В Свердловском педагогическом университете мне рассказали историю из недавно завершившегося вступительного сезона. На заочную форму обучения поступила девушка с дипломом о высшем образовании, который для многих выглядит более весомым и ценным в наше время, чем педагогический, – «менеджмент, аудит», полученном в престижном Уральском техническом университете. Она откровенно пояснила: первый диплом был для родителей. Сейчас же девушка желает освоить специальность, которая по душе ей лично – «педагогика и методика дошкольного образования».
В уральском педвузе, где готовят специалистов по 67 направлениям высшего профессионального уровня и 2 – среднего специального, в целом недобора студентов нет. Статистика: на очное отделение поступили 1307 человек, из них 840 – на бюджетные места. Средний конкурс был выше, чем раньше: 4,8 человека на место, заявлений подано на тысячу больше в сравнении с прошлым годом. Однако на технические специальности конкурс ушел в минус: из 50 «математических» мест оказалось занято лишь 36. Зато на самые востребованные в нынешнем сезоне заметно вырос. Например, на единственное бюджетное место по специальности «связи с общественностью» было подано 112 заявлений. Традиционно высок интерес к юридическим, психологическим, социальным, экономическим, лингвистическим направлениям.
Уровень школьной подготовки абитуриентов также сильно различался по факультетам. Промышленная Свердловская область не показала высоких результатов ЕГЭ по физике, математике и информатике. В то время как средний проходной балл в педагогическом университете был равен 159, на технические специальности он не дотягивал до 120, зато на гуманитарные поднимался выше 220.
Руководитель приемной комиссии Надежда Кривощекова категорически не согласна с мнением, что в педвузы идут заведомо слабые абитуриенты. Проблему она видит в другом: куда новоиспеченные первокурсники, через пять лет дипломированные выпускники, придут? «Со мной в приемной комиссии работали девчата, рассказывали: обращались в школы, а их не брали – мест нет». Школа принародно «плачет» по поводу старения педагогов, однако не заинтересована в том, чтобы брать молодых: пенсионеры не уходят.
Стабильно популярен в педвузе факультет иностранных языков – около семи человек на место. Здесь истинная, а не поверхностная проблема очевидна: поступают учиться «на учителя» много ребят – в школы приходят единицы, именно на преподавателей английского во многих учебных заведениях вакансии.
Проректор по учебной работе Свердловского педагогического университета Алевтина Симонова рассказывает о проведенном исследовании. Вопрос, который задавался вновь поступившим, звучал так: «Хотите ли вы работать в школе, с детьми?» 88 процентов анонимно анкетированных ответили утвердительно, однако на вопрос, пойдете ли работать в школу, примерно столько же дали отрицательный ответ. Причины: низкая зарплата и проблемы с жильем. В большом городе аренда комнаты стоит дороже, чем труд преподавателя в течение месяца.
«У нас действует центр трудоустройства, проводится ярмарка вакансий, – разъясняет Алевтина Александровна. – Удивительно, но на последней присутствовало немало представителей непедагогических организаций, фирм, а вот от школ очень мало».
Школа же жалуется на то, что уровень подготовки молодых специалистов не соответствует требованиям времени. До сих пор действуют госстандарты 2005 года, и те, кто пришел «за высшим образованием» в этом сезоне, по-прежнему будут учиться по ним. Обновление курсов если и возможно, то лишь в вариативном блоке. В свердловском педвузе действуют такие современные спецкурсы, как «Новая школа», например. Свобода для студента-педагога, говорит Алевтина Симонова, в основном распространяется на сферу технологии преподавания: здесь выбор за конкретным учителем.
Екатеринбург
Комментарии