Современное искусство все чаще ассоциируется в нашем сознании с чем-то ниспровергающим классические каноны и порой шокирующим. Однако международный интерактивный фестиваль ARTLIFE, проходивший в Центральном выставочном зале “Манеж” с 19 по 27 сентября, показал, что оно может быть разным и многоликим.
Мероприятие, которое в третий раз проводит команда онлайн-академии живописи ARTLIFE при поддержке правительства Москвы, поражает размахом. Его, пожалуй, без преувеличений можно назвать одним из самых масштабных арт-событий не только в России, но и во всем мире. Впервые на одной площадке “сошлись” работы 62 современных художников из России, Европы, Азии, США и Латинской Америки, творящих в самых разнообразных жанрах и направлениях – от гиперреализма до fashion-иллюстрации.
Темой этого года стало “Преодолевая расстояния”. Организаторы фестиваля стремятся показать, что искусство безгранично, для него не существует политических или языковых барьеров, этнических различий.
Центральная экспозиция расположилась на площади 5 тыс. квадратных метров. Туда вошли 450 полотен, выполненных в различных техниках: масляная живопись, акрил, акварель, пастель, графика. Кстати, часть из них была интегрирована в AR-среду, и те, кто по каким-то причинам не смог посетить фестиваль лично или не все успел как следует рассмотреть, получили возможность совершить увлекательное интерактивное путешествие в виртуальной реальности c помощью мобильного приложения ARTLIFE.
Все художники, принявшие участие в выставке, достаточно известны в своих странах, а некоторые и за их пределами. Например, британец Бен Эштон, которого Национальная портретная галерея в Лондоне дважды признавала лучшим портретистом. Художник исследует взаимодействие культур прошлого и настоящего. Среди его работ – портреты с элементами сюрреализма, а также иммерсивные инсталляции.
Итальянский акварелист Роберто Зангарелли называет себя продолжателем стиля испанского живописца Жосепа Марии Мартинеса Лосано. Он любит изображать городскую среду, создавая живые, атмосферные акварели: дома, улицы, машины – все выглядит так, как будто оказываешься внутри фрагментов этой обыденной, но в то же время красочной реальности.
Южнокорейского живописца Ким Ёнг Сонга называют ведущим гиперреалистом современности. Животные и растения на его полотнах кажутся настоящими, и это не просто метафора. Такого эффекта художник добивается, работая над своими произведениями более 12 часов в день. На создание одной работы у него уходит от трех месяцев до четырех лет.
В самом начале экспозиции застываешь перед триптихом петербургского художника-монументалиста Сослана Сосиева “Семья”. Сцены из восточной жизни – мужчины, женщины, дети в разных бытовых ситуациях – казалось бы, относятся к далекому прошлому, но в то же время понимаешь, что это просто антураж, такое могло бы происходить и в настоящем, и в будущем.
Полотна еще одного петербургского живописца Арсена Курбанова отсылают к библейским мотивам: “Давид и Голиаф”, “Свет”, “Авгиевы конюшни”. При этом персонажи картин выглядят нашими современниками, а в “Авгиевых конюшнях” мальчик с лопатой и вовсе одет в самую обычную красную куртку, какие носят тысячи российских школьников.
Иранец Абу Хамид Асади работает в смешанной технике, соединяя академические традиции реалистической живописи с наивным и трогательным примитивизмом. Таково его полотно “С наилучшими пожеланиями”: девочка-подросток восседает на лежащей на диване стопке подушек, на стене – детские рисунки.
Портреты турецкого художника Джавада Солейманпура, кажется, могли появиться на свет в любой стране, включая и нашу. Взять хотя бы “Сельскую девочку” в платке.
Российского зрителя, несомненно, должны заинтересовать работы нашей соотечественницы Анны Березовской. Сама художница называет свой стиль поэтическим реализмом, но он с трудом поддается описанию: это сплав реализма, абстракционизма и сюрреализма. Ее полотна сложны и многоплановы, в них множество образов, которые не всегда поддаются интерпретации.
Очень эпатажно смотрятся работы Сергея Пискунова. Укутанные в складки шелка индианки и африканки при ближайшем рассмотрении оказываются вполне себе постановочными “Девушками в фольге”. Но и фольга на них смотрится настолько органично, что собирает перед картинами толпы зрителей.
А Сергей Усик – один из наиболее известных современных пастелистов – раскрывает нам виды разных уголков мира. Здесь и октябрьская Барселона, и замок Гогенцоллернов в южногерманском Зигмарингене…
“Изоляция” Дмитрия Лигая, любимыми темами которого являются метафизические стороны жизни, изображает человека, верхняя часть тела которого представляет собой грибницу. Герой окружен животными и держит в руках смартфон. Намек на информационную агрессию в эпоху пандемии?
Программа фестиваля предусматривала и обширную образовательную часть. В нее вошли 35 мастер-классов и демоклассов, позволяющих освоить различные направления, стили и техники в области живописи. Образовательное пространство включало также лекторий, в котором приняли участие 50 экспертов арт-индустрии. В программу входили лекции, панельные дискуссии и открытые public talks со спикерами из мира моды и искусства.
Кстати, все средства от продажи реализованной во время фестиваля сувенирной продукции будут перечислены в благотворительный фонд ARTLIFE CHARITY, который помогает детям получить дополнительное образование в сфере искусства.
Фото автора
Комментарии