В информационно-методическом центре (ИМЦ) Центрального района Санкт-Петербурга планомерно занимаются повышением квалификации учителей, в том числе молодых. Здесь 4 года назад создан районный Совет молодых педагогов, при поддержке ИМЦ ежегодно проводится научно-практическая конференция «Созвездие молодых», участниками которой становятся более 300 специалистов из всех районов города. Системная и многоплановая работа приводит к тому, что молодые учителя активно вовлекаются в профессиональное конкурсное движение. Например, в 2019 году в финале Всероссийского конкурса «Учитель года» в пятерку лучших вошла учитель французского языка гимназии №171 Центрального района Марина Зезкова. Педагог отметила, что в ее отличной подготовке к конкурсу немалая заслуга специалистов ИМЦ.
Среди мероприятий, проводимых ИМЦ для молодых и опытных педагогов, множество семинаров, в рамках которых можно ознакомиться с интересными наработками, приобрести новые навыки. Одна из таких встреч состоялась недавно. Мастер-класс для 60 петербургских учителей, многие из которых являются победителями муниципального этапа различных профессиональных конкурсов, провели член оргкомитета, председатель счетной комиссии Всероссийского конкурса «Учитель года», заведующий отделом по связям с общественностью аппарата Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Елена Елшина и учитель английского языка гимназии «Пущино» (Московская область) Мария Ахапкина.
Мастер-класс назывался «Учитель – актер, оратор, режиссер», и это не случайно выбранная тематика. Как пояснила Елена Елшина, хороший учитель, без сомнения, в чем-то артист. Часто его урок – это маленький спектакль. Но бывает так, что педагог и не подозревает о таком своем таланте и не представляет себе, что можно достичь настоящего мастерства не только в самом ведении урока, но и в представлении собственного педагогического опыта. Увы, как часто одаренный педагог теряет баллы на конкурсах, неправильно выстроив общение с детской и взрослой аудиторией! Главными «кочками» при этом можно назвать недостаточное знание предмета, незнание статуса, интересов, возраста публики, неумение говорить и держаться на сцене. Но все это можно наработать, если обратиться к актерскому тренингу. Здесь есть упражнения и на развитие памяти (а это необходимо, чтобы не читать по бумажке), и на развитие фантазии (фантазия помогает импровизировать), и т. д. Кроме того, как в педагогической практике, так и в представлении своего опыта важны и паузы, и умение держать аудиторию, и умение шутить.
Актерский тренинг не только развивает в педагоге внутреннюю свободу, но и позволяет из любой трудной ситуации выходить с победой, считает Мария Ахапкина. Главное при этом – не калькировать кого-то, а находить свой индивидуальный стиль, который подчеркивает достоинства и нивелирует недостатки.
Авторы мастер-класса не только ознакомили педагогов с теоретическими азами, но и провели практические занятия по сценической речи и ораторскому мастерству.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии