Министерством образования и науки РФ приказом №613 от 29 июня 2017 года внесено изменение в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, согласно которому учебный предмет «Астрономия» включен в обязательную часть содержания среднего общего образования. А если в стандарт внесены изменения, образовательные организации должны привести в соответствие со стандартом свою основную образовательную программу среднего общего образования.
Итак, в содержание предметной области «Естественные науки» среднего общего образования включена астрономия! Учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология» на базовом уровне потеснились и поделились с астрономией учебным временем ученика. «Откуда взялась астрономия и почему она свалилась на нашу голову?» – размышляют учителя. Уточняем. Астрономия ранее была предусмотрена стандартом в соответствии с п. 18.3 ФГОС СОО как дополнительный учебный предмет или курс по выбору обучающихся в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность. А теперь включена в обязательную часть содержания среднего общего образования. Обязательная часть? Что это значит? Значит – обязательна к освоению каждым учащимся на уровне среднего общего образования. А это в свою очередь значит, что школе надо разработать рабочую программу по астрономии, раскрыть содержание и спланировать результаты освоения этой программы. Стандартом описаны предметные результаты освоения базового курса астрономии. По замыслу у выпускника школы в дополнение ко всем иным требованиям к среднему общему образованию выпускника будет сформировано представление о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, а также ее пространственно-временных масштабах. Очевидно, что современный школьник в XXI веке должен понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений, должен овладеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенно пользоваться астрономической терминологией и символикой. Для того чтобы не впадать в научные заблуждения, отличать астрономию от астрологии, звезд шоу-бизнеса от космических звезд. И, вероятно, это усилит значимость просвещения в ответ на известное изречение М.В.Ломоносова: «Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна». В полной мере очевидно, что в век цифровой эволюции, научно-технического прогресса астрономия возвратилась, чтобы вернуть поколение к новым мечтам о звездных завоеваниях и космическим прорывам. И в связи с этим изучение астрономии в 10-11-х классах должно сформировать представление о ее значении в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; вернуть выпускников к космическим мечтам и прорывам международного сотрудничества в этой области. А как без этого? Многочисленные социологические опросы молодых людей на улицах городов в последнее десятилетие представляли печальную статистику дремучих заблуждений и поруганной чести старших поколений, в большей степени владеющих представлениями о космосе и бесконечности познания мира и Вселенной.Что теперь делать школам? Давайте внимательно вместе почитаем стандарт. Включение астрономии в обязательную часть обязывает школы к соблюдению требований к учебному плану, в соответствии с чем количество часов учебных занятий за 2 года освоения основной образовательной программы среднего общего образования на одного обучающегося не изменяется, оставаясь в рамках требований ФГОС: а именно не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Следовательно, каждая школа обязана внести изменения в свою основную образовательную программу, включив астрономию в учебный план, исходя из действующего объема часов, перераспределив количество часов по предметам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Каждая школа должна согласовать и утвердить программу в порядке, установленном локальными нормативными актами школы, и приступить к реализации в текущем учебном году. То есть если приказ вышел в июле 2017 года, то исполнять надо уже в 2017-2018 учебном году. Особенно тем школам, кому предстоит аккредитация программ среднего общего образования.Нужно ли школе ждать распорядительных документов от учредителя или дополнительных указаний и методических рекомендаций о включении астрономии в образовательную программу? В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Общеобразовательные организации также руководствуются приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015, в соответствии с п. 9 которого «общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями». Таким образом, разработка и утверждение образовательной программы, а также внесение в нее изменений и дополнений в соответствии с изменениями в ФГОС – обязанность и ответственность образовательной организации. При этом, включая астрономию в общеобразовательную программу 10-11-х классов, школа должна разработать полный комплект документов, который в соответствии с п. 10 вышеупомянутого приказа №1015 включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников.Следует подчеркнуть, что в соответствии с ФГОС среднего общего образования учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов – предметов по выбору из обязательных предметных областей. Учебный план профиля должен содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Астрономия, включенная в обязательную часть на базовом уровне, по решению школы может быть также дополнительно включена в учебный план профиля (естественно-научного или углубленного изучения дисциплин данной предметной области).Так-так-так. Осмотримся дальше. Обязательными требованиями ФГОС являются требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Значит, обязательно нужно выполнить материально-технические условия по оснащению кабинетов для учебной и проектной деятельности, а также требования к обеспечению учебными пособиями – не менее 1 учебника на каждого обучающегося в соответствии с Федеральным перечнем учебников.Следует отметить, что приказом Министерства образования и науки РФ №581 от 20 июня 2017 года в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включен учебник по астрономии для 10-11-х классов (автор В.М.Чаругин), выпущенный издательством «Просвещение». Значит, нужно немедленно этот учебник закупить и использовать его в работе.Школа должна выполнить еще одно важное требование пункта 22 ФГОС СОО – кадровые условия. В связи с появлением нового обязательного предмета школа обязана обеспечить реализацию программы квалифицированными кадрами, а значит, уровень квалификации учителей и непрерывность их профессионального развития должны соответствовать стандарту при реализации учебного предмета «Астрономия». Ну, понятное дело, учителей астрономии в стране еще никто не готовит. Поэтому учителя, имеющие высшее педагогическое образование по специальности, соответствующей предметной области естественно-научных дисциплин, для преподавания астрономии должны пройти повышение квалификации в части освоения требований ФГОС, содержания и методики преподавания астрономии в школе. Надо осмотреться в системе повышения квалификации – где разработаны и предложены эти программы. А сегодня на рынке образовательных услуг они уже есть.Вслед за этим, без сомнения, появятся предметные олимпиады, вовлечение школьников в научные исследования вузовской науки. Включение астрономии в содержание обязательной школьной программы должно послужить научному просвещению наших школьников. Специалисты Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга, ведущего мирового астрономического центра, работающего в структуре МГУ имени М.В.Ломоносова, иллюзий по этому поводу не испытывают. В силу академической строгости и широты исследовательской тематики и подготовки астрономических кадров высшей квалификации они убеждены, что, для того чтобы хорошо заниматься астрономией, нужны очень прочные и системные знания по математике и физике.Открылась бездна – звезд полна. Астрономия, ты не одна!
Комментарии