Отечественная экономическая наука внесла свой большой вклад в разработку теории финансов и их функций – распределительную, регулирующую, стабилизационную и контрольную.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации, существенно изменяется финансовый механизм, а также финансовая работа как в государственных органах, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, возникает объективная необходимость построения деятельности финансового контроля адекватно курсу рыночных реформ.
Специфика переходного периода оказывает серьезное влияние на организацию контрольных органов, формирование контрольной системы.
Проведенная в стране в этом направлении работа пока еще не имеет четких ориентиров и в результате недостаточно эффективна. Отрицательно сказывается недостаточность научных комплексных исследований по проблемам финансового контроля в период качественных преобразований экономики России.
Устранить эти недостатки призваны российская экономическая наука и высшая школа страны, где в настоящее время осуществляет научные исследования почти половина ученых Российской Федерации.
Роль высших учебных заведений особенно велика в связи с тем, что вузы проводят научно-исследовательскую работу в области финансов и финансового контроля и одновременно подготавливают кадры высшей квалификации для системы государственного финансового и независимого (аудиторского) контроля, осуществляют методическое обеспечение учебного процесса в соответствии с требованиями национальных и международных образовательных стандартов, а также разработку новых программ обучения с учетом современных требований российского законодательства. Важной в этом деле является подготовка вузами учебников и учебных пособий.
Весьма актуальными стали подготовка и издание в 2000 г. Российской экономической академией им. Г.В.Плеханова учебного пособия “Аудит”.
Учебное пособие написано на основе научных подходов, разработанных на кафедре “Аудит” РЭА им. Г.В.Плеханова. При этом были учтены требования действующего законодательства Российской Федерации, обобщена и проанализирована практика отечественных и зарубежных аудиторов и аудиторских фирм, подготовка кадров для аудиторской деятельности.
Новизна данного пособия заключается в систематизации теории и научно-методических материалов по аудиту, в их логическом построении и изложении, в глубоком изучении международных стандартов аудита.
Коллектив ученых РЭА им. Г.В.Плеханова, авторов учебного пособия “Аудит” (П.В.Черноморд, Г.Б.Полисюк, А.Н.Куприенко, А.А.Караков и др.), активно включился в процесс становления системы российского аудита и поиска путей ее совершенствования, решая задачи как теоретические, перспективные, так и требующие незамедлительного выполнения, в особенности в части подготовки специалистов аудита.
Важным для научных исследований является изложение в главе 1 учебного пособия понятия “аудит”, его предмета и объекта.
Подробное описание в учебном пособии дано по вопросу о классификации пользователей информации аудита (как внутри предприятия, на котором проводится аудиторская проверка, так и внешних пользователей такой информации).
Познавательной оказалась информация об истории развития аудита в России.
При подготовке в высших учебных заведениях специалистов для аудиторской деятельности полезным будут материалы учебного пособия о правовом регулировании аудита; организационно-правовых формах аудиторской деятельности; видах аудиторских услуг; аттестации аудиторов и лицензировании аудиторской деятельности; правах, обязанностях и ответственности аудиторов; оформлении взаимоотношений аудиторской организации и клиента.
Детально излагается в учебном пособии методика аудита: учредительных документов и формирования уставного капитала; операций с денежными средствами и товарно-материальными ценностями; затрат на производство и себестоимость продукции (работ, услуг); учета труда и расчетов по оплате труда.
Особое значение в учебном пособии придается методике аудита расчетных и кредитных операций, использования векселей, акций, облигаций и других ценных бумаг, формирования финансовых результатов и их использования. При этом подчеркивается существенное место финансового анализа в аудите, комплексный подход к оценке финансовых условий и результатов деятельности экономического субъекта.
Важное внимание уделяется аудиту бухгалтерской отчетности. Изложение данного вопроса начинается с задачи аудита бухгалтерской отчетности – установления ее достоверности, затем излагается последовательно методика аудита. Особо выделяется методика аудита достоверности бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, осуществления аудита в условиях компьютерной обработки данных учета и отчетности.
Авторы учебного пособия справедливо выделили в особую главу группу вопросов о значении аудиторских доказательств и предъявляемых к ним требованиям. При этом детально излагаются вопросы о видах аудиторских доказательств, источниках и методах их получения.
Много внимания уделяется аудиторскому заключению, его сущности, формам и принципам составления.
Для подготовки специалистов по аудиту существенное значение имеют такие вопросы, как контроль качества аудита, профессиональная подготовленность и этика аудитора. Этим вопросам посвящены отдельные параграфы учебного пособия.
В целом учебное пособие “Аудит”, подготовленное и изданное Российской экономической академией им. Г.В.Плеханова, сыграет положительную роль в развитии аудиторской деятельности в России и окажет существенную помощь в организации и определении направлений научных исследований в области независимого (аудиторского) контроля, в подготовке высокопрофессиональных кадров аудита.
Это пособие поможет студентам вузов в изучении закономерностей и противоречий развития рыночной экономики в России, включая такой ее специфический сектор, как “теневая” экономика, облегчит вхождение их в жизнь и подготовит к борьбе с негативными явлениями в формировании и использовании финансовых средств.
При последующем переиздании учебного пособия “Аудит” целесообразно: увеличить его тираж, внести в него отдельные дополнения, например, об утверждении федеральным законом понятия “аудит”, его видов и пользователей, о научном определении концепции развития аудита в России, о специфике аудиторской деятельности различных категорий пользователей ее результатов, о порядке взаимодействия аудита с органами государственного финансового контроля; несколько расширить параграф “Контроль качества аудита” за счет подробного описания внешнего контроля как со стороны государства, так и различных общественных организаций.
Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии информатизации
Комментарии