В 1973 году Владимир АРСЕНЬЕВ, молодой учитель физики, после окончания института был распределен в Чечено-Ингушетию. На новом месте поразило многое – и то, что в селе Гвардейском, в 100 километрах от Грозного, где Арсеньев жил и преподавал, в изобилии продавались дефицитные колбаса и ветчина, и то, что в каждый из полутора тысяч сельских домов был проведен газ, а главное – что строилась новая школа на 1300 мест. В его родном городе Окуловка Новгородской области, куда Владимир Иванович вернулся через три года после Гвардейского, газификация частных домов начинается только сейчас, 30 лет спустя. Очевидно, уделяя повышенное внимание, помимо Москвы и Ленинграда, далеким «братским окраинам», советская власть на десятилетия позабыла о собственной глубинке… О новой школе в своем Окуловском районе Владимир Арсеньев может только мечтать. Уже 24 года, с тех пор как он вступил в должность председателя районного Комитета образования, Владимир Иванович заботится о том, чтобы здесь работали старые школы…
СтатфактВ России степень износа основных фондов в учреждениях образования превышает 30 процентов. Ветхие здания, нуждающиеся в неотложном капитальном ремонте, составляют 34 процента от общего числа школ. 3 процента школ находятся в аварийном состоянии. Не имеет водопровода или канализации каждая третья, центрального отопления – каждая пятая российская школа.В Северо-Западном федеральном округе на начало нынешнего учебного года из 4277 общеобразовательных школ межведомственными комиссиями не было принято 162. Основные причины – отсутствие или неисправность пожарной сигнализации, пожароопасное состояние электропроводки и деревянных конструкций кровли, отсутствие средств первичного пожаротушения или недостаточное оснащение ими, аварийное состояние учебных помещений. Только 38 процентов школ округа оснащены необходимыми средствами пожарной безопасности и пожаротушения и 44,4 процента – системами антитеррористической безопасности. Лишь 58 процентов общеобразовательных учреждений округа имеют все виды благоустройства, 25 процентов не имеют водопровода, 20 – центрального отопления, 37 – канализации.
– Если посмотреть на карту Новгородской области, – рассказывает Владимир Арсеньев, – Окуловский район растянулся на 70 километров вдоль железной дороги Москва – Санкт-Петербург. Основные здания социальной инфраструктуры, в том числе и школы, строились в свое время вдоль железнодорожной «линии жизни», поэтому сейчас детям порой требуется немало времени, чтобы добраться из дома до школы по автомобильной дороге на автобусе. Специфика расположения влияет на многое. Например, трудно реализовать идею оптимизации сети образовательных учреждений. Судите сами: в окуловской городской школе №1 учатся 600 учеников, а в городской школе №4 – 70. Но объединить две школы в одну – задача сложная, потому что они находятся по разные стороны железнодорожного полотна на расстоянии четырех километров. И все-таки мы это сделаем в сентябре будущего года, когда решим вопрос перевозки школьников. Если же говорить о сельских школах, то они, естественно, находятся друг от друга на более значительном расстоянии.
– Владимир Иванович, вероятно, решению проблемы помогает программа «Школьный автобус»? Как она реализуется в районе?
– У нас 10 общеобразовательных, две основные, три начальные и одна коррекционная. Некоторые сельские школы сейчас находятся в таком состоянии, что по санитарным и пожарным нормам их срочно нужно закрывать! Например, школа в деревне Боровно расположена в барской усадьбе, которой без малого 200 лет! В здании нет водопровода и канализации, «удобства» на улице, отопление печное. Минувшей весной здесь произошел пожар – большая удача, что не сгорели компьютеры, незадолго до того туда привезенные…
Но школа в Боровно очень нужна, так как в ней учатся 60 детей из 22 близлежащих деревень. Деревенских мальчишек и девчонок до Боровно подвозит школьный автобус. Два автобуса передала Окуловскому району Новгородская областная администрация. Если закрыть сейчас, как того требуют санитарные нормы, школу в Боровно и перевести детей в Окуловку, то школьному автобусу ежедневно придется преодолевать расстояние 25 километров в одну сторону. А поскольку за один рейс автобус может взять только 20 пассажиров, ему придется делать три рейса.
– Подтверждаю: всякий проезжающий на рейсовом автобусе может убедиться, что в Окуловском районе даже асфальтовые дороги фантастически извилисты!
– Извилистыми они были испокон веков – как ездил народ на лошадях, так и дороги были проложены. В советское время, не мудрствуя лукаво, по этим старым дорогам положили сверху асфальт. Таким образом, например, на пути от Окуловки до уже упомянутой деревни Боровно более 50 поворотов. Поэтому едет по этой дороге автобус куда дольше, чем он проехал бы аналогичное расстояние по прямой линии.
Но самое главное – состояние дорог. Они требуют серьезного ремонта. На «магистралях» Окуловского района в тех местах, которые уже нельзя объехать, периодически ведется ремонт – ямочный. Но нужно глобально решать проблему.
– Что все-таки удалось в последнее время улучшить в образовательных учреждениях района?
– В какой-то степени положение удалось поправить благодаря участию Новгородской области и нашего района в реализации комплексного проекта модернизации образования. Две трети выделенных району средств уже освоены: в школах частично заменена мебель, приобретено оборудование для кабинетов географии и химии, проведен текущий ремонт систем отопления и полов, заменены светильники, приобретены 50 компьютеров и объявлен дополнительный муниципальный заказ еще на 40 машин. Закупается спортивный инвентарь. Радует, что удалось приобрести жилье для сирот.
– Помогут ли выделенные средства оптимизировать сеть образовательных учреждений, то есть решить проблему, с которой мы начали разговор?
– Для этого потребуется как минимум еще 4 школьных автобуса. Но одно лишь приобретение автотранспорта не решит проблемы перевозки учеников, если не проводить ремонт сельских дорог.
Без совместных слаженных действий не будет результата. Простая логика говорит о том, что, если в одной сфере меняют стандарты, нужно эти стандарты менять и в сферах, смежных с ней. Если системе образования предъявляют требования и стандарты – таким же жестким требованиям и стандартам должны следовать, например, дорожная и коммунальная службы.
Стандарты в образовании сейчас претерпевают изменения. Меняются в сторону ужесточения строительные, санитарные, пожарные, юридические нормативы, правила, законы, которые должны работать в современной школе. Но они не работают, поскольку не подкреплены финансовой базой. Нормативы подушевого финансирования учреждений образования мизерны, не покрывают и одной трети реальной потребности.
Нет условий для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений. Например, не выделяются деньги на противопожарную пропитку деревянных конструкций, противопожарную и охранную сигнализации. При этом требования инструкций все более ужесточаются. Так, недавно нас озадачили новыми требованиями к электрооборудованию школьных зданий, согласно которым нужно заменить рубильники автоматическими выключателями напряжения, что в случае возгорания срабатывают не за несколько секунд, а за доли секунды. Прекрасное новшество, но откуда взять деньги на замену электрооборудования?
Мы имеем старую лодку и хотим поставить на нее атомный двигатель. Но выдержит ли такой груз старая лодка?
– Владимир Иванович, есть ли сейчас в Окуловке энтузиасты? Ведь ваш край – родина известного русского путешественника и просветителя Николая Николаевича Миклухо-Маклая, который уехал далеко из России, в Новую Гвинею и Океанию, чтобы просвещать туземцев. Готовы ли современные молодые окуловские педагоги уехать хотя бы за 25 километров от города, чтобы учить деревенских детишек?
– Боюсь, что большинство не готовы. 26 процентов работающих в сфере образования Окуловского района – пенсионеры. Начинающие педагоги приходят в школу на 3,5 тысячи рублей. С введением новой системы оплаты труда в области средняя зарплата педагогов в Окуловском районе стала больше на 21,3 процента в сентябре и выросла до 30 процентов в октябре. Но у молодых преподавателей пока нет результатов педагогической деятельности, за которые им можно было бы доплатить по НСОТ. Вот и вынужден начинающий педагог брать двойную нагрузку, чтобы заработать.
Выходом из ситуации я считаю создание своеобразного «сертификата молодого специалиста», в чем-то аналогичного сертификату, который получают сейчас молодые матери, родившие второго ребенка. Сертификат мог бы, например, гарантировать педагогу, отработавшему в сельской школе 5 лет, 250 тысяч рублей. Тогда он имел бы возможность купить жилье. Кстати, у нас в Окуловке хорошая новость – впервые за последние 17 лет построен многоэтажный дом. Правда, квартиры в нем приобретаются по коммерческой цене. Скоро ли наши учителя смогут на свою зарплату купить в таком доме квартиру?..
Окуловка, Новгородская область
Опыт
В Курганской области с 2006 года начали создавать систему территориальных школьных объединений. 123 школы на центральных усадьбах станут ресурсными центрами, базой которых могут пользоваться близлежащие общеобразовательные учреждения.
Руководством области установлена выплата подъемных пособий в размере 50 тысяч рублей выпускникам педагогических вузов, согласным жить и работать в отдаленных деревнях. Кроме того, таким специалистам повышается на один квалификационный разряд заработная плата. Муниципальные образования обеспечивают их жильем или оплачивают наем квартиры. Готовится постановление администрации области: в исключительных случаях заключать договоры на работу в отдаленных районах с выпускниками педагогических училищ. Для этого с 2006 года во всех педучилищах области готовят учителей начальных классов, воспитателей детских садов, преподавателей русского языка, математики и иностранного языка. Специалист-контрактник должен отработать 3 года по месту назначения.
Комментарии