Переписка, видеоконференции и переговоры – одна из самых популярных сфер использования Интернета. Инструментов сетевого общения существует очень много, поэтому каждый человек может найти для себя наиболее удобный и приемлемый.
Способы сетевого общения можно разделить на две группы – синхронное и асинхронное. Второй вариант не предусматривает беседу в режиме реального времени, так как в этом случае один пользователь будет получать сообщения лишь тогда, когда подключится к Интернету. Классическим примером асинхронного общения служит электронная почта. Это самый первый сервис Интернета, который возник практически одновременно с появлением Глобальной сети.
А вот инструменты синхронного общения появились немного позже. К наиболее известным относятся системы обмена мгновенными сообщениями (их еще называют интернет-пейджерами, интернет-мессенджерами или IM-программами), программы голосового общения и web-чаты. Они позволяют двум людям, подключенным к Сети, общаться между собой. При этом можно обмениваться текстовыми сообщениями, разговаривать или даже организовать видеосвязь.
ICQ
Эту популярную программу, которую в 1996 году разработали специалисты израильской фирмы Mirabilis, знает, наверное, каждый пользователь. Аббревиатура ICQ близка по звучанию к фразе I seek you, которая переводится с английского языка как «Я ищу тебя». В русском языке название ICQ было достаточно быстро трансформировано в «Аську».
Уже через год количество пользователей сервиса стало исчисляться миллионами, а номер ICQ стал одним из атрибутов делового человека, полноправно присутствующим на визитной карточке рядом с номером телефона и e-mail.
Взрывная популярность ICQ была столь впечатляюща, что по этой проторенной дорожке ринулась целая орда компаний, и без того знаменитых своим программным обеспечением для работы в Интернете: America-Online, крупнейший провайдер в США, в 1997 году интегрировавший программу AOL Instant Messenger в браузер Netscape Navigator; компания Microsoft, основавшая в 1999 году MSN Messenger Service, а также крупнейшие поисковые системы AltaVista и Yahoo, выпустившие в свет соответственно программы AltaVista Messenger и Yahoo Messenger. Эти приложения частично или полностью копируют принцип работы ICQ. Конечно, каждое из них имеет свои достоинства и недостатки, и трудно сказать, какая программа в конечном счете окажется удобнее, компактнее, красивее. Ясно одно: ни одной пока еще не удалось собрать под своими знаменами такую же армию поклонников, какая уже есть у ICQ*.
Каждый пользователь «Аськи» имеет свой номер – ICQ UIN, по которому его можно найти. Для общения на компьютере необходимо установить программу-клиент, которая обменивается сообщениями с сервером. После запуска ваш ICQ-клиент подключается к ICQ-серверу, сообщая ему о том, что теперь вы находитесь в on-line сети. Информация о вашей доступности становится известной тем пользователям, в чьих списках контактов вы присутствуете. Их программы начинают отображать ваше имя среди тех, кто находится на связи или в режиме on-line.
При работе с ICQ вы можете использовать одно из следующих состояний:
Available – доступен/подключен. Это означает, что пользователь подключен к Интернету.
Away – вышел. Значок, показанный рядом с командой, будет сигнализировать другим, что в данный момент человека нет за компьютером.
N/A Extended Away – вышел далеко и надолго. Пользователь ушел и неизвестно когда вернется.
Occupied (Urgent Msgs) – занят, допускаются только срочные сообщения. С помощью этого значка можно сообщить другим о том, что человек занят, хотя и находится на связи.
DND (Do Not Disturb) – не беспокоить. Означает, что человек на связи, но не желает никого видеть и слышать.
Free For Chat – свободен для беседы. Говорит о том, что человек не просто готов к общению – он жаждет его и находится в ожидании собеседника.
Privacy (Invisible) – невидим. Это состояние часто любят занятые люди. Ведь оно означает, что пользователь подключен к серверу ICQ, однако об этом никто не знает. В списках контактов других пользователей имя такого человека будет среди тех, кто в настоящее время не находится на связи. Если вы хотите «открыться» некоторым пользователям, то есть разрешить «видеть» вас в невидимом состоянии, вы можете поместить их имена в специальный список, состоящий из имен тех, кто вас видит (Visible List).
После того как вы укажете вид подключения, программа начнет процесс соединения с сервером ICQ. В момент установления соединения лепестки цветка на значке в системной области панели задач будут мигать, изменяя цвет с красного на зеленый и наоборот. Когда соединение будет установлено, цветок станет зеленым.
Программы для обмена мгновенными сообщениями
Популярность интернет-пейджеров привела к возникновению целого ряда других клиентских программ. Официальный клиент ICQ от Mirabilis претерпел за время своего существования значительные изменения. Этот программный продукт уверенно двигался, если можно так сказать, «вширь», появлялись все новые опции, подчас ненужные и избыточные. «Аська» постепенно начала превращаться во что-то громоздкое, несуразное и неудобное для многих пользователей, которым совершенно ни к чему навязчивые сервисы в виде игр, шумных напоминаний о чужих днях рождения, возможность отправки открыток и так далее. Поэтому вскоре в компанию Mirabilis стали поступать нелестные отзывы об их официальном клиенте, и разработчики разделили семейство ICQ на Lite и Professional. Но до сих пор программу часто обвиняют в чрезмерной требовательности к компьютерным ресурсам и обилию неиспользуемых возможностей.
Наряду с функциями обмена сообщениями ICQ умеет пересылать файлы другим пользователям системы, отправлять SMS-сообщения, а также умеет хранить контакты как на сервере, так и на локальном компьютере. Кроме того, в ней доступны удобные инструменты для сохранения истории сообщений. Сами же сообщения можно форматировать различными способами – изменять текст фона и шрифта, использовать графические смайлики.
На сегодняшний день в мире существует несколько служб обмена быстрыми сообщениями. В России самой популярной является ICQ, американцы предпочитают MSN Messenger и Yahoo! Messenger. Менее популярны Jabber, AIM, Odigo. Это разнообразие привело к появлению множества программ-клиентов, предназначенных для обмена сообщениями в режиме реального времени. Некоторые клиенты поддерживают только один протокол, например ICQ, другие предлагают более универсальное решение, позволяя работать сразу с несколькими сетями обмена мгновенными сообщениями.
Rambler-ICQ
(http://icq.rambler.ru)
Российский вариант интернет-пейджера представлен компаниями ICQ и Rambler Медиа. Фактически это маркетинговая надстройка над сервисом и собственно клиентом ICQ, а точнее ICQ Lite 5, которая отличается от предыдущих версий наличием новых дополнительных сервисов. Среди нововведений можно выделить голосовой чат и возможность отправки видеосообщений.
На стартовой заставке новой программы размещаются поисковая строка Rambler, прогноз погоды и курсы валют, новости Rambler Mass Media и Lenta.ru, вход на другие сервисы портала. При инсталляции программа обнаруживает предыдущую версию ICQ и предлагает выбрать, какую из версий сделать используемой по умолчанию.
Благодаря технологии ICQ XtraZ пользователи Rambler-ICQ смогут использовать сервисы Rambler напрямую из клиента ICQ.
Кроме того, Rambler-ICQ интегрирована с почтовой службой Rambler, благодаря чему пользователи могут считывать свою почту, «не отходя от окна». Программу можно настроить на периодическую проверку содержания почтового ящика, и если там появилось новое письмо, сообщение об этом появляется возле значка программы. Кроме этого, в нее встроена возможность поиска с помощью Rambler.
В ближайшем будущем разработчики Rambler-ICQ обещали дополнить программу онлайн-радио, построенным на базе Rambler-Audio. Уже сейчас бета-версия сервиса доступна российским интернет-пользователям через окно приветствия (Welcome Screen) ICQ.
К дополнительным опциям можно отнести поддержку скинов, возможность одновременной отправки сообщений нескольким пользователям. Также весьма удобно, что при возобновлении прерванного диалога в окошке видны последние фразы беседы. Ранее после закрытия диалога переписку можно было найти только в History.
Google Talk
(http://talk.google.com)
Уникальный инструмент онлайнового общения. Возможность обмена текстовыми сообщениями в нем дополнена возможностью голосового общения. Кроме этого, Google Talk позволяет обрабатывать почту на Gmail-аккаунте. Комплексное решение предлагает реализацию сразу двух видов общения – асинхронного, с помощью электронной почты Gmail, и синхронного, посредством Google Talk.
Для авторизации используются логин и пароль Gmail-аккаунта. После первого запуска программы можно добавлять пользователей в свой контакт-лист.
В подключенном состоянии в Google Talk можно находиться в одном из двух основных статусов: available (доступен) или busy (занят). Кроме этого, пользователь может задавать свои собственные статусы. Процедура обмена сообщениями реализована весьма удобно – вызов окна осуществляется одним щелчком по имени пользователя в контакт-листе. Прием сообщения сопровождается звуковым сигналом и всплывающим окном с текстовым сообщением, которое отображается несколько секунд рядом со значком программы в системном трее. Окно обмена сообщениями тоже не содержит ни одного лишнего элемента. Поле для ввода текста изначально состоит из одной строки, но если текст в ней не умещается, это поле расширяется. Когда ведется сразу несколько диалогов, окна для их сообщений группируются во вкладки, а активизировать окно можно щелчком по его заглавию. Также в окне сообщения отображается информация в виде заметки is typing о том, что пользователь набирает текст.
Кроме обмена текстовыми сообщениями, Google Talk поддерживает голосовую связь. Для перехода в соответствующий режим в списке контактов и в окне обмена сообщениями размещена специальная кнопка Call. При этом следует отметить хорошее качество связи даже на коммутируемом соединении.
Отдельного внимания заслуживает интеграция почтовой службы Gmail и Google Talk. Пользователи обеспечены инструментами быстрого доступа к своему почтовому ящику на Gmail, для чего предназначена кнопка Inbox в главном окне программы. А в окне обмена сообщениями размещена кнопка для отправки письма пользователю из контакт-листа, опять же через Gmail. Кроме этого, Google Talk периодически проверяет почтовый ящик на наличие новых сообщений и в случае их получения информирует об этом пользователя.
В главном окне Google Talk размещена форма поиска в Интернете с помощью поисковой машины Google.
Впрочем, несмотря на столь значительный перечень достоинств, у Google Talk есть и ряд недостатков – отсутствует возможность передавать файлы, изменять цвет и форму шрифта при выводе сообщений, не всегда отмечается верное хранение истории сообщений, нельзя группировать пользователей из контакт-листа.
IP-телефония
С ее помощью посредством Интернета можно совершать звонки по всему миру, при этом стоимость таких звонков будет в десятки раз дешевле, чем если бы вы звонили по обычному телефону. Кроме обычных переговоров посредством IP-телефонии можно устраивать аудио- и видеоконференции, а также посылать факсы.
Интернет-телефония (частный случай IP-телефонии) очень распространена и широко используется сотнями тысяч людей в разных странах, причем выбор этот обусловлен прежде всего финансовыми соображениями.
Наиболее популярная и достойная программа для интернет-телефонии – Skype (www. skype.com), позволяющая общаться с одним или несколькими пользователями. Программа также позволяет звонить через Интернет на обычный (городской или мобильный) телефон. Skype может использоваться как программа голосового общения и как инструмент видеобесед. Есть возможность создавать конференционный звонок, в котором могут принимать участие до 5 человек.
Web-чаты
Сервис TinyChat (www.tinychat.com) представляет собой простой и удобный инструмент коллективного общения в режиме реального времени. Он позволяет создать «комнату для общения», в которой могут находиться несколько пользователей. Сервис работает без какой-либо регистрации и необходимости дополнительной настройки. Открыв главную страницу сервиса, пользователь увидит приглашение создать чат. Подтвердив создание «комнаты для общения», он получит уникальный короткий адрес, например www.tinychat.com/k79c, по которому можно получить доступ к ресурсу. Этот адрес можно разослать другим участникам онлайнового совещания. Чтобы начать общение, достаточно открыть адрес в браузере. Каждому пользователю будет автоматически присвоено имя вида Guest_номер. Впрочем, его всегда можно изменить на более понятное.
На странице сервиса будет отображено окно чата, справа расположена колонка со списком участников. Рядом с каждым ником указан флаг страны. В нижней части – поле для ввода текста. Также здесь доступен обмен личными сообщениями между участниками чата. Для этого нужно просто нажать мышью на имя другого пользователя, после чего ввести сообщение, которое будет отправлено не в общий чат, а персонально этому человеку.
Участник чата может изменить свой ник. Историю беседы можно сохранить в виде текстового файла, разместить в Twitter или переслать в виде электронного письма.
Несмотря на видимую примитивность, сервис очень удобен в работе и будет очень полезным, например, при необходимости организации онлайновой дискуссии или коллективного обсуждения.
Бесплатный сервис Typochat (http://typochat.com) предназначен для взаимодействия группы пользователей. Для общения на его страницах не нужна регистрация – достаточно только ввести свой ник, после чего будет отображена страница чата, на которой можно отправлять сообщения и читать реплики других. Одновременно с этим сервис генерирует уникальный адрес страницы чата. Его можно передать своим собеседникам, например, по электронной почте и пригласить их к общению.
Страница чата похожа на окно обычного интернет-мессенджера: в нижней части размещено поле для ввода текста, вверху отображается история бесед.
Помимо функций общения сервис позволяет отправлять вместе с репликами вложенные файлы, которые участники чата могут загрузить на свой компьютер. Кроме того, доступен просмотр графических и видеофайлов непосредственно в окне с историей бесед. Еще одно удобное решение – в заголовке окна отображается количество непрочитанных сообщений. Благодаря этому нет необходимости постоянно держать активным окно чата, а уведомление о получении новых реплик можно отслеживать по заголовку свернутого окна.
Сетевое общение для образования
Может возникнуть вопрос – а зачем все это многообразие программ нужно педагогу-практику? Однако те, кто испытал на себе все преимущества современных способов онлайнового общения, уже не представляют себе жизни без такого рода сервисов, поскольку они позволяют обеспечить мгновенную связь со студентами, учениками или коллегами. Консультации on-line более эффективны, чем ответы на вопросы по e-mail, к тому же приложения позволяют обеспечить один из главных элементов успешного обучения – принцип обратной связи. Учащиеся могут уточнить непонятное, получив ответы на свои вопросы тут же, а не на следующий день. Кроме того, диалог, которого можно достичь с помощью инструментов сетевого общения, будет более оперативным и эффективным.
Однако, применяя эти удобные инструменты, стоит придерживаться ряда правил, главное из которых – соблюдение временных рамок. Видимая доступность преподавателя через Интернет с помощью мессенджеров может привести к тому, что студенты будут обращаться с вопросами и консультациями буквально в любое время дня и ночи, только увидев, что преподавательский номер в системе обмена сообщениями появился в режиме on-line. Такие попытки стоит сразу же пресекать и изначально строго ограничить время консультаций, например, дважды в неделю в определенные дни с 19 до 20 часов.
При работе с группами учеников лучше использовать инструменты коллективного общения, например web-чаты. В этом случае нужно строго оговорить время чата и убедиться, что все ученики открыли страницу и готовы дискутировать.
Можно констатировать, что сетевые средства общения позволят упростить коммуникацию педагога и ученика и сделают ее более оперативной и удобной.
Надежда БАЛОВСЯК, доцент кафедры информационных систем и сетей Черновицкого торгово-экономического института Киевского национального торгово-экономического университета
Комментарии