Есть известное выражение: «Если вы знаете одного ребенка с аутизмом, то вы знаете только одного ребенка с аутизмом». И это действительно так. В наши дни примерно один ребенок из ста имеет тот или иной диагноз из спектра аутистических расстройств. Получается, что в каждой образовательной организации столицы обучаются несколько детей с аутизмом.
Дети с РАС различаются по уровню интеллектуального развития и по поведенческим проявлениям – от тяжелого самоповреждающего и агрессивного поведения до незначительных, не препятствующих социализации. Уровень коммуникации варьируется от полной отстраненности до активного поиска социальных контактов.Существует несколько образовательных моделей, которые позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения для ребенка с аутизмом и сделать его успешным для всех участников образования.С 2015-2016 учебного года в Москве реализуется городской образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации». В него включены девять образовательных организаций столицы. Цель проекта – повышение доступности и качества образования детей с расстройствами аутистического спектра на различных уровнях обучения. Городской психолого-педагогический центр осуществляет методическое сопровождение данного образовательного проекта.В его рамках формируются, развиваются и анализируются разнообразные модели организации образовательного процесса для детей с РАС. На данный момент четко выделяются три наиболее эффективные из них. Это организация индивидуального сопровождения обучающихся с аутизмом в образовательной организации, модель «Ресурсный класс» и модель «Автономный класс».- У гимназии накоплен собственный более чем десятилетний опыт успешной работы с детьми с РАС, – отмечает руководитель психолого-педагогической службы образовательной организации Софья Розенблюм, – однако в последние годы с принятием нового закона об образовании, введением ФГОС для детей с ОВЗ и включением гимназии №1540 в проект «Инклюзивная молекула» наша модель выстроилась в достаточно стройную систему. У нас нет отдельных классов для детей с ОВЗ, однако практически все классы с 1-го по 11-й являются инклюзивными. Наиболее интенсивная помощь оказывается на этапе начальной школы. Все дети с РАС являются учениками обычных классов. При необходимости их сопровождает тьютор. Дети с РАС включены в общую систему сопровождения обучения специалистами службы ППС в начальной школе. Эта система предполагает, что все специалисты (нейропсихолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) прежде всего работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа. – Сентябрь является диагностическим месяцем, – добавляет Розенблюм, – когда специалисты службы ППС наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а также в конце года для выработки плана работы на следующий год. В течение года мы обычно ведем видеозаписи уроков, чтобы потом обсудить их на заседаниях консилиума. – В 5-7-х классах модель сопровождения детей с РАС, – поясняет руководитель психолого-педагогической службы гимназии №1540, – основана на технологии разноуровневого обучения. Вся параллель делится на группы по основным предметам, это создает возможность некоторой индивидуализации учебной траектории для каждого ребенка. Кроме больших групп создается еще малая группа для тех детей, кому тяжело учиться в большом классе, кто нуждается в максимально индивидуализированном подходе. В начале 5-го класса дети с РАС обычно попадают в такую группу. Однако по мере адаптации в средней школе мы стараемся постепенно переводить их в большие группы. С 8-го по 11-й класс в гимназии осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5-го по 7-й класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребенку с РАС. В этой ситуации составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя в том числе и дистанционные технологии. Продолжается сопровождение ребенка и семьи подростковым психологом.Мы используем разные педагогические технологии сопровождения детей с РАС на этапах начальной, средней и старшей школы, однако важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения в школе.Две следующие образовательные модели вызывают большой интерес как у родителей детей с аутизмом, так и у специалистов образовательных организаций. Это модели «Ресурсный класс» и «Автономный класс».«Ресурсный класс» – это не отдельный класс. Это особая среда, которая помогает реализовать специальные образовательные условия для конкретного ребенка. Модель предполагает организацию в школе отдельного помещения, в котором ребенок с аутизмом получает дополнительную поддержку. Ученики, посещающие ресурсный класс, зачислены в общеобразовательные классы. Зачастую проблемы с поведением, коммуникативные трудности не позволяют ребенку с аутизмом быстро, легко и самостоятельно адаптироваться в школьной среде. Ему может быть необходим переходный период с постепенным вхождением в условия общеобразовательного класса. И ресурсный класс становится для обучающегося с аутизмом той самой «подушкой безопасности», которая позволяет сделать историю его школьного обучения историей успеха.Обычно на начальном этапе адаптации более 50 процентов учебного времени ребенок с аутизмом проводит в своем общеобразовательном классе, получая необходимую поддержку тьютора. Тьютор помогает организовать образовательный процесс, адаптирует учебные материалы, инструкции учителя, а также помогает ребенку выполнять задания во время уроков и общаться с одноклассниками, включаться с ними в совместную деятельность. В ресурсном же классе ребенок может преодолевать трудности, связанные с освоением образовательной программы, своими сенсорными особенностями, проблемами поведения.Некоторые школьные предметы могут быть сложны ученику с РАС для освоения в условиях общеобразовательного класса. Ему может понадобиться больше времени для изучения какой-то темы. Поэтому на некоторые уроки ребенок может переходить в ресурсный класс и изучать тот же предмет один на один со своим тьютором или в малой группе. Например, ребенок находится в общеобразовательном классе на уроках «Чтение» и «Окружающий мир», а на уроке математики переходит в ресурсный класс, после чего возвращается в общеобразовательный на физкультуру. Такой режим позволяет уделить больше времени каждой теме, проработать проблемные моменты по несколько раз. Основная цель модели «Ресурсный класс» – это постепенное наращивание времени обучения ребенка с аутизмом в общеобразовательном классе, начиная с максимально возможного для ребенка на момент начала обучения до полного 100% включения, и постепенное снижение тьюторского сопровождения.- На базе школы №2009, СП №2, функционируют два ресурсных класса, – рассказывает учитель Мария Емельянова, – реализующие модель инклюзивного образования для 15 детей с РАС. Наша школа обеспечивает движение детей с РАС по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволяет им осваивать стандарт начального общего образования, способствует их социализации и развитию индивидуальных способностей. Все учащиеся с РАС являются учениками общеобразовательных классов и получают поддержку специалистов, работающих в ресурсном классе, в необходимом объеме. Большинство обучающихся посещают 50-80 процентов учебных занятий в общеобразовательном классе. Остальные уроки с учащимися проводятся в зоне ресурсных классов по индивидуальным программам, как индивидуально, так и в форме фронтальных занятий. Мы считаем фронтальную форму работы наиболее эффективной для развития навыка работы в группе детей с РАС, что в дальнейшем позволяет успешно включиться в работу общеобразовательного класса, соблюдая правила проведения.Вторая модель – «Автономный класс» – представляет собой отдельный класс в образовательной организации, в котором ребята с аутизмом обучаются большую часть времени. Но данная модель включает в себя обязательный инклюзивный компонент. Ученик автономного класса посещает определенные учебные предметы в одном из общеобразовательных классов в параллели. Чаще всего это неакадемические учебные предметы, такие как физическая культура, рисование, технология, музыка. Выбор учебных предметов индивидуален. При выборе учитываются возможности ребенка и его интересы. Также обучающиеся автономного класса участвуют вместе с остальными детьми образовательной организации во внеурочной, досуговой деятельности. Это позволяет автономному классу не стать местом социальной изоляции детей с аутизмом, а быть только тем местом, где в наибольшей степени реализуются их образовательные потребности.В рамках реализации модели «Автономный класс» также присутствует необходимость в тьюторском сопровождении, но она немного ниже, чем в модели «Ресурсный класс». Обучение в автономном классе – это групповая работа, но и индивидуальные занятия также допустимы. Тьютор помогает детям с РАС во время групповых занятий, сам проводит индивидуальные занятия. Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе и во время внеурочной деятельности.Существует возможность перехода детей из одной образовательной модели в другую. На сегодняшний момент образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС в условиях образовательной организации» позволяет не только выбрать и отработать наиболее эффективные модели организации обучения и сопровождения детей с аутизмом, но и описать их для масштабирования в образовательных организациях города Москвы.Анастасия КОЗОРЕЗ, старший методист Городского психолого-педагогического центра
Комментарии