Есть люди, сумевшие, несмотря на опыт, которого хватило бы на мемуары в увесистой обложке, законсервировать в себе смелость и безбашенность своих 18 в сочетании с умным взглядом и вечным желанием творить и развиваться.
Такой «энергетический коктейль» дает полное право не называть никаких цифр вслух, не привязывать себя ни к одной конкретной геолокации (особенно если родные и друзья вразброс по всему земному шару), ни к одному жанру творчества. Хоть пой, хоть цветы выращивай – все будет живо, тонко и ни на что не похоже. Открыть окно в сад, вдохнуть воздух жизни и ждать – вот сейчас он снова прилетит, тот самый розовый фламинго. 14 августа свой юбилей отмечает певица, композитор, поэт, актриса, телеведущая Алена Свиридова.
Девяносто третий год. Возможно, попади в него Виктор Гюго, наверняка снова написал бы роман, все было еще неоднозначнее, чем на 200 лет раньше во Франции. Страна приходила в себя от слишком стремительных перемен, пела про «два кусочека колбаски», жгла ларьки, делала первые глотки алкоголя в 13 лет. Это было время клетчатых сумок, сникерсов, обманутых вкладчиков и воинствующей безвкусицы почти во всем, включая литературу и музыку. Счастливые исключения мы помним, однако, до сих пор. Именно тогда, в 93‑м, в жаркие летние дни с легкой руки клипмейкера Михаила Хлебородова на экранах (поначалу в молодежных программах вроде «Марафона-15») замелькал довольно минималистический по нынешним меркам, но стильный клип на песню «Никто, никогда». В кадре была блондинка с умными глазами в мужском костюме, непринужденно на ней сидящем, и исполняла довольно необычно аранжированную песню, как потом выяснилось, собственного сочинения. Это и была Алена Свиридова. Она запоминалась. Еще не настолько, чтобы смахнуть с пьедестала тогдашних фавориток, но уже настолько, чтобы девочки-подростки, пиная мяч о стену дома, периодически напевали: «…и соба-а-ака лежала у но-о-ог…»
Голос, выдающий музыкальный интеллект, с широким диапазоном, легко срывающийся в академический, скрывающий в себе и лирическую нежность, и дерзость хипповатой девчонки, и почти мужской регистр, опереточную игривость и умеренную долю эротики. Википедия относит творчество Алены сразу к року, поп-музыке и джазу. Алена изначально не была продюсерским проектом в том смысле, в каком были многие молодые и популярные. Она в некотором роде self-made-звезда. Зажглась она не вдруг, хотя жизнь Алены состоит во многом из крутых поворотов.
Родилась она в 1962 году в Керчи совсем не в музыкальной семье: папа служил военным летчиком, а мама работала на радио (сейчас она на пенсии). Семья несколько раз переезжала. Школу Алена окончила уже в Минске. Если и посещали Алену мысли о большой сцене, то вошла она в музыку весьма загогулистым путем. Для начала окончила Минский педагогический институт по специальности «музыкальный педагог». Педагогической практики в ее жизни было не так много, но этого хватило, чтобы показать себя в качестве руководителя вокальной студии и участницы женского ВИА при механическом заводе имени Вавилова. Побывала она и актрисой Минского драматического театра имени Горького.
Собственно, началом ее певческой сольной карьеры можно считать запись нескольких песен на радио. Песни Алена писала и продолжает писать сама. Чутье, к слову, от мамы-филолога. Среди музыкальных влияний называет Стинга и Энни Леннокс, чей образ она поначалу копировала. Но сквозь подражательность прорывалась индивидуальность самой Алены.
Москва встретила Алену не слишком ласково. Не было в начале ее покорения столицы России ни продюсера-волшебника, ни большого дяди с мешком денег. На свой олимп артистка с альпинистским упорством карабкалась сама. Конечно, помогали друзья – жильем, советами, полезными знакомствами. Так, постепенно освоившись, наша героиня познакомилась с директором Богдана Титомира, в чьем коллективе одно время работала. Продолжала записывать и собственные сольные песни. С ними она и оказалась в моменте «1993», с которого мы начали наше повествование. Успех клипа «Никто, никогда» через год закрепил следующий – «Розовый фламинго». Эта песня до сих пор не уходит из плейлистов популярных радиостанций. Ну а тогда – чем дальше, тем больше. Голос и манера Алены Свиридовой стали узнаваемыми, но песни при этом были очень разными – от иронично-танцевальной «Бедной овечки» до глубоко лиричной «Просто кончилась зима». Ее имя было первым в светских хрониках девяностых как заядлой тусовщицы в кругу других селебрити. Кого-то это раздражало, кого-то восхищало, мол, и когда все успевает? А успевала ведь и правда многое – и новые песни писать, и клипы снимать, и участвовать в телепроектах вроде «Старых песен о главном», а потом и самой стать телеведущей.
Считается, что показателем музыкального успеха является количество «Золотых граммофонов» и попаданий в финал «Песни года». Все это у Алены было, есть и будет вместе с просмотрами и лайками в соцсетях. Но попробуйте-ка отыщите среди «граммофонных» лауреатов члена Союза писателей! В 2007 году в издательстве «Эксмо» вышла ее книга (роман) «Чемоданное настроение». Вообще в новый век Свиридова вступила, расширив круг интересов в своем творчестве. Песни стала выпускать, быть может, чуть реже, но качество их от этого не пострадало. Наиболее запоминающееся из репертуара нулевых – весело-легкомысленная «Ой», драматичная «Без него», грустная «Пока». Но если вы думаете, что этими треками Алена попрощалась с публикой, то это совершенно не так.
Алена не любит, когда журналисты делают упор на ее личную жизнь (хотя даже верифицированные сведения похожи на содержание любовно-приключенческого сериала) и возраст. Второе и вовсе немудрено. Даже те, кто быстро высчитал, сколько прошло со времени выхода хита «Никто, никогда», все равно не верят до конца, что можно сохранить свой вес и фигуру как в 18 лет, танцевать, записывать с кем-то совместные композиции, отметиться (и весьма ярко) в шоу перевоплощений на обоих главных телеканалах, дружить с модной молодежью вроде группы Cream-Soda, подарившей новую жизнь ее и без того нестареющей песне… Наверное, ее птица счастья с розовым оперением живет где-то в родной Керчи, где много синей воды и дивных цветов, где уместны и платья в пол, и шорты, и совсем молодежное мини-платье ядовито-кислотного цвета, модного в далеком 93‑м. Все это ее мир – яркий, как она сама, вот-вот готовый вдохновить на новые витки творчества. Так пожелаем же Алене Свиридовой именно этого! И еще много юбилеев!
Комментарии