search
main
0

Аудиогид, журнал, фильм

Как школьники создают медиапроекты с нуля

Как помочь школьникам найти свой талант? Центр педагогического мастерства и Ассоциация победителей олимпиад всегда приглашают пробовать себя в олимпиадах и соревнованиях. Но кроме этого важно показывать, как полученные знания применить в современном мире. Например, в мире медиа. С 2022 года Ассоциация победителей олимпиад знакомит школьников со сферой современных медиа – причем не на обычных курсах с лекциями и семинарами, а через реальные медиапроекты. Кажется невероятным, что всего за неделю команда школьников без опыта в медиа может создать свой сайт, написать сценарий фильма, выпустить журнал. И все это от идеи до публикации. Школьники работают под руководством профессиональных наставников, но делают все сами: концепции, тексты, фотографии, дизайн и даже верстку. В течение проекта группа учеников превращается в настоящую команду редакции. Все медиапроекты построены вокруг культурных явлений. С одной стороны, участники изучают отдельное литературное направление, культурную эпоху или творчество писателя. С другой – понимают, как эти знания применить в современном технологичном мире, осваивают актуальные профессии в сфере культуры. На таких образовательных программах складывается особая атмосфера; некоторые ребята снова и снова возвращаются за такими впечатлениями. Мы решили побеседовать с Ульяной ШАРКОВИЧ, которая участвовала во всех крупных медиапроектах АПО, и узнать, почему же ей хочется к ним возвращаться.

 

«Услышь мое имя – Марина»

В рамках первого такого медиа­проекта под руководством преподавателя Анастасии Сумеди ребята делали путеводитель по цветаевской Москве. Он до сих пор остается одним из самых масштабных: буквально за неделю команда школьников смогла разработать маршрут по городу, создать аудиоспектакль и сайт проекта. Вот как об этом рассказывает Ульяна:

– У нас были как теоретические пары, с помощью которых было проще погрузиться в контекст и атмосферу проекта, так и практические, на которых мы брейнштормили, создавали наметки для проекта, а после воплощали их в жизнь. Жанр аудиоспектаклей еще не так популярен, а нам хотелось сделать не просто скучный шаблонный аудиогид, а рассказать слушателю через тексты события, которые связывали Цветаеву с местами на нашем маршруте. Хотелось сделать так, чтобы можно было визуализировать тексты, прочувствовать их, а может, даже увидеть глазами современников поэтессы. Так как для меня это был первый подобный проект, да и в целом знакомство с литературным миром и медиасферой, я получила опыт работы в команде, написания литературных текстов, приобрела некоторые навыки работы на платформе Tilda (платформа для создания сайтов). В итоге у нас получился аудиоспектакль, который раскрывает, как мне кажется, красиво и подробно события жизни Цветаевой и ее современников в столице. Мне запомнилась экскурсия по Пушкинскому музею: нам рассказали, что его основателем был отец поэтессы, и объяснили, почему основная экспозиция устроена именно так, почему все задумывалось именно таким образом. А еще именно на этом проекте я прикоснулась к историческим танцам, за что огромное спасибо нашей руководительнице!

 

«Дом, где опять не спят»

Вскоре после этого проекта с его руководительницей Анастасией Сумеди связались из музея Цветаевой в Болшеве, заинтересовавшись форматом. В этот раз ребятам предстояла ответственная работа: необходимо было не просто создать продукт, но и согласовать его концепцию с музейными работниками и впоследствии защитить результат перед ними.

– В первый день ездили в сам музей, слушали экскурсию и погружались в атмосферу проекта, а дальше – пары, брейнштормы, написание текстов, – вспоминает Ульяна. – Мы снова работали в жанре аудиоспектакля, но на этот раз делали специальную «фишку» для дома-музея. В финале нужен был человек, который будет вести презентацию проекта. Я сама не поняла, как вызвалась, потому что боялась публичных выступлений в любом их проявлении. Однако именно тогда я получила первый опыт ведения официальных мероприятий. В итоге у нас родился аудиоспектакль – путеводитель по дому-музею, который позволяет каждому слушателю создать свой уникальный образ Марины Цветаевой как поэта. Помню, как сидела в перерыве на лавочке на территории музея, и меня настолько вдохновила атмосфера происходящего, что я написала стихотворение в непривычном для себя ритме.

Если когда-нибудь посетите дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве – не забывайте про работу ребят! Иммерсивный аудиоспектакль поможет максимально погрузиться в атмосферу жизни поэта.

 

Сны Островского

Не все проекты можно уместить в неделю напряженной работы на образовательной площадке или выездной школе – некоторые требуют гораздо большей внимательности, исполнительности и сосредоточенности. Таким проектом является документальный фильм к 200‑летию со дня рождения А.Н.Островского.

– В этом проекте было больше теоретических занятий, чтобы мы могли грамотнее создать концепцию, и каждая команда учеников написала свой сценарий, – рассказывает Ульяна. – К тому же мы посетили несколько спектаклей, поставленных по мотивам пьес Островского. Уникальность проекта была в самом его жанре, для меня было необычно поучаствовать в съемках фильма.

Ребята не только почерпнули знания на теоретических парах, но и успели посетить множество театров, побеседовать с актерами, костюмерами и зрителями, уже прописали сценарные сетки. За основу была взята концепция снов: участники проекта разделились на группы, каждая из которых прописывала свой собственный кусочек, свой сценарий «сна» Островского. Сейчас фильм находится на стадии постпродакшена – по подготовленным сеткам производится финальный монтаж. Вместе с вами с нетерпением ждем премьеры фильма!

– Мы хотели создать образовательный фильм, который рассказывает о жизни драматурга, его пьесах, – отмечает Ульяна. – Мне было интересно узнать внутреннюю кухню и процесс создания фильмов, получить опыт написания сценария и знания о театральном мире. Проект еще в процессе, но наша команда уже смогла посмотреть свой отрывок фильма, и я надеюсь, что у нас получится воплотить в фильме те образы, рассказать зрителям что-то новое об Островском. Однако мне проект дался тяжело, потому что занятия проходили во время учебного года – было непросто совмещать.

 

Авангард и современный дизайн

В начале июля 2023 года прошла образовательная площадка по медиа, на которой команды школьников работали в разных мастерских, создавая сразу несколько продуктов. Ребята верстали научный и литературный журналы, готовили контент для социальных сетей, проводили медиаисследования на английском языке и даже снимали кино!

Ульяна в этот раз участвовала в мастерской под названием «Авангард и современный дизайн»:

– Мы создавали зин (зин – маленькое печатное издание, слово образовано от английского magazine), вдохновленный эпохой авангарда. Для этого на уроках мы погружались в атмосферу эпохи, изучали не только русский, но и зарубежный авангард. Практических пар тоже было много: мы учились работать в дизайнерских программах, создавали собственные коллажи, кто-то писал тексты для нашего зина. Уникальность проекта была в формате создаваемого печатного издания, так как зин пока что нечасто встретишь на полках книжных магазинов. Я много работала именно с дизайнерскими программами, прокачала навыки в этой сфере. Поняла, что авангард – близкая мне по духу эпоха, и открыла для себя новые жанры и способы написания стихотворений, оформления текстов. Осознала, что смыслы, заложенные в любом виде искусства эпохи авангарда, мне интереснее раскапывать, изучать и осознавать. Наверное, это мой самый любимый из проектов, потому что знания и навыки, которые я получила, раскрыли меня с новой стороны. А еще я безумно люблю момент, когда мы презентовали наш зин, потому что мы сделали это так лаконично и по-авангардистски!

 

Советский андеграунд

Следующим медиапроектом стал лонгрид по советскому андеграунду. На протяжении недели ребята раскапывали архивы, изучали монографии авторов, вместе с руководителями проекта разбирались в творчестве поэтов и изучали практическую сторону вопроса – в этот раз проект был создан на платформе Tilda. Ребята посещали занятия, а потом сами выбирали темы и авторов, с которыми им хотелось работать.

– У нас каждый день были пары для изучения исторического контекста, а затем практические занятия, на которых мы брейнштормили, создавали тексты и непосредственно лонгрид, – делится Ульяна. – Мы хотели сделать наш продукт познавательным и помогающим прочувствовать атмосферу того времени, с которым мы работали.

Много внимания создатели проекта уделяли визуальной составляющей – подбору фотографий, анимации и иллюстрациям. Участники создавали цветовую палитру, которая в полной мере отражала творчество разных авторов.

– Здесь я снова работала больше в дизайнерских программах, усовершенствовала свои навыки в создании сайтов. Эта работа помогла мне полюбить и поэзию, и в целом искусство эпохи андеграунда, от которой до этого я была далека. Я чувствую, что в каком-то смысле духовно выросла за эту смену, – убеждена Ульяна Шаркович.

 

Любовь ПАРФЕНОВАЕлена ЧУРИКОВА (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте