search
main
0

Аттестация пройдена. Советы тем, кому это еще только предстоит

​Мы побеседовали с успешно прошедшими аттестацию кандидатами, которые были назначены руководителями.

Ольга АСАЯНОВА, директор Центра образования «Технологии обучения» (на момент аттестации: 41 год, старший преподаватель МПГУ, аттестована 6 апреля 2016 г. сроком на 2 года)- Ольга Юрьевна, что побудило вас пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации и почему?- В течение 15 лет я работала в различных сферах образования: школьным учителем, преподавателем для студентов и учителей в университете, разработчиком учебных программ, даже тренером в программе профессионального развития педагогов.Школа – место, где все соединяется: новые технологии, перспективы; каждый ученик, учитель – это неожиданные идеи, проекты, каждый раз исключительные истории – это интересно, это захватывает! Важно чувствовать себя сопричастным к большому процессу, к диалогу, иметь возможности изменить многое к лучшему, реализовать новые идеи.- Ольга Юрьевна, поделитесь с читателями «Учительской газеты-Москва», что нужно сделать, чтобы успешно пройти аттестацию? Сколько времени вы потратили на подготовку? – Чтобы успешно пройти аттестацию тем, кто проходит ее в первый раз, нужно быть максимально честным с собой: да, необходимо прочесть огромный список литературы, который рекомендуется для подготовки, нужно постараться что-то запомнить, как-то сложить в голове огромные объемы информации, кое-что просто выучить. Неподготовленному человеку сложно, но сразу понятен круг тех задач, с которыми придется столкнуться. Аттестация – это шанс самому оценить свои возможности и способности, готовность к будущей работе.Моя подготовка заняла два месяца: интенсивное чтение, выписывание, запоминание. Большой сложностью было отсутствие управленческого опыта: большинство нормативных актов, приказов и распоряжений не имели практического подкрепления. Думаю, что действующим директорам готовиться легче – ведь они уже «живут» и работают по этим правилам, руководствуются ими в своей ежедневной работе. Что такое 44-ФЗ или приказ ДОгМ №922 – учителю знать необязательно, а директору крайне необходимо, как и многие другие документы. – Очень многие аттестуемые весьма удачно преодолевают первый этап (тестирование), а вот при прохождении второго этапа аттестации (собеседование) испытывают весьма существенные трудности. – Конечно, публичное выступление не самая простая вещь, тем более когда могут быть неожиданные вопросы. Архивы видеозаписей оказали мне огромную помощь – они учат! Правда, времени на подготовку потребовалось уже меньше: я посмотрела 6-7 заседаний. Вопросы, которые задаются членами аттестационной комиссии, позволяют совершенно точно определить приоритеты московской системы образования, учат ориентироваться в смоделированных ситуациях (кейсах), однозначно показывают, что школа – это территория огромных возможностей для ученика и учителя, нужно научиться их видеть и правильно использовать. Просмотр видеозаписей дает возможность понять, какие требования сегодня предъявляются к руководителям и как нужно построить ответ: говорить определенно и предметно, не вдаваться в рассуждения, называть конкретные результаты. Самый непростой для меня оказался вопрос – планы на будущее, даже не непростой, а скорее более ответственный – наговорить можно много, а все ли удастся сделать? Честно, аттестация мотивирует!- Какие советы вы можете дать тем, кто впервые выходит на аттестацию?- Нужна самооценка: беспристрастно посмотреть на свою работу, оценить свои возможности, результаты и перспективы, продумать аргументированные ответы. Поэтому совет один – будьте честны перед самим собой!- На ваш взгляд, требует ли процедура аттестации на должность руководителя каких-либо изменений?- Не требует. Аттестация – это экзамен, если не сдал – сразу пересдавать не стоит, просто вы еще не готовы!- На ваш взгляд, можно ли научить профессии «директор школы»? – Нельзя. Как и в любой другой профессии, образования, полученного однажды, не хватит. Кто-то сказал, что для того, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро двигаться. Директор школы – профессия, которая складывается в том числе и из опыта – каждый день я учусь новому. Критерии эффективной работы директора московской школы понятны, но ведь далеко не все из моих показателей являются оптимальными – есть к чему стремиться! В Москве много отличных программ повышения квалификации, проходят многочисленные семинары и тренинги, рядом с нами работают выдающиеся педагоги и директора, люди, создавшие уникальные школы – это задает вектор профессионального развития и даст новые ориентиры.Ирина КОЛОБАЕВА, директор Дома детского творчества на Таганке (на момент аттестации: 38 лет, учитель-логопед СКОШИ №79, аттестована 26 июля 2016 г. сроком на 2 года)- Ирина Николаевна, а вы как считаете, что нужно сделать, чтобы успешно пройти аттестацию? – Нужно иметь знания, опыт, веру в себя, поддержку семьи и огромное желание реализовать свой личный проект карьерного роста. Сейчас я прохожу обучение по программе «Эффективный руководитель 2.0»: на интерактивных занятиях я получаю много практических советов и знаний, которые пригодятся мне в работе и при прохождении аттестации.- Успешная процедура аттестации стала одним из оснований для назначения вас на должность руководителя образовательной организации. Было ли это для вас неожиданным или это было логическим продолжением вашего личного проекта карьерного роста?- Когда все испытания были пройдены, я получила назначение на должность руководителя ДДТ на Таганке, у меня появилась возможность реализовать весь свой предшествующий опыт и знания в новой образовательной организации, сделать важный шаг в своем развитии как управленца.- На ваш взгляд, можно ли научить профессии «директор школы»?- Директора образовательной организации должна отличать активная жизненная позиция, подкрепленная хорошими организаторскими способностями. Если человек обладает этими качествами и желает совершенствоваться, то его можно научить всему. Сейчас стартовал новый проект «Рядом с директором». Я думаю, «молодым» директорам будет полезно понаблюдать за более опытными коллегами. Наталья ЛАЗАРЕВА, директор Центра детского творчества «Замоскворечье» (на момент аттестации: 27 лет, педагог-организатор школы №158, аттестована 27 сентября 2016 г. сроком на 2 года)- Наталья Андреевна, когда вы решили пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации и почему? – Аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации я решила пройти потому, что хотела проверить свои силы и знания, потому что важно было реализовать свою потребность быть лучшей версией себя. Ну и, конечно, потому, что хотела стать достойной опорой своему руководителю. Мне было трудно поверить в то, что я действительно могу стать руководителем сама, что меня оценит независимая аттестационная комиссия, и поэтому чувства, которые я испытала, когда была назначена директором, трудно описать. Это и радость, что не подвела систему образования, и гордость за себя, и надежда, что смогу сыграть свою роль в развитии московского образования.- Сколько времени вы потратили на подготовку?- По иронии судьбы готовилась я немного – мне помогли и юридическое образование, и здравый смысл, и такое качество – чисто личное – как включенность в процесс, благодаря которому я многое знала и помнила. Но, конечно, объем знаний, который реально необходимо иметь, огромен. Для прохождения аттестации есть список рекомендованной литературы. Он занимает 24 страницы мелким шрифтом. Это большое количество нормативно-правовых актов, многие из них тяжелы для понимания человеку, не имеющему опыта чтения нормативных документов. Но и это бесценный опыт, ведь любому из нас необходимо научиться читать подобные тексты, разбирать их, понимать. Могу сказать, что уже полгода прошло с момента моей аттестации, а я до сих пор читаю и перечитываю эти документы и многие из них  начинаю понимать только сейчас, когда могу их применить. Более того, я очень жду, когда у меня появится дополнительное время, чтобы изучить весь массив информации, который предлагается кандидатам, в деталях и комментариях. – Что для вас было самым сложным в процедуре аттестации и почему? Как вам удалось преодолеть эти сложности?- Наиболее сложным было пройти тестирование, поскольку эта часть процедуры требует уверенного владения информацией, навыка пользования собственной памятью – многие люди в общих чертах знают содержание тех или иных документов, но совершенно не могут применять эти знания на практике. Тестирование требует четкого однозначного ответа. При этом следует понимать, что вопросы изложены предельно конкретно, но и там могут быть трудности «перевода» с «юридического» на «человеческий», что может вызывать затруднения. Мне было сложнее, чем на трибуне, потому что на трибуне все зависит только от тебя – как ты говоришь, что ты говоришь, как хорошо ты знаешь ситуацию, насколько быстро реагируешь, насколько хладнокровно и беспристрастно оцениваешь ситуацию и, к слову, самого себя. С другой стороны, для многих людей трибуна – большой стресс, и в случае, если есть хотя бы малейшая опасность оказаться парализованным от страха, лучше перед выступлением посетить психолога. – Какие советы вы можете дать тем, кто впервые выходит на аттестацию?- К аттестации однозначно нужно готовиться – читать и перечитывать документы, изучить сайты школ, занимающих лидирующие позиции в рейтинге, изучить сайт Департамента образования. Обязательно смотреть селекторы – человек, идущий на аттестацию, должен быть «в теме» происходящего, понимать основные тенденции в развитии образования, понимать ожидания города, предъявляемые к образованию. Конкретно к собеседованию есть смысл готовиться только с психологической точки зрения и только в случае, если психика подсказывает, что такая помощь может понадобиться. Самое главное – знать свои сильные стороны, говорить чисто и грамотно, не пугаться вопросов, хорошо понимать ценности системы образования и отдавать себе отчет в том, что на тебя смотрят не только члены жюри, но и коллеги и, возможно, даже люди со стороны. – На ваш взгляд, требует ли процедура аттестации на должность руководителя каких-либо изменений?- Возможно, неплохо включить в процедуру собеседования теоретические вопросы или кейсовые задания, но мне кажется, что опытные члены аттестационной комиссии за долгие годы научились «считывать» людей, и сам процесс собеседования – возможность для кандидата показать себя с лучшей стороны, а по ходу собеседования члены аттестационной комиссии выберут лучших из лучших. Владимир ЩЕРБАНЬ, директор школы №1929 (на момент аттестации: 28 лет, старший методист школы №2104 на Таганке, аттестован 8 июня 2016 г. сроком на 2 года)- Владимир Николаевич, почему вы решили пройти аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации?- Работая в должности учителя и выполняя дополнительный функционал, я сформировал свое видение дальнейших путей развития образовательной организации, в которой я работал. Но в то же самое время я осознавал, что у меня есть определенный дефицит знаний и навыков. Чтобы ликвидировать эти пробелы, я поступил на курс переподготовки «Менеджмент в образовании» в МИОО. И уже в период обучения на этом курсе у меня сформировалось четкое убеждение в необходимости прохождения публичной аттестации. – Что для вас было самым сложным в процедуре аттестации и почему? Как вам удалось преодолеть эти сложности?- Для меня самым сложным этапом была вторая часть аттестации – собеседование. Результат тестирования не является залогом успешного прохождения аттестации, а вопросы могут быть самыми неожиданными. Здесь проверяется такая черта характера, как умение «держать удар». Преодолеть эти сложности мне помог опыт работы классным руководителем. – Какие советы вы можете дать тем, кто впервые выходит на аттестацию?- Верить в себя и идти к поставленной цели!- На ваш взгляд, требует ли процедура аттестации на должность руководителя каких-либо изменений?- Первую часть – тестирование – я бы не менял. Она способствует не зазубриванию тех или иных пунктов нормативных документов, а осмыслению их. Я думаю, что необходим еще один этап – определение психологической готовности к должности руководителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте