search
main
0

Атлас новых профессий. Не бойтесь применять знания на практике – бесстрашно прыгайте в то, что изучаете!

​Будущее мы делаем сами; «что посеешь, то и пожнешь» – это не что иное, как наши дела и мысли, находящие воплощение в определенной жизненной ситуации во времени. Будущее определяется нашим выбором, решениями, представлениями. А мы конструкторы этих мыслей!

Технология «форсайт» позволила флагману российских инноваций «Сколково» заглянуть на 10-15 лет вперед и спрогнозировать потенциальный рост потребности в высококвалифицированных кадрах, новый формат перспективных высокотехнологичных профессий и специальностей, требующих специальной подготовки специалистов.Новые профессии потребуют не только новых знаний о предмете деятельности, но и комплекса навыков и умений личностного характера, составляющих основу надпрофессионального «я». Они будут давать возможность достижения максимального профессионального эффекта в выбранной профессии и продолжения обучения, так как скорость изменения современного мира прогнозирует невозможность заниматься ей всю жизнь без продолжения обучения.Исследователи делают прогноз, что около 65 процентов первоклассников 2016 года через 15 лет будут работать по профессиям, которых пока еще не существует. Футуролог Дик Пельтье говорит о том, что к 2040 году машинные технологии займут более половины всех рабочих мест.Готовы ли мы к будущему? Как подготовить к нему юных граждан, которым жить и работать в 20-30-е годы XXI века? Как повысить соответствие содержания образовательных программ реальным возможностям экономики и обеспечить непрерывность процесса подготовки кадров?Будущее приближается к нам с большой скоростью, мы перемещаемся  в пространстве так быстро, что не успеваем осознавать происходящее. Жизнь на огромных скоростях… Новое стучится в наши двери: на ходу перестраиваемся и обучаемся, получаем дополнительные знания и переучиваемся.Сегодняшние школьники будут жить и работать в других реалиях, где нужны будут совершенно другие специалисты.«Атлас новых профессий» расширяет представление о будущем, определяет перспективы развития образования, освещает потребности профессий завтрашнего дня, являясь одним из мощных мотиваторов обучения через всю жизнь. В дополнительном образовании эта возрастная вертикаль непрерывного образовательного процесса, охваченная событийной и предметной деятельностью, становится все более практико-ориентированной.В логике профессиональных трендов находятся надпрофессиональные навыки: мультиязычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, умение управлять проектами, системное и экологическое мышление, управление сложными автоматизированными комплексами, навыки бережливого производства (lean production).Это блоки навыков и умений, состоящие из набора личностных качеств в части саморегуляции, коммуникативности, наличия критического и творческого мышления, мышления о будущем, осознанности, эмоционального интеллекта.Данные навыки, представленные в «Атласе новых профессий», формируют и развивают детей через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы направленностей различного профиля и видов деятельности. Получение этих навыков возможно в дополнительном образовании, предоставляющем широкий спектр образовательных услуг, где дети не только получают предметное знание, но у них формируются личностные качества, составляющие основу надпрофессиональных знаний и умений, необходимых в жизни и профессии.Путь в будущее начинается именно здесь, в коллективах различной направленности и профилей деятельности. Например, занимаясь футболом, ребенок приобретает не только навыки игры, у него формируются коммуникативные навыки: понимание команды как коллектива, понимание себя в команде, итога игры, взаимодействие между участниками игры. Коллективная работа – это ответственность и надежность, возможности свои и каждого участника. Это умение видеть в команде каждого человека, определять его сильные и слабые стороны, взаимопонимание.Программы социальной адаптации помогут овладеть навыками публичных выступлений и коммуникации, научат лучше управлять своим личным  временем, понимать собственную роль в различных проектах.Естественно-научная направленность научит планировать исследование и проводить эксперимент, выявлять и прогнозировать закономерности,   развивая системный стиль мышления.Игровые интеллектуальные программы решают нестандартные задачи, развивая логическое и стратегическое мышление.Художественное творчество и музыкальное творчество дают первоначальную основу эстетического развития, формируют отношение ко всему в жизни как живому. Американский социолог Ричард Флорида сказал: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Все виды деятельности, представленные художественной направленностью, решают задачи эмоционально-нравственного переживания, развивают воображение, пробуждают внимание к миру, помогают «делать видимым невидимое». А это развивает эмоциональный интеллект, мышление о будущем.То есть помимо предметных знаний, умений, навыков система дополнительного образования  помогает осваивать продуктивные состояния сознания и развивает познавательные навыки. Постигая азы танца, ребенок узнает, что танец собран из движений и положений танцовщика, но создает образ, связанный с музыкой  и особенностями национальных традиций. Хореография в дополнительном образовании – это метапредметное творчество, развивающее эстетический вкус, понимание культурного и национального контекста, формирование коммуникативных навыков и саморегуляции. В будущем можно стать как творцом, так и экспертом в той или иной области, оценивая работы других.Дополнительное образование становится все более индивидуализированным. Количество дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ увеличивается с каждым годом, стараясь охватить все больший спектр предметной деятельности во всех направленностях, учитывая как запросы детей и родителей, так и стремительно возрастающую технологичность современного мира.Инженерия будущего создала прецедент для создания в дополнительном  образовании детей более 30 направлений деятельности в различных профилях технической направленности. Инженерное направление, мультимедиа- и IT-технологии, производственные технологии, техническое конструирование, моделирование и макетирование – это увлекательные курсы-квесты для всех, позволяющие заглянуть в инженерию будущего.Педагоги дополнительного образования, используя «Атлас новых профессий», смогут ответить на вызовы времени в своей профессиональной деятельности: какие знания и умения нужно дать сегодняшним детям, чтобы они были востребованными в новом мире? Как помочь не потеряться в интересном и прекрасном будущем?Цели и задачи программ дополнительного образования должны учитывать стремительность возникновения новых технологий, новых возникающих потребностей. Востребованными будут программы, где интегрируются различные профили и предметы деятельности, проводятся зрелищные эксперименты и решаются практические задачи, где о сложном будет рассказано просто и интересно, где происходит развитие представлений у ребенка о науке, об устройстве мира.Например, программы по робототехнике опираются на знания электроники, механики и кибернетики, а школьник – на предметные сведения, которые получил на уроках физики, математики и информатики. Интеграция этих наук и представление их в новом качестве помогут школьнику попробовать мыслить как инженер, выполняя интересные практические задания.Мы делаем будущее здесь и сейчас!Елена МОЛЧАНОВА, старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте