В каждом округе Москвы есть своя Ассоциация педагогов дошкольного образования, которая входит в городскую ассоциацию. Есть такая ассоциация и в Зеленоградском округе, в составе которой работают секции по направлениям.
Детский сад – это тот социальный лифт, который плавно поднимает ребенка на новый возрастной этап с необходимым уровнем личностного и интеллектуального развития, достаточным для успешности ребенка на данном этапе. Психолог детского сада становится балансиром между всеми участниками образовательного процесса, оптимизируя взаимоотношения между ними, обеспечивая условия для гармоничного развития дошкольников. Поэтому роль секции педагогов-психологов в рамках ассоциации дошкольных работников одна из важнейших. Педагоги считают, что взаимодействие практических психологов дошкольных учреждений всех округов с представителями науки, Департамента образования, методическими центрами вносит необходимый вклад в обсуждение образовательной политики города. В Зеленограде 28 членов ассоциации педагогов-психологов, для них в течение года актуальными и важными вопросами, вызвавшими интерес и отклик у педагогов округа, стали вопросы об эффективности и необходимости работы психологической службы в дошкольных учреждениях. Через интернет-общение были проведены обсуждение и обмен мнениями коллег, которые в своих учреждениях провели опрос всех специалистов детских садов о роли психолога в образовательном процессе. Единым мнением всех участников опроса стали важность и возрастающая роль педагогов-психологов и социальных работников в обеспечении оптимальных условий для выполнения образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ. Члены ассоциации Зеленограда – активные участники открытых мероприятий коллег в Южном и Северо-Западном округах. К сожалению, из-за удаленности округа им не всегда удобно добираться в гости к коллегам, поэтому педагоги-психологи считают наиболее эффективным интернет-общение через социальную сеть ассоциации.В Зеленограде члены ассоциации тесно сотрудничают с методической службой округа. Руководитель секции Марина Агошкова вместе с методистом округа Верой Громовой выносят на обсуждение вопросы, затрагивающие проблемы психологической службы, в течение года проведены мероприятия, помогающие решению этих проблем. В ноябре 2011 года для воспитателей, старших воспитателей, психологов округа на базе детского сада №2111 состоялся мастер-класс по организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ. В феврале 2012 года в детском саду №2096 психолог Наталья Сахнова провела семинар совместно с дефектологами «Работа с особым ребенком в условиях ФГТ». В марте 2012 года на базе детского сада №524 психолог Людмила Погожина ознакомила коллег с организацией родительского клуба в детском саду. Важными вопросами члены ассоциации считают наставничество и работу с молодыми специалистами: в апреле 2012 года педагог-психолог Марина Агошкова на базе детского сада №2111 провела мастер-класс для молодых специалистов округа «Личностное развитие дошкольников и формирование предпосылок универсальных учебных действий». Наиболее активно работали члены ассоциации Наталья Хлупова – детский сад №2095, Вера Юшкова – детский сад №2292, Людмила Погожина – детский сад №524, Наталья Сахнова – детский сад №2096, Елена Лобинцева – детский сад №2290, Марина Агошкова – детский сад №2111.Важными для обсуждения в будущем году педагоги Зеленограда считают проблемы сохранения психологической службы в детских садах в период присоединения детских садов к школам. У них есть вопрос о правовой компетентности педагогов-психологов, они считают, что необходима консультация юриста по юридической этике работы педагогов-психологов. У многих членов ассоциации сегодня есть такой вопрос: если это общественная организация, то она должна быть только на добровольной основе? Многие вступали в нее для общения с коллегами по социальной сети, по предоставлению своего опыта через интернет-общение, для экспертизы научным представителям, а получается, что работа ассоциации повторяет работу методической службы, возникают трудности в организационных вопросах. В целом педагоги Зеленограда считают, что деятельность педагогов-психологов в рамках ассоциации повышает творческий потенциал каждого педагога, активизирует процесс сотрудничества и обмена опытом.Первая встреча секции педагогов-психологов САО состоялась 10 ноября 2011 года в Московском городском Доме учителя. Северяне ехали на нее, охваченные легким волнением от ожидания чего-то нового, интересного и полезного для работающих и практикующих детских психологов, понимая, как, оказывается, много у них вопросов не только друг к другу, но и к самим себе. Первая встреча сразу же показала, что вопросы, возникающие в процессе профессиональной деятельности, у всех приблизительно схожи. После этой встречи педагоги-психологи включились в работу ассоциации специалистов САО. В этом округе 209 садов, в них трудятся 229 педагогов-психологов и 10 социальных педагогов. Психологов округа активисты секции попросили ответить на такие вопросы, для того чтобы понять, какие ожидания они связывают с работой созданной ассоциации: Какие темы должны быть подняты ассоциацией, чтобы работа педагога-психолога, социального педагога стала более продуктивной и результативной? Какие проблемы, возникающие в ходе работы, трудно решить самостоятельно? Какие есть варианты решения этих проблем? Есть ли готовность принимать участие в работе ассоциации, в каких мероприятиях есть желание поучаствовать, какие мероприятия хотели бы провести самостоятельно?В результате полученных ответов можно сделать вывод, что все педагоги-психологи сталкиваются со схожими проблемами и ждут от ассоциации помощи в решении этих проблем. В рамках годового плана работы ассоциации САО было предложено провести круглый стол «Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом». Тема очень важная, так как успешное взаимодействие с педагогическим коллективом как с участниками образовательного процесса – важная составляющая работы психолога. Работа ассоциации и, в частности, секции педагогов и психологов была однозначно поддержана окружным методическим центром САО и лично методистом Г.Прохоровой. Совместно с методическим центром было решено провести анкетирование «Оценка взаимодействия работы педагога-психолога с педагогическим коллективом», чтобы лучше понять роль психолога в современном детском саду, взглянуть на себя со стороны глазами своих коллег. В анкетировании приняли участие старшие воспитатели, воспитатели, музыкальные и физкультурные работники, логопеды и дефектологи, педагоги вариативных форм и дополнительного образования. Им тоже были заданы вопросы: Как вы думаете, нужен ли педагог-психолог в детском саду? Что вы ожидаете от деятельности педагога-психолога в вашем учреждении? С какими проблемами вы чаще всего обращаетесь к психологу за консультацией?В опросе приняли участие 500 педагогов, результаты получились очень информативные, есть что проанализировать и над чем поработать.Методический центр САО поддержал идею создания сайта педагогов-психологов в рамках ассоциации для объединения и активизации работы всех специалистов округа. Педагоги-дошкольники выступили с предложением возродить идею наставничества, так как появляется много молодых, энергичных специалистов, у которых недостаточно опыта работы, а, как известно, ожидания и требования к психологам высокие, и порой очень необходим опытный наставник, который поможет быстрее войти в профессию.Благодаря работе ассоциации были налажены связи с психологами других округов Москвы, теперь у педагогов-дошкольников САО есть возможность самим выступать инициаторами встреч, обсуждать вопросы, которые интересны им и актуальны, наладить общение коллег из других округов, понять, обсудить и решить те проблемы, которые они не могли бы решить поодиночке, самостоятельно. Общение в рамках ассоциации показало, как много полезного и интересного есть у каждого, главное – есть готовность к взаимодействию на разных уровнях.Секция «Педагоги, психологи и социальные педагоги» в СВАО немногочисленна, в нее входят 35 участников, из них 25% – молодые специалисты, 25% – специалисты со стажем до 10 лет, 50% – со стажем более 10 лет. 17 ноября 2011 года педагоги-психологи, социальные педагоги СВАО на базе детского сада №2399 провели встречу в формате педагогической гостиной на тему «Разнообразие моделей работы психолога ДОУ», обсуждали различные модели работы, определили площадки для профессионального общения и поддержки распространения лучших образовательных практик, познакомились ближе друг с другом, рассказали о своих профессиональных интересах и о том, каким опытом готовы поделиться с коллегами не только в округе, но и в городе, или, напротив, в каких направлениях работы хотели бы получить поддержку. 1 марта 2012 года в рамках экспериментальной площадки проекта «Московское образование: от младенчества до школы» – «Новые подходы к оздоровлению детей с ограниченными возможностями» прошел семинар-практикум для специалистов групп «Особый ребенок», лекотек дошкольных учреждений Москвы, членов Ассоциации педагогов дошкольного образования, учащихся педагогического колледжа. Перед слушателями выступили педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, которые говорили о «психоэмоциональной среде как эффективном инструменте абилитации и реабилитации детей с ОВЗ». На семинаре присутствовали методист ОУМЦ СВАО Г.Бурба, куратор секции педагогов-психологов и Ассоциации социальных педагогов, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, кандидат психологических наук М.Богомолова. Члены окружной секции посетили мастер-классы «Психологическая программа взаимодействия с педагогами дошкольных учреждений» в СЗОУО и «Дошкольная психологическая служба Южного округа: приоритетные направления работы педагога-психолога в условиях реализации современных федеральных государственных требований» в ЮАО.Секция «Педагоги дополнительного образования» начала свою работу сразу после I учредительного съезда АПДО Москвы. Совместно с Научно-исследовательским институтом дошкольного образования им.Запорожца, кандидатом психологических наук Натальей Родиной и окружным методическим центром Юго-Западного окружного управления образования, методистом Натальей Смирновой секция активно принялась разрабатывать стратегию своей деятельности (положение о работе секции, перспективный план мероприятий), определять важнейшие и необходимые компоненты взаимодействия педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений друг с другом. В течение года педагоги дополнительного образования провели множество мероприятий, которые посетили 144 педагога столицы, участвовали в разработке новых образовательных проектов в дошкольных образовательных учреждениях – «Классическая музыка», «Дети в музее», «Детский сад и спорт», «Московские дети умеют плавать», принимали активное участие в Московском городском фестивале конструирования.3 ноября 2011 года в Московском городском Доме учителя состоялось первое заседание секции воспитателей-инструкторов по физической культуре. Педагоги провели деловую игру «Организация физического воспитания в ДОУ», решили организовать работу по обмену опытом, методическими материалами и конспектами опытных педагогов, выявить наиболее наболевшие проблемы в организации физического воспитания. В 2012 году на форуме ассоциации были предложены такие темы для обсуждения:- Медико-педагогический контроль в ДОУ: как часто проводится, кто ответственный, организация проведения.- Должность «Воспитатель по физической культуре – проблемы и пути решения»: в настоящее время такой должности в реестре педагогических работников нет, а инструктора по физической культуре (плавание) не приравнивают к педагогическим работникам.- Воспитатели и инструкторы по физической культуре – пути взаимодействия в ДОУ.- Стимулирующая надбавка воспитателю по физической культуре – за что?В округах тоже работали свои секции. Например, секция воспитателей и инструкторов по физической культуре Восточного округа начала свою работу 27 февраля 2012 года, когда во Дворце творчества детей и молодежи «Восточный» была проведена конференция воспитателей и инструкторов по физической культуре ВАО с приглашением руководителей секций воспитателей и инструкторов по физической культуре всех округов Москвы, представителей МИОО и НИИ им. Запорожца. На конференции был представлен опыт работы в условиях проектной и инновационной деятельности дошкольных учреждений Восточного округа – «Система работы детского сада и семьи по оздоровлению и закаливанию детей через проектную деятельность вчера, сегодня, завтра» (ЦРР – детский сад №2343), «Модель психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи в реализации задач укрепления и сохранения здоровья детей» (ЦРР – детский сад №1035), «Интегрированный подход к физкультурно-оздоровительной работе» (детский сад №142), «Реализация проекта «Детский сад и спорт» через семейно-спортивный клуб «Содружество» (детский сад комбинированного вида №2346), «Реализация проектов «Детский сад и спорт» и «Московские дети умеют плавать» в ДОУ» (детский сад №2651).15 марта 2012 года в Московском городском Доме учителя состоялось заседание секции воспитателей-инструкторов по физической культуре, посвященное новым образовательным проектам «Детский сад и спорт» и «Московские дети умеют плавать». Заседание было проведено в форме круглого стола, на котором выступили представители Восточного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Южного, Юго-Западного и Зеленоградского округов, поделившиеся опытом работы по организации физического воспитания и подходах к реализации новых проектов. Перед участниками круглого стола выступили руководитель секции, инструктор по физической культуре детского сада №1747 ВАО Валерия Канидова – «Роль Ассоциации педагогов дошкольного образования в педагогическом процессе по физическому воспитанию в ДОУ», воспитатель по физической культуре детского сада №999 Наталия Манцова – «Опыт Зеленоградского округа города Москвы в рамках реализации проекта «Детский сад и спорт», воспитатель по физической культуре детского сада №1444 Ирина Лощилина – «Использование современных образовательных технологий в реализации проекта «Детский сад и спорт» в дошкольных учреждениях Северо-Восточного округа», заместитель руководителя секции воспитателей и инструкторов по физической культуре детского сада №2359 Наталья Красковская – «Реализация проекта «Детский сад и спорт» в ЮЗАО». На форуме ассоциации в 2012 году были предложены темы для обсуждения – «Пути реализации проекта «Детский сад и спорт» и «Пути реализации проекта «Московские дети умеют плавать».В 2011 году начала работу секция педагогов вариативных форм дошкольного образования. Для реализации права детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения, на образование с 2006 года в Москве развиты вариативные формы дошкольного образования – лекотеки, службы ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, которые открываются как структурные подразделения образовательных учреждений. Службы ранней помощи и лекотеки посещают дети с нарушениями развития и рисками их возникновения, а также члены их семей. Специалисты этих подразделений реализуют индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы для детей преимущественно в процессе игровой деятельности и проводят работу по психологическому сопровождению семьи. Цель работы специалистов лекотеки в целенаправленной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к включению в группу типично развивающихся сверстников. В центрах игровой поддержки ребенка главное – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Сроки адаптации для детей, посещающих ЦИПР и группу кратковременного пребывания, при поступлении в группы детского сада значительно меньше, сам процесс адаптации проходит легко. Консультативные пункты позволяют получить психолого-педагогическую помощь родителям и их детям от 1 года до 7 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения. Консультативные пункты выполняют важную роль в профилактике различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного и раннего возраста.Развитие сети вариативных форм дошкольного образования определило необходимость обучения специалистов, поскольку работа в этих подразделениях имеет свою специфику, создания методических рекомендаций по организации работы каждого подразделения и ведению документов, координации работы всей системы вариативных форм, обеспечения и сопровождения преемственности между различными учреждениями.Основными задачами секции стали: создание единого информационного пространства для профессионального общения специалистов вариативных форм дошкольного образования; обобщение и распространение лучшего опыта работы структурных подразделений и специалистов вариативных форм дошкольного образования; организация обсуждения в сфере деятельности вариативных форм дошкольного образования, содействие в формировании нормативно-правовой базы, внесение предложений в проекты нормативных документов по работе вариативных форм дошкольного образования в рамках своих полномочий, разработка предложений по профессиональным программам, требованиям и стандартам, развитие новых технологий; участие в подготовке методических рекомендаций по организации деятельности вариативных форм дошкольного образования; развитие непрерывного профессионального образования, содействие повышению квалификации специалистов, работающих в вариативных формах дошкольного образования; осуществление экспертных услуг в области дошкольного образования в сфере организации деятельности вариативных форм дошкольного образования; организация и проведение конференций, выставок, мастер-классов, семинаров; представление профессиональных интересов специалистов, входящих в секцию ВФДО.За 2011-2012 учебный год в секцию ВФДО вступили около 600 человек. Начата работа по реализации модели сопровождения вариативных форм дошкольного образования: определено содержание работы председателей секции вариативных форм, ответственных за организацию ВФДО в округах, руководителей базовых вариативных форм, проведено более 15 совещаний городских и окружных совещаний с руководителями базовых вариативных форм дошкольного образования Москвы и руководителями окружных секций, научно-практическая конференция «Служба ранней помощи в дошкольном образовании города Москвы: психолого-педагогическая помощь детям и развитие образовательного потенциала родителей», в рамках которой состоялись несколько круглых столов, московская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в лекотеках», в рамках которой на мастер-классах был организован обмен опытом по таким темам, как «Работа с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ в лекотеке» (детский сад компенсирующего вида №523), «Особенности организации и содержание деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога в лекотеке» (детский сад компенсирующего вида №2230), «Междисциплинарный подход к оценке развития ребенка. Опыт использования общеобразовательных, коррекционных, развивающих и дополнительных программ специалистами в лекотеке» (детский сад комбинированного вида №288), «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, посещающего лекотеку в системе инклюзивного образования» (Центр развития ребенка – детский сад №272), «Художественное творчество и организация досуга ребенка и его семьи в лекотеке» (Центр развития ребенка №26).Секция организовала обмен опытом, уже определены проблемные вопросы по работе вариативных форм, решение которых совместно с Департаментом образования запланировано в следующем учебном году, разработан проект стандарта деятельности служб ранней помощи и лекотек. Специалисты образовательных учреждений и вузов провели предварительную экспертизу проекта. Собраны и переданы в Департамент образования проблемные вопросы по работе вариативных форм (наибольшую активность проявили Северный, Центральный, Северо-Западный, Южный и Восточный округа). Основной вопрос, который будет решаться в следующем году, – стандартизация деятельности других вариативных форм дошкольного образования.Секция «Старшие воспитатели» стала современной площадкой для обмена опытом и инновациями, позволяющей сделать дошкольное образование максимально качественным, доступным и инновационным. Для этого изначально предполагалось поддержать талантливых старших воспитателей, способствовать продвижению и реализации идей начинающих старших воспитателей, дать возможность педагогам из разных областей обмениваться опытом, решить вопросы, волнующие старших воспитателей ДОУ, развивать новаторские идеи и предложения старших воспитателей. По всем направлениям деятельности были составлены свои планы, предложены свои решения, вопросы, которые ставили перед собой старшие воспитатели и по поводу которых шел поиск ответов, таковы: аттестация педагогов детского сада, критерии для определения стимулирующих выплат педагогам в детском саду, разработка должностных инструкций с учетом НСОТ, организация предметно развивающей среды с учетом принципов интеграции образовательных областей и электронной почты (accv2011@mail.ru), разработка девиза и эмблемы секции. (Девиз «Гореть самим и зажигать других. Гореть, не тлеть и все суметь!» подчеркивает основное качество старшего воспитателя, работа которого во многом зависит от качества работы всех педагогов детского сада, – умение увлечь, заинтересовать сотрудников, а самое главное – самому все знать и уметь, поэтому образ старшего воспитателя в секции сравнили с главной труженицей – пчелкой, которая стала эмблемой секции.) Секция «Старшие воспитатели» насчитывала на 1 апреля 2012 года 1135 старших воспитателей, с сентября 2011 г. по май 2012 г. секция провела совместную работу с руководителями окружных секций, шесть заседаний, в том числе два в Московском городском Доме учителя, одно было церемонией посвящения в члены Ассоциации педагогов дошкольного образования, второе – обсуждением модернизации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами. Творческая группа секции «Старшие воспитатели» тесно работала с НИИ им. А.В.Запорожца (содержание работы – разработка к требованиям московского стандарта качества для системы дошкольного образования, введение новых образовательных проектов в дошкольные учреждения), с МИОО по темам «Московский городской фестиваль по конструированию», «Модернизация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами», «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».Руководители окружных секций «Старшие воспитатели» выступали на семинаре для заведующих дошкольными образовательными учреждениями, планируемыми к вводу в 2012 году по темам «Организация образовательного процесса – критерий, отражающий качество работы дошкольного образовательного учреждения в условиях нового финансирования» (О.Безгина – детский сад №2544), «Технологическая карта деятельности воспитателя» (Т.Молодчая – детский сад №1958), «Организация предметно-развивающей среды с учетом принципов интеграции образовательных областей (И.Юрьева – детский сад №2463). Нынче старшие воспитатели планируют провести семинар-практикум «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подробнее остановиться на пункте 3 «Требования к учебно-материальному обеспечению».При подготовке материала использованы отчеты секций Московской городской ассоциации педагогов дошкольного образования, окружных ассоциаций и входящих в них секций.
Комментарии