Состоялась отчетно-выборная конференция Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”. С докладом о ее работе выступил президент Ассоциации, главный редактор “Учительской газеты” Петр ПОЛОЖЕВЕЦ.
Деятельность Ассоциации за истекшие два года велась по нескольким направлениям. Большое внимание уделялось ее расширению и увеличению числа отделений. Были созданы отделения в Ижевске, Волгограде, Алтайском крае, Калужской обл., Ростовской обл. При этом ставилась задача способствовать распространению идей демократического гражданского образования в Российской Федерации, инновационных подходов и методик, расширять связи между преподавателями граждановедческих дисциплин.
Важнейшим направлением Ассоциация продолжает считать проведение семинаров в регионах. За два года прошли 25 семинаров для учителей граждановедения, истории и обществознания. На них были представлены новые учебные курсы, отрабатывались интерактивные методы обучения. Стали традиционными осенние конференции и семинары для тренеров, проводимые в Конобеево. Мы не только готовили тренеров, но и начали создавать пособие для тренеров и организаторов семинаров.
Ежегодные олимпиады по граждановедческим дисциплинам для школьников – одна из наших главных акций. С 1997 г. их было пять. Они стали настоящим движением, в котором участвуют как учащиеся, так и учителя. Каждый год юные граждановеды присылают около 2000 работ, в которых они отвечают на довольно сложные вопросы. Выполняют задания. Делятся своими мыслями и впечатлениями о развитии политического процесса в стране и их регионе. 45 победителей первого тура приезжают на финальные соревнования со своими учителями, которые во время состязаний ребят участвуют в семинарах и конференциях, организованных для них Ассоциацией. Олимпиады способствуют повышению интереса к гражданскому образованию, расширению знаний в области политической и гражданской жизни, формированию гражданской и правовой культуры.
В течение последнего года мы занимались развитием и распространением проекта “Гражданин”. Он появился четыре года назад в Самарской области, а с 2000 г. превратился во Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”, которая проводится Ассоциацией совместно с Министерством образования РФ. В ней участвуют более 50 регионов. Так решается задача вовлечения детей в решение общественных проблем. Группы учащихся рассматривают местные проблемы, выбирают наиболее острые, проводят исследование одной из них и предлагают пути ее решения. Порой и сами участвуют в реализации своего проекта. Большую роль в развитии проекта “Гражданин” играет Самарский центр гражданского образования (директор Владимир Пахомов), он стал базовой площадкой проекта.
Год назад членами Ассоциации подготовлен курс “Мой выбор” (ред. – Петр Положевец). Изданы пособия для учителей и рабочие тетради для учащихся 9-10-х классов. Он направлен на обучение детей умению делать выбор и повышение их ответственности за свой выбор. Несколько отделений Ассоциации уже присоединились к проекту. В минувшем учебном году его успешно преподавали в ряде регионов России. Учителя, участвовавшие в эксперименте, высказали свои замечания, пожелания, которые были учтены при редактировании текстов. Затем учебные пособия были изданы для более широкого использования. Семинары по методам обучения курса, проведенные в различных регионах, способствовали его внедрению в стране.
В 2000 г. вышло в свет “Пособие по гражданскому образованию” – сборник материалов, разработанный под эгидой Совета Европы. Среди авторов и редакторов пособия – члены Ассоциации “За гражданское образование”. Были также подготовлены “Англо-русский словарь политических терминов” (Наталия Воскресенская) и “Книга ресурсов для учителей граждановедения и обществознания” (Андрей Иоффе), пособие для молодых избирателей “Если ты голосуешь впервые” (Ирина Димова, Марина Шкробова).
Ассоциация “За гражданское образование” работает в тесном контакте с российскими и зарубежными партнерами: Центральной избирательной комиссией РФ, фондом “Новые перспективы”, Центром гражданского образования США, Американской федерацией учителей, Советом по гражданскому образованию колледжа Рассел Сейдж и Бостонским университетом (США), Национальным фондом в поддержку демократии, посольствами США и Великобритании, университетами Западного Онтарио и Нью Бранзвик (Канада).
Осенью 1999 г. был осуществлен совместный с фондом “Ноу-Хау” проект Посольства Великобритании в Москве. В ходе его российские студенты подготовили эссе “Права человека. Механизмы их реализации”. Перед ними стояла задача – предложить конкретные меры и механизмы реализации прав человека в России. Победители первого тура стали участниками конференции в Москве в ноябре 1999 г. Лауреаты конкурса, занявшие первые три места, стали участниками международных конференций по правам человека. Занявший первое место студент учился четыре месяца на факультете права Ноттингемского университета, специализируясь по правам человека. По результатам проекта была издана книга “Права человека. Механизмы их реализации”.
Осенью 2000 г. начал осуществляться проект в области социального проектирования “Сделаем свое будущее” совместно с Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса). Учащиеся из 57 регионов России разработали и прислали более 500 проектов, направленных на совершенствование жизни в своем поселке, городе, регионе. Победители приняли участие в конференции в марте 2001 г. и получили призы. Их приветствовали президент Российской академии образования, представители Государственной Думы, Министерства образования, Центральной избирательной комиссии РФ.
Крупный проект разворачивается с канадскими партнерами. Его задача – обсуждение основных ценностей демократии с применением новых технологий – Интернета и электронной почты. Предполагается разработка веб-сайта, где будут размещены совместно разработанные методические материалы и ресурсы, посвященные основным идеям и ценностям демократии. Базовыми площадками станут Москва и Московская область, Орел и Самара. Приглашаются к участию остальные регионы. С 1 мая 2001 г. Ассоциация включилась в трехгодичный проект Верховного комиссара по правам человека ООН “Обучение правам человека в Российской Федерации”. В “Учительской газете” в рамках этого проекта будет выходить ежемесячная полоса “Твое право”.
Ассоциация активно участвует в Программе международного обмена учителей граждановедения с США. За два года более 20 российских учителей и деятелей образования посетили эту страну. Они знакомились с деятельностью американских школ и различных организаций, занимающихся гражданским образованием и воспитанием. Стажировки 2001 г. в США были посвящены целям и организации проекта “Гражданин”.
Являясь членом международного консорциума “Сивитас”, Ассоциация участвует в мероприятиях этой организации. Международные связи знакомят специалистов в области гражданского образования с новыми подходами, способствуют отработке новых приемов и методов обучения.
В 2001 г. была переведена и опубликована Международная рамочная программа по обучению демократии, разработанная в Центре гражданского образования США. Были подготовлены несколько рецензий; программа обсуждалась на семинаре в мае 2001 г. Рекомендации российских педагогов будут направлены в Центр гражданского образования для дальнейшего совершенствования программы.
Еженедельная газета “Граждановедение” (приложение к “Учительской газете”), создаваемая совместно с Ассоциацией, стала важным печатным органом граждановедов. В ней публикуются авторские программы и курсы по граждановедческим дисциплинам, главы из новых учебников и пособий, планы уроков, новые педагогические технологии. “Граждановедение” знакомит читателей с новыми проектами, с зарубежным опытом, проводит дискуссии по ключевым проблемам гражданского образования. Газета постоянно совершенствуется. Новыми рубриками стали “Обратная связь”, а также “Страница юного гражданина”, где раз в месяц публикуются письма детей и студентов об их опыте в гражданской жизни, общественных проблемах их региона, о решении тех или иных кризисных ситуаций, а также размышления учащихся о политике, государстве и обществе. “Граждановедение” освещает основные события, организуемые Ассоциацией “За гражданское образование”, а также другими организациями. Так, подробное освещение получает олимпиада по граждановедческим дисциплинам. Приложение сначала публикует вопросы и задания, а по окончании олимпиады – подробный отчет о ее работе.
Письма читателей показывают, что приложение “Граждановедение” необходимо учителям граждановедения и обществознания, истории и литературы, классным руководителям и заместителям директора школы по воспитательной работе.
Выпуск “Граждановедения” требует постоянной финансовой поддержки. Неоценимую роль в выходе приложения сыграли гранты Национального фонда в поддержку демократии (США), которому правление Ассоциации выражает искреннюю признательность за помощь и поддержку.
Ассоциация прилагает усилия для развития страницы в Интернете – Civicnet. На ней размещается информация о деятельности Ассоциации, о новых пособиях, о событиях в области гражданского образования. На сервере имеются следующие разделы: “Об Ассоциации “За гражданское образование”, “Новости”, “Документы”, “Библиография”, “Методические издания”, “Гранты”, “Стажировки”, “Программы”, “Проект “Гражданин”, “Полезные ссылки”. В настоящее время сервер Civicnet обновляется.
С помощью партнеров по программе “Сивитас-Россия” Ассоциации удалось выдать несколько мини-грантов ряду отделений. Гранты были направлены на проведение мобильных семинаров, на публикацию материалов по гражданскому образованию, проведению конкурсов по проекту “Гражданин”. Данное направление работы представляется весьма перспективным, поскольку оно способствует гражданскому образованию в регионах.
За истекшие два года Ассоциацией проделана большая работа. И тем не менее существует немало проблем, которые еще предстоит решить.
Под угрозой находится приложение “Граждановедение”, которое является убыточным изданием, потому что многие учителя не имеют возможности подписываться на него. Все труднее становится находить гранты для поддержки этого издания. Определенные трудности испытывает Интернет-страница Ассоциации Civicnet, связанные со сложностью поисков квалифицированных специалистов, способных поддерживать страницу.
К сожалению, не все региональные отделения присылают информацию о текущей деятельности, которая могла бы быть помещена в “Граждановедении” и на сервере Ассоциации. В связи с этим отсутствует календарь событий.
Проблемой является поддержка гражданского образования Министерством образования РФ. Плодотворная деятельность граждановедов возможна лишь в тех регионах, в которых органы управления образованием признают эту область в качестве регионального компонента и оказывают ей всяческое содействие.
Выступившие по обсуждению доклада отметили, что Ассоциация помогает учителям регионов знакомиться с опытом коллег, участвовать в различных семинарах и конференциях, проектах. Во многих регионах за эти два года появились новые направления в деятельности местных отделений. Так, в Орле была открыта общественная приемная Ассоциации, которая консультирует население по гражданским и правовым вопросам. В Брянске создана базовая площадка по внедрению курса “Мой выбор”. Калужские граждановеды наладили сотрудничество с Брянским отделением по освоению методики “Гражданский форум”, в школах Обнинска проходит игра “Голосуем вместе”. В этом же городе начинается создание Центра гражданского образования.
В Красноярске выстроена система непрерывного гражданского образования, открыт народный университет для пенсионеров. Есть постоянно действующий семинар, проводятся районные, краевые олимпиады по гражданским дисциплинам и избирательному праву. В Кирове действует центр по разрешению конфликтов. В Ростове-на-Дону успешно осуществляется проект “Молодежная дума”.
Руководители региональных отделений Ассоциации внесли свои предложения, которые могут способствовать дальнейшему улучшению ее работы. Геннадий Овчинников из Красноярска высказал мнение о том, чтобы олимпиаду школьников по граждановедческим дисциплинам для Сибирского региона проводили отдельно.
Владимир Пахомов из Самары считает необходимым соединить олимпиаду с социально значимой практикой проекта “Гражданин”. Владимир Самоделкин из Кирова предложил провести Всероссийскую конференцию на тему “Политическая социализация личности”.
Участники конференции избрали правление Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”. Президентом вновь был избран главный редактор “Учительской газеты” Петр ПОЛОЖЕВЕЦ.
Были утверждены обязанности других членов правления:
Исполнительный директор –
Ирина Димова, заместитель главного редактора “Учительской газеты”, кандидат педагогических наук;
Первый вице-президент –
Наталия Воскресенская, заведующая лабораторией изучения зарубежного опыта Института педагогики и теории образования РАО, кандидат педагогических наук;
Вице-президенты:
Ирина Ахметова – заместитель директора школы N 199 г. Москвы, кандидат педагогических наук;
Аркадий Гутников – проректор Санкт-Петербургского института права, кандидат юридических наук;
Андрей Иоффе – доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат исторических наук;
Геннадий Овчинников – председатель организации общества “Знание” Красноярского края;
Владимир Пахомов – руководитель Самарского регионального центра гражданского образования;
Константин Уланов – директор финансово-экономического лицея N 29 г. Пензы;
Марина Шкробова – методист Заволжского районного управления образования г. Ульяновска.
Ученый секретарь –
Евгения Королькова – старший научный сотрудник Института общеобразовательной школы РАО, кандидат педагогических наук.
Ревизионная комиссия:
Полина Даминова – директор школы N 58 г. Новоуральска Свердловской области;
Светлана Сивачок – заместитель директора школы N 13 г. Обнинска Калужской области;
Галина Смирнова – учитель истории и граждановедения гимназии N 1 г. Раменского Московской области – председатель комиссии.
Комментарии