search
main
0

Аттестация педагогов как форма повышения квалификации

Особенности компетентностного подхода

В современном информационном обществе постоянно происходят изменения: благодаря научно-техническому прогрессу – в научных сферах; меняются технологии и методики; совершенствуются подходы и конкретизируются идеологические принципы построения структуры знаний, что в свою очередь приводит к корректированию мировоззрения, то есть взглядов человека на те или иные процессы, явления, инструменты и механизмы.

По мнению ученых, концептуальное и нормативное обеспечение развития информационного общества представляются неразрывными процессами, так как любые идеи и положения программного характера не могут быть реализуемы вне экономического, управленческого, духовно-нравственного и, конечно, правового обеспечения, с чем сложно не согласиться.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей, что в свою очередь оказывает влияние на формирование компетентностного подхода, на котором основывается аттестация педагогических работников. Тем самым коммуникации образовательной среды – это элемент нового технологического уклада, который формируется в России на современном этапе, в том числе в сфере проведения аттестации педагогических работников.
Вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности образования определены важнейшим приоритетом российской государственной научно-технической и образовательной политики, решение которых напрямую зависит от профессионального и квалификационного уровня педагогических работников. В свою очередь применение новых технологий в определенной степени ведет к упрощению процедуры аттестации педагогических работников, так как процедура приобрела новый информационный формат, например, заявления принимаются только в электронной форме. Сам процесс становится более авторизированным.
Вопросы по аттестации педагогических работников всегда были, есть и будут актуальными. Наиболее распространенные причины, оказывающие влияние на мотивацию педагога иметь квалификационную категорию: возможность продвижения по карьерной лестнице; признание общественности, своих коллег; наличие квалификационной категории является индикатором эффективности и качества работы педагога, дает общую оценку профессиональной деятельности учителя в системе общего образования (или преподавателя в системе среднего профессионального образования); дополнительные стимулирующие выплаты педагогам, имеющим определенную квалификационную категорию; система аттестации является основой для планирования курсов повышения квалификации педагогических работников. Таким образом, аттестация так или иначе выявляет перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников, а значит, определяет состав учителей – активных участников инновационных изменений региональной системы образования, в том числе передовиков по внедрению новых образовательных технологий (на разных уровнях) и разработчиков проектов нормативных правовых документов. Тем самым у педагогов появляется возможность не только делиться опытом внутри своей образовательной организации, но и оказывать влияние на региональную и федеральную образовательную систему, реформирование системы образования в целом.
Порядок аттестации педагогических работников устанавливается федеральным законодательством, в том числе ведомственными приказами, региональными нормативными правовыми актами, а также локальными актами образовательных организаций.
В соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится на основе оценки их профессиональной деятельности в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, а также по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Таким образом, аттестация представляет собой комплексную оценку уровня квалификации аттестуемого, педагогического профессионализма и продуктивности его деятельности. Утвержденный ведомственным приказом Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников.
Помимо федеральных нормативных правовых актов на процедуру аттестации оказывают влияние региональные документы, например, в Москве особое значение имеет решение Городской аттестационной комиссии (ГАК) от 30.09.2014, которое ежегодно пролонгируется и вводит упрощенную форму процедуры аттестации для образовательных организаций, входящих в Топ-300 развития рейтинга вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников. Особое значение имеет Отраслевое соглашение между Департаментом образования города Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Поскольку аттестация педагогических работников на соответствие должности «учитель» находится в компетенции самих образовательных организаций, порядок аттестации в данном случае устанавливается локальным актом организации.
На текущий момент в системе аттестации педагогических работников можно выделить некоторые сложности, заключающиеся в разных требованиях (компетентностный подход) и в содержании процедуры аттестации (организационный аспект), однако отметим, что квалификационные категории независимо от региона их получения (субъекта Российской Федерации) действуют на всей территории Российской Федерации:
1) существование одновременно двух документов на федеральном уровне, в которых отражаются разные требования к должности «учитель»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26.08.2010 №761н и приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н;
2) на региональном уровне вносятся многочисленные изменения в процедуру аттестации. Например, согласно решению Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационных категорий Департамента образования города Москвы от 31.10.2018 утверждены критерии оценки результатов прохождения педагогическими работниками тренингов в формате ЕГЭ, метапредметной или компетентностной диагностики, а также расширенный перечень профессиональных конкурсов, результативное участие в которых (победитель, финалист, призер) учитывается при проведении аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории в городе Москве;
3) аттестацию на соответствие должности «учитель» школы проводят самостоятельно. Однако в городе Москве на основании решения ГАК от 30.09.2014 образовательные организации, входящие в рейтинг, могут предоставить педагогическим работникам право прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории в упрощенной форме, согласно которой педагогические работники могут быть оценены внутри образовательной организации по совокупности вклада в результаты своей школы, ставшей лидером столичного образования. Следовательно, аттестация не только на соответствие должности «учитель», но и на соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, может определяться на уровне самих школ. К сожалению, поскольку прозрачности в локальных актах по процедуре аттестации большой части образовательных организаций нет, а решения внутренних аттестационных комиссий зачастую носят субъективный характер, это приводит к конфликтам между учителями и администрацией;
4) в связи с постоянными изменениями в системе образования, появлением новых форм ведения образовательного процесса и инструментов оценивания учителя «устаревшая» модель аттестации педагогических работников постепенно утрачивает актуальность. Если раньше основные требования к уровню квалификации и компетенциям педагога сводились к его образованию и успешному прохождению курсов повышения квалификации, к успеваемости обучающихся, то сейчас это измеряемые качественные и количественные факторы результативности его труда (высокий уровень сдачи обучающимися государственной итоговой аттестации, сдача самим педагогом диагностики в формате единого государственного экзамена на уровне «высокий» или «эксперт», подготовка призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников или заключительного этапа Московской олимпиады школьников, наличие у педагога электронных материалов в Московской электронной школе).
В связи с этим возникает идея разработки новой, прозрачной системы аттестации, предъявляющей одинаковые и объективные требования к педагогам, усиливающей мотивацию и перспективы должностного роста.
Выделим недостатки существующей системы аттестации. На данный момент учителям предлагают два варианта аттестации: присвоение квалификационной категории; соответствие занимаемой должности.
Основной минус предложенных вариантов – отсутствие прозрачности, так как к системе повышения квалификации в каждом регионе Российской Федерации подходят по-разному. Однако подходить к этому вопросу необходимо с точки зрения соблюдения порядка проведения процедуры аттестации. На обозначенную проблему оказывают влияние следующие факторы:
– квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его портфолио. При этом нет согласованных единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и критериев квалификации;
– действующие правила Мин­образования России, утвержденные приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 №276, не позволяют молодому учителю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно присваивается сначала первая категория, затем высшая. Это возможно через два года после последней аттестации;
– портфолио – аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия; для этого учитель затрачивает свое время;
– после аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация заметно снижается; такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.
С целью выполнения президентской инициативы, озвученной по результатам заседания Госсовета 23.12.2015, и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающего осуществление ряда мер для вхождения нашей страны в десятку мировых лидеров по показателям образования, продолжается реализация проекта Национальной системы учительского роста (далее – НСУР). В свете этого важно уточнить, что НСУР – это усовершенствованная форма аттестационного оценивания педагогов, внедрение которой призвано обеспечить точную дифференциацию качества образования и определить границы профессионализма для каждого специалиста, занятого в сфере педагогики.
НСУР выступила с предложением использовать для таких целей три градации:
– учитель – после высшего образования педагог обладает знанием предмета, он легко планирует и проводит урок;
– старший учитель – педагог первой категории, который овладел инновационными технологиями, работает с учениками с ОВЗ, может самостоятельно разрабатывать учебную программу;
– ведущий учитель – педагог высшей категории, который обладает всеми компетенциями предыдущего звена, выступая в качестве интегратора-инноватора и методиста.
Старший учитель занимается наставничеством, что не требует много времени. При этом каждая из вышеописанных градаций имеет свое отдельное ответвление. Апробация нововведений уже проходит в некоторых регионах страны. Среди основных причин, определяющих необходимость внедрения НСУР, специалисты отмечают низкий показатель объективности актуального метода аттестационного оценивания учителей в общенациональном масштабе. Это не позволяет определить показатель качества образования по стране в целом, а значит, и выявить основные проблемы, чтобы наметить пути их решения.

Аркадий ОСОРГИН,
заместитель директора
школы №534

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте