”, “Искусство”, “Общественные дисциплины”, “Естественные дисциплины”, “Математика”, “Физкультура”, “Технология” – образовательные области, которые должны быть включены в образовательные программы начального и общего образования согласно представленному законопроекту. Можно спорить о характеристике отдельных областей, о явно неудачном названии “Технология”, но передать физическую культуру целиком в состав национально-регионального компонента, мотивируя это тем, что физкультура в Сочи и на Камчатке разная – этого ректор Академии физической культуры Валерий КУЗИН стерпеть никак не мог. “Знания, которые получают ученики о свойствах человеческого организма, об индивидуальных особенностях своей телесности, не зависят от местности, в которой они живут”. Вспомнили древних греков, Платона, который был не только философом, но и атлетом, и заступились за физкультуру. Про русский язык промолчали. Может, потому, что не было ректора соответствующего института.

Заполненные лакуны и незалатанные дыры

По мнению Маргариты Леонтьевой, возглавляющей Управление развития общего среднего образования, представленный законопроект не только не сужает права участников образовательного процесса, но и заполняет те неопределенности, лакуны, которые существуют в Законе “Об образовании”. В частности, статья 3 (п.4) легализует национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта и соответствующий учебный план. Как известно, в Законе “Об образовании” говорится об учебном плане только на двух уровнях – федеральном и школьном.

И все же до финальной точки представленному законопроекту еще далеко. Не хватает последней статьи – порядка введения закона в действие. Ждет своего детального обсуждения 7-я, животрепещущая для каждого директора, завуча и учителя статья: “Система контроля уровня подготовки обучающихся и выпускников…” Еще не сказали своего слова регионы (за исключением министра образования и науки Республики Бурятия, выступавшего на коллегии). От корректности и обдуманности 6-й статьи, разграничивающей компетенции между РФ и ее субьектами, зависят многие будущие “вертикали” и “горизонтали” как образовательные, так и управленческие. Но главное, что теперь есть определенность и понимание того, над чем дальше работать. “Свобода перерастает множественность и приобретает черты воли”.

О роли личности в истории образования

Так случилось, что коллегия по стандартам подвела не только промежуточный итог работы над этой проблемой, но и стала важным показателем работы обновленного министерства. Пока трудно сказать, отражает ли этот шаг формально-эффектные действия, которые затем оцениваются как контрреформы, или мы имеем дело (впервые за последние годы) с умной и взвешенной политикой. Во всяком случае пока можно сказать определенно одно: опасения многих, что школа будет “забыта” и заброшена в слиянном ведомстве и что “своя рубашка”, то бишь высшее образование, будет ближе к телу и к душе Кинелева, не оправдались. Совещание ректоров педвузов, коллегия по начальной школе, заседание Всероссийского совета по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой и, наконец, коллегия по стандартам – все это за один месяц, каков спринт! Что важно: за всем этим видится пока энергия созидания, а не разрушения.

Но как бы ни был важен вопрос о стандартах, не будем обольщаться: разобраться в двух теориях и создать третью, умному человеку сегодня значительно легче, чем дать жизнь вымирающей сельской школе, придумать что-то с зарплатой учителям и, наконец, восстановить разбитую вдребезги, расхристанную систему управления. История отечественного образования знавала за последние годы немало ярких личностей. И Владимир Кинелев не затеряется среди них лишь в одном-единственном случае: если будет прилежно учиться на чужих ошибках.

Лидия СЫЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте