Одним из эффективных инструментов развития детей с ОВЗ является арт-терапия. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно его социализировать.
Например, рисование гнезда птицы было вдохновлено методикой семейного рисунка. Рисование гнезда птицы разработано в качестве проективной методики, оценивающей степень надежности привязанности. Исследователи стремились создать такую методику, которая могла бы восприниматься клиентами с меньшим напряжением по сравнению с рисованием семьи.
Изображение птичьего гнезда, поначалу воспринимаемое большинством людей как простая задача, вызывает целый ряд значимых ассоциаций, касающихся того, что находится в гнезде, физической природы гнезда и материала, из которого оно изготовлено, присутствия или отсутствия птиц, а также состояния яиц или птенцов, которые могут присутствовать или отсутствовать. Достоинством данной методики является то, что это одна из немногих арт-терапевтических диагностических и оценочных методик, основанных на теории.
Используя метафору гнезда птицы, можно оценивать осознаваемые и неосознаваемые установки детей в отношении семьи.
Показателями высокого уровня по шкале привязанности стали рисунки, производящие впечатление гармонии и благополучия. Важный фактор благополучия – зеленый цвет в рисунке как основной. А вот проблемы показывают многие другие факторы.
Методика американского арт-терапевта Роули Сильвера позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние, отношение к себе и другим, то есть и познавательные, и эмоциональные особенности человека. Адаптация теста для России произведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации кандидата медицинских наук А.И.Копытина.
Тест Сильвера выступает альтернативой традиционным тестам, используемым в школах, поскольку обеспечивает оценку тех психологических особенностей учащихся, которые трудно оценить с использованием других методик. Обычно время работы с рисуночным тестом составляет 15‑20 минут.
Ребенку предлагают выбрать из картинок две и придумать, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами, а затем нарисовать то, что он придумал, то есть то, что происходит в его вымышленной истории. При этом можно изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые дополнительные предметы и персонажи. Далее ребенок рассказывает свою историю: что происходит на рисунке и что, возможно, произойдет через некоторое время. Оценивание осуществляется по специальной шкале, позволяющей определить особенности эмоциональной и познавательной сфер.
В-третьих, в арт-терапии важное место занимают упражнения, направленные на восприятие себя, своего тела, своего образа. Автопортрет в натуральную величину является одним из самых необычных рисунков, которые может выполнить ребенок. На стену необходимо прикрепить большой лист бумаги во весь рост. Обвести силуэт сможет только другой человек, для выполнения такого задания понадобится помощь.
С помощью красок необходимо изобразить себя. А упражнение «Маски» подразумевает изготовление маски самого себя, далее необходимо проиграть, исполнить в маске какую-либо роль и отразить лучшие и худшие стороны своего характера. Упражнения способствуют принятию себя, повышают самооценку, что очень важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы и средства арт-терапии способствуют созданию комфортной и безопасной среды для детей с особыми потребностями. Арт-терапия помогает особым детям развиваться, снимать эмоциональное напряжение, чувствовать себя спокойнее и увереннее в стенах школы.
Нурия САФИУЛИНА, педагог-психолог школы №924
Комментарии