Астрономия – это удивительная наука, и с этим не поспорит никто. У россиян она вызывает наибольший интерес после медицины и технических достижений. Трудно сказать, связано это с внедрением новых технологий, с созданием Космических войск или с событиями февраля 2013 года в Челябинской области (падение осколков метеорита). Однако возвращение астрономии в школу, несмотря на продолжающуюся полемику, уже свершившийся факт.
В советское время во многих школах этот предмет изучался в старших классах. Преподаватели – чаще всего учителя физики – использовали один час в неделю не всегда для изучения астрономии, а как дополнительный час для подготовки к экзамену по физике. Следует ли относиться к астрономии как к обязательному предмету? В каких классах надо проводить знакомство с этой наукой? Думаю, чтобы не делать ставку на заучивание формул и законов, которые не очень интересны и понятны школьникам, следует начинать преподавать доступный материал тринадцатилетним ученикам. На данный момент, когда олимпиада по астрономии уже есть, а предмета как такового еще нет, в нашей школе в качестве дополнительного образования для учеников седьмого класса существует астрономический кружок. На занятиях кружка наука представляется скорее как описательная, добавляется история астрономии, что позволяет ученикам открывать для себя много тайн и удивительных вещей. Именно в этом возрасте (7-8-й класс) астрономия и вызывает наибольший интерес у школьников и можно успешно заниматься с учениками, которые потом самостоятельно начинают увлекаться этой наукой. Также можно добавить в программу физики и химии седьмых и восьмых классов практические задания, дающие возможность получить базовые астрономические знания. Из личного опыта: тематические экскурсии и путешествия также очень запоминаются детям. Например, по программе «Дороги победы» в этом учебном году мы планируем посетить космодром «Плесецк». Надеюсь, что эта поездка повлияет на выбор профессии учеников. Возможно, новое издание учебника по астрономии будет хорошим подспорьем и позволит педагогам в 11-м классе астрономические законы увлекательно изложить, а ученикам усвоить, поскольку в этом возрасте математических и физических знаний уже достаточно.
Конечно, насильно поднять уровень астрономической грамотности всех без исключения школьников не получится, но базовую культуру привить можно.
Светлана СЕКРЕТАРЕВА, преподаватель физики и астрономии, школа №1389 города Москвы
Комментарии