Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка для последующего приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Другими словами, аттестация – это работа по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Некоторые руководители системы образования полагают, что в учреждениях образования нет ни вредных, ни опасных производственных факторов и что работники образования работают только в благоприятных условиях, а поэтому им не положены никакие льготы, которыми обеспечиваются, например, работники промышленных предприятий.
Работники образования оказывают услуги населению по воспитанию и обучению детей. Из этого следует, что образовательные учреждения занимаются производственной деятельностью. Поэтому обеспечение работников образования, занятых на работах с вредными условиями труда, бесплатной специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, молоком, мылом, предоставление дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня должны осуществляться так же, как и на промышленных предприятиях. Не случайно педагогу предоставляется очередной отпуск продолжительностью в 56 календарных дней, тогда как для других работников этот отпуск составляет 28 календарных дней. В соответствии с Законом «Об образовании» постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» продолжительность удлиненного отпуска установлена от 42 до 56 календарных дней. Такой продолжительности отпуск предоставляется за особый характер работы (за работу с детьми). Особый характер работы педагогов просматривается даже в Правилах внутреннего трудового распорядка. Но создаются ли условия для работы педагога, учитывающие эти особые условия труда? Например, в большинстве школ теплый воздух подается по воздуховодам с устроенным вводом в класс на высоте около одного метра от потолка. К весне зона стены над решеткой такого приточного воздуховода покрывается темным маслянистым пятном. Это пятно образуется от забираемого воздуха с улицы через заборную камеру, отверстие которой проектировщики разместили на высоте около двух метров над уровнем земли. На такой высоте в городских условиях концентрируются тяжелые промышленные, коммунальные, бытовые, автомобильные выхлопные и другие газы, которые подаются через калориферы (не путать с кондиционерами). Этим воздухом дышат 26 человек. Они же выдыхают еще более загазованный воздух. Во всех типовых проектах школ предусмотрены комнаты гигиены женщин. В штатном расписании работников, обеспечивающих работу такой комнаты, нет. Из общего количества школ лишь в незначительной их части (около 5%) действуют комнаты гигиены женщин, а в детских садах даже типовыми проектами эти комнаты не предусмотрены. О какой гигиене в такой ситуации можно говорить?!
В одном из центров аттестации рабочих мест по условиям труда руководителю был задан вопрос о проведении замеров электромагнитных излучений очень низкой (ОНЧ) и крайне низкой (КНЧ) частоты. Директор ответил, что у них нет таких приборов. Однако все документы по АТРМ аттестованным организациям выданы и деньги с них получены.
Приказом Госкомобразования СССР от 20.08.1990 г. №579 было утверждено «Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР». Согласно этому положению были установлены доплаты за работы, связанные с мойкой посуды, тары, работы за дисплеями ЭВМ; работы, связанные со стиркой, сушкой и глажением спецодежды, с приготовлением дезинфицирующих растворов, работы у горячих плит и так далее. Нормативного документа об отмене таких доплат не было и нет. Однако работодатели в системе образования, не создав благоприятных условий труда, не объясняя причин, лишили работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, ранее установленной доплаты. Напомню, что в соответствии с действующим законодательством работник может обратиться с требованием об установлении доплат за работу в неблагоприятных условиях труда в комиссию по трудовым спорам, в профсоюзный комитет, в Государственную инспекцию по труду, в народный суд. При этом решение комиссии по трудовым спорам имеет силу исполнительного листа.
В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ для соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждом учреждении, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Но в бюджете Департамента образования нет статьи расходов на создание и обеспечение безопасных условий труда. Работодатели учреждений образования Москвы поставлены в условия, когда Московский городской комитет профсоюза требует выполнения Трудового кодекса РФ в части охраны труда, а бюджетного финансирования этих необходимых мероприятий у работодателей нет. Отсутствие финансирования мероприятий по улучшению условий труда – первопричина роста показателей травматизма как производственного, так и связанного с учебно-воспитательным процессом.
Следует отметить, в большинстве учреждений образования Москвы созданы службы охраны труда, в этом существенна роль профсоюза, настаивающего на создании таких служб. Например, между окружным управлением образования и профсоюзной организацией Северо-Западного округа заключено Соглашение по защите трудовых и социально-экономических прав работников образовательных учреждений. В соответствии с этим соглашением управление образования обязалось:
– выплачивать преподавателю – организатору основ безопасности жизнедеятельности либо иному педагогическому работнику за выполнение обязанностей специалиста по охране труда учреждения 30% от ставки 14-го разряда ЕТС;
– определить доплату специалисту за выполнение обязанностей по эксплуатации электрохозяйства образовательного учреждения в размере минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне.
Порядок проведения аттестации
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569 «Об утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда», предписывающим оценку самых различных факторов. При этом к опасным производственным факторам относят те, воздействие которых на работника приводит к травме, к вредным – факторы, воздействие которых на работника приводит к заболеванию. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические, тяжесть и напряженность трудового процесса. Факторы трудового процесса – напряженность труда, к которой относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти, в зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными. Гигиенические нормативы условий обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.
Более всего педагоги испытывают интеллектуальные и эмоциональные нагрузки. Интеллектуальные нагрузки обуславливаются степенью сложности задания педагогического работника и зависят от информированности по данному вопросу. Например, воспитателю недостаточно знать дошкольную педагогику, ему необходимо быть в курсе всех научных обоснований по тому или другому вопросу. Оценка интеллектуальных нагрузок должна производиться с учетом того, имеется ли у педагога достаточная и необходимая информация или же есть некоторая степень неопределенности. Необходимо учитывать сенсорные нагрузки, длительность сосредоточенного внимания, число производственных объектов (детей) и так далее. Для определения уровня интеллектуальных нагрузок существуют специальные методики. Эмоциональные нагрузки зависят от степени ответственности, значимости ошибки, степени риска для собственной жизни, жизни детей.
Каждый работник, прежде чем поставить свою подпись в Карте аттестации своего рабочего места, должен с ней детально ознакомиться, при необходимости задать членам аттестационной комиссии вопросы. Важно убедиться в том, что определенный в карте класс опасности соответствует характеристикам его работы. Так, если в карте будет записан класс опасности 2 (а не 3.1 или 3.2), то ни на какие льготы по продолжительности рабочего времени, отпуска, доплат и даже на специальную одежду, на мыло можно не рассчитывать. Поэтому помимо обязательных периодических инструктажей законодатель обязал работодателя проводить обучение всех работников по условиям и охране труда.
Если вас не удовлетворяют результаты аттестации, вы можете обратиться к уполномоченному профсоюзной организации по охране труда, в профсоюзные органы, в государственную инспекцию труда в Москве.
Федор ПОПКОВ, главный технический инспектор труда МГО профсоюза
Комментарии