search
main
0

Аудит в сфере образования Проблемы и пути их решения

Аудиторская деятельность в России возникла недавно. Ее появление обусловлено социально-экономическими преобразованиями в стране, развитием экономики и контроля адекватно курсу рыночных реформ.
Уже с начала 90-х годов, когда проводилось акционирование предприятий, возникла потребность в аудиторской деятельности. Стали возникать аудиторские фирмы, все больше стало выдаваться отдельным частным лицам и фирмам лицензий на право заниматься аудитом.
Появилась потребность в независимом (аудиторском) контроле и в государственном секторе экономики. Права государственных предприятий и учреждений расширялись. Они все чаще стали сами учреждать экономические субъекты разных форм собственности с вложением в их уставной капитал средств государственных предприятий и учреждений, причем за счет получаемых ими средств из государственного бюджета и из собственных источников доходов. Значительно возросли объемы и виды операций государственных предприятий и учреждений в комерческих банках и других негосударственных финансовых структурах. Увеличились их международные связи, больших масштабов стала достигать их внешнеэкономическая деятельность с организациями частного капитала.
Финансово-хозяйственная деятельность и финансовые результаты интересуют многочисленных пользователей информации, содержащейся в данных учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако не все пользователи имеют необходимый для них доступ к информации. Многие из них могут воспользоваться лишь официально опубликованными отчетными данными, как правило, в ограниченном объеме, предусмотрительно сгруппированными и обобщенными их показателями. Это явно их не устраивает, поскольку они не раскрывают важные вопросы, связанные с финансовым риском, полнотой выполнения организациями своих договорных и финансовых обязательств.
Все это усилило потребность в услугах аудиторов, осуществляющих независимую проверку и выражающих мнение профессионала о фактическом финансовом состоянии организации, достоверности ее отчетности, степени финансового риска при использовании ею средств.
Независимое подтверждение информации о финансовых результатах деятельности организаций, учреждений и предприятий стало необходимым и для сферы образования страны.
В системе образования России в настоящее время наряду с государственными учреждениями образования функционируют негосударственные образовательные учреждения на условиях частичного или полного самофинансирования. Высшие учебные заведения широко пользуются правом вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставами и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные и научные организации и учреждения сферы образования участвуют в хозяйственных товариществах и обществах, ассоциациях (союзах) в соответствии с действующим в нашей стране законодательством за счет средств, находящихся в собственном распоряжении.
Тем самым они реализуют полномочия и права, не запрещенные действующим законодательством и вытекающие из их статуса как юридического лица и субъекта права, при условии их соответствия уставным целям.
При этом должны строго соблюдаться соответствующие требования законодательства и нормативных правовых актов, таких, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, “О науке и государственной научно-технической политике”, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.
Аудиторские проверки необходимы собственникам и коллективным собственникам (акционерам, пайщикам), а также кредиторам. Они нужны и государственным органам, например, для принятия решений о развитии образования, источниках его финансирования (бюджетных ассигнованиях и средствах из внебюджетных источников), о налогообложении (за исключением имеющихся налоговых льгот). Аудиторские проверки необходимы судьям, прокурорам и следователям, судебным приставам и арбитражу.
Однако, несмотря на большую потребность в аудите в сфере образования, аудиторская деятельность развивается крайне низкими темпами. И связано это с многочисленными проблемами.
Цель данной статьи – определить и сгруппировать проблемы аудита в области образования и наметить пути их практического решения.
По нашему мнению, проблемы, возникшие на пути развития аудита в сфере образования, и пути их решения следующие:
– определить в нормативных актах цель и задачи проведения аудита в учреждениях, на предприятиях и в организациях, действующих в сфере образования страны;
– выявить и утвердить в нормативном правовом акте перечень объектов аудита в области образования (независимо от их ведомственной подчиненности);
– определить партнерские группы пользователей информации аудита (администрация, работники, акционеры, вкладчики, поставщики, покупатели, кредиторы, государственные органы и т.п.) и для каждой из этих групп определить основные цели и необходимость составления мнения в заключении аудитора по соответствующим вопросам;
– в подготавливаемых правилах (стандартах) аудиторской деятельности отражать особенности аудита денежных операций (включая иностранную валюту), кредитных, расчетно-платежных операций, операций с товарно-материальными ценностями с учетом специфики образовательной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности в сфере образования;
– создать систему аудита (аудиторских фирм и аудитов), обеспечивающую полную потребность в аудите всех партнерских групп пользователей информации аудита в области образования страны;
– определить законодательно принципы взаимодействия органов государственного финансового контроля с независимым (аудиторским) контролем.
Основы аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе “Об аудиторской деятельности” от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ.
Небольшой по объему (22 статьи) закон закрепил основные принципы осуществления аудиторской деятельности в стране и возложил на Правительство Российской Федерации обязанность по организации этой деятельности, включая утверждение правил (стандартов) аудита.
Соответственно во исполнение положений данного закона потребуется разработать и принять ряд нормативных актов. Причем эти акты должны быть обязательными для всех экономических субъектов. И в развитие их целесообразно разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие аудиторскую деятельность с учетом отраслевой специфики. Это касается и сферы образования.
При установлении единых требований ведения аудита в сфере образования необходимо учитывать законодательно установленное многоканальное (многоисточниковое) финансирование образования, когда в одном учреждении, например в вузе, на разных счетах в банках будут осуществляться одновременно операции с бюджетными и внебюджетными средствами, в рублях и иностранной валюте, из разных источников на территории России и из-за рубежа. Когда на выплату зарплаты, стипендии, на оплату приобретаемых компьютеров, разнообразных средств информатизации образовательного процесса, материалов для научно-исследовательских работ, на оплату транспортных и коммунальных услуг одновременно будут расходоваться бюджетные ассигнования и средства из собственных источников доходов учреждений образования.
Важное значение следует придавать определению в нормативном правовом акте об аудите в сфере образования объектов независимого (аудиторского) контроля, видов, средств и операций с ними, подлежащих аудиту.
Например, в перечень контролируемых аудитом объектов возможно включить негосударственные образовательные учреждения, всякого рода негосударственные и вспомогательные предприятия сферы образования, а также учрежденные негосударственными образовательными учреждениями (вузами и др.) организации разных форм собственности.
В перечень контролируемых аудитом средств и операций с ними могут быть включены: средства из собственных источников доходов образовательных учреждений (на территории России и за рубежом); операции государственных учреждений образования в коммерческих банках, других коммерческих структурах, негосударственных страховых организациях, у иностранных инвесторов.
При разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности в обязательном порядке надо учитывать определенные специфические особенности проведения аудита и составления заключения аудитора в зависимости от требований партнерских групп пользователей информации аудита. Так, если администрацию (руководство) образовательного учреждения интересует вся информация, полезная для управления, то работающих в этом учреждении – финансовые результаты, зарплата и социальные льготы, поставщиков и покупателей – финансовое состояние и договорная цена, акционеров и вкладчиков – финансовое положение, финансовые результаты, выплата процентов, а кредиторов – финансовое состояние, ликвидность баланса, финансовые риски, налоговые органы – финансовые результаты и их слагаемые, уплата налогов и других обязательных платежей.
Важная роль в создании системы аудита (аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов), обеспечивающей полную потребность в аудите в сфере образования страны, принадлежит Министерству образования Российской Федерации.
Оно должно стать организационным и методическим центром финансового контроля в области образования, как государственного, так и независимого (аудиторского) контроля. В этих целях целесообразно в центральном аппарате Минобразования России создать управление государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Пример в этом направлении показал Минфин России, создав у себя такое структурное подразделение для организации всеобъемлющего финансового контроля в целом по стране, во всех отраслях экономики.
Министерство образования Российской Федерации, на которое возложены функции по реализации государственной политики образования, должно: иметь полный перечень образовательных и других экономических субъектов сферы образования России разных форм собственности; анализировать все финансовые ресурсы (бюджетные ассигнования и внебюджетные средства) в области образования; определять потребности развития образования за счет средств консолидированного бюджета (свода бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации), а также за счет средств различных внебюджетных источников в России и за рубежом; организовывать и методически обеспечивать проведение государственного финансового и независимого (аудиторского) контроля в области образования.
Велико значение Министерства образования Российской Федерации в подготовке в учебных заведениях кадров финансового контроля. Совместно с Министерством финансов Российской Федерации Минобразованию России следует определить потребность в таких кадрах, разработать учебные планы и учебные программы и безотлагательно осуществлять подготовку специалистов для органов госфинконтроля и независимых аудиторов, а в последующем – и повышение их квалификации.
Государство призвано обеспечить проведение в соответствии с действующими требованиями лицензирования индивидуальных аудиторов и аудиторских фирм, осуществлять внешний контроль за качеством аудита в сфере образования.
П.В. ЧЕРНОМОРД,
профессор, заведующий кафедрой “Аудит” Российской экономической академии
им. Г.В. Плеханова
В.А. ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии информатизации

Петр Васильевич ЧЕРНОМОРД, профессор, заведующий кафедрой “Аудит” Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, заслуженный экономист РФ, вице-президент Аудиторской палаты России. 35 лет работал в Минфине России, пройдя путь от контролера-ревизора до заместителя министра. В 1993 году был назначен председателем Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации. С 1995 по 2000 год являлся аудитором Счетной палаты РФ, возглавляя направление деятельности Счетной палаты РФ по контролю расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку.

Виктор Алексеевич ПРИВЕЗЕНЦЕВ, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации. 30 лет работал в Минфине РФ членом коллегии министерства, начальником управления финансирования социально-культурной сферы и науки, заместителем начальника Контрольно-ревизионного управления, руководителем группы экономических советников при министре. Работал в аппарате Верховного Совета РСФСР. С 1995 по 1999 год являлся начальником инспекции Счетной палаты РФ по контролю расходов федерального бюджета на образование и науку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте