search
main
0

«АРТ-ЛАБ» шагает по стране

Оригинальный проект объединил шесть школ федерального округа

Осенью 2018 года десятиклассники проекта «АРТ-ЛАБ» из шести разных школ в течение недели размышляли на тему «Что я могу изменить в своей школе?» и реализовали собственные проекты. На неделю учащиеся полностью переключились с уроков на проектную деятельность. Каждая группа выбирала тему проекта и с помощью приглашенных преподавателей реализовывала идею улучшения школьного пространства.

Ученики, учителя и администрация школы смогли по-новому осмыслить школьное пространство, сделав его объектом исследования и площадкой творческого процесса. Школа получила модель проведения проекта с привлечением творческих педагогов, которая может быть в дальнейшем самостоятельно использована образовательной организацией.
Проект призван продемонстрировать преимущества новой для российских школ модели взаимодействия, когда школьники становятся активными участниками процесса, самостоятельно принимают решения, а взрослые выступают в роли вдохновителей и помощников.
Весной 2018 года на сайте «УГ» появилась информация о том, что школы Северо-Западного региона могут подать заявку на участие в конкурсе «АРТ-ЛАБ». Он стал продолжением проекта «Неделя Перемен», который в 2017 году прошел в восьми городах Северо-Западного федерального округа РФ. Организаторами проекта выступили Гете-институт в Санкт-Петербурге, а также музейный фестиваль «Детские дни в Петербурге». Время проведения – сентябрь – октябрь 2018 года. Время последействия не ограничено!

Шестеро смелых
В мае 2018 года определились шесть участников проекта: школа №1 города Олонца в Карелии, школа №6 с углубленным изучением иностранных языков Северодвинска, школа №26 Вологды, школа №19 города Заполярный Мурманской области, а также две школы Петербурга – №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района и лицей №64 Приморского района.
Летняя школа в Петербурге с 27 по 29 августа ознакомила участников проекта с опытом немецких коллег из программы «Культурные агенты для креативных школ», а также способствовала обмену творческими методиками. Тогда педагоги узнали, что осенью в течение недели в каждой школе пройдут занятия по трем направлениям: «Социальное взаимодействие», «Другое пространство», «Визуальные перемены: архитектура и дизайн». Команда проекта – четыре творческих педагога: один из Германии, два из Санкт-Петербурга или Москвы, один – из города, принимающего проект, а также куратор инициативы.

От размышлений – к проектам: Заполярный
Аплодисменты, слезы, радость, восхищение, восторг, удивление – именно так реагировали взрослые на увиденное в школе №19 города Заполярный Мурманской области. Нередко аплодировали так, что ладони краснели. Как еще могли они выразить свои эмоции? На такую палитру никто из них особенно не рассчитывал – казалось, дети были просто чем-то заняты всю неделю. Но то, что они сделали за эти пять дней, похоже, изменило не только самих ребят – «молодых взрослых», как назвала десятиклас­сников руководитель проекта «АРТ-ЛАБ» Дарья Кононец, – но и сопричастных педагогов.
По итогу проекта изменилось пространство школы. Появилось два места, где ученики могут отдохнуть. Первое – «Лестница», рекреация на площадке между вторым и третьим этажом. Еще одно – «Скандинавская комната» в холле второго этажа. Говоря об этой работе, организаторы отмечали упорство ребят. Например, школьники не только снимали со стены старую краску и наносили новую несколько раз («даже не пять»), а потом уже вносили изменения – раскрашивали, прибивали, украшали.

Ладошки десятиклассников стали арт-объектом и украсили школьные стены

Третье место, появившееся в школе, назвали художественной инсталляцией «Камни». И вновь пришлось перекрашивать стены, делать рисунки, вешать шкафчики со стеклами, подписывать минералы. Работа кипела до трех часов дня пятницы. Школа была похожа на муравейник, в котором каждый ученик был занят своим делом или помогал в подготовке другим.
Презентация началась в пятницу, 21 сентября, в четыре часа дня. В седьмом часу событие завершилось для зрителей. Десятиклас­сники остались для общения с организаторами проекта.
– Самое сложное было не вмешиваться в процесс, не давать ценных указаний, не делать то, что привыкли, – говорит учительница географии Екатерина Огородова, благодаря инициативе которой школа стала участницей проекта «АРТ-ЛАБ».
Директор школы №19 Татьяна Меркушева после экскурсии по преображенному пространству увидела, как важно детям ощутить школу своей.
– Мы раньше прибирали классы, раз в неделю убирали лестницу, стены мыли. Сейчас дети растут в других условиях, но как же важно им что-то делать своими руками! – говорит директор. Она также сохранила проекты, не победившие в голосовании. Один из них директор намерена воплотить в жизнь в будущем году – так он понравился. «К нам пришли перемены. Сложно поверить, что такое возможно за неделю!» – восклицает она.
Дарья Кононец подчеркивает, что за пять дней дети успели сделать многое, при этом их никто не оценивал, не подгонял, не ставил рамки. Задерживались до позднего вечера, договаривались с родителями, составляли смету, сами закупали расходные материалы, создавали арт-объекты – лавочки, подушки, стол, орнаменты для стены…
Проект «АРТ-ЛАБ» – это создание не просто материальных пространств, это еще работа и с самовыражением. Так, хореографическая экскурсия-перформанс «Видимое/Невидимое» стала настоящим откровением для зрителей. Казалось, что несколько хореографических миниатюр, исполненных в разных частях школы, подготовили профессиональные танцоры. Но это же просто ученики десятого класса! Многие из них не представляли, что могут так двигаться, так чувствовать, так делиться своими переживаниями. Танцевали юноши и девушки. Перед этим ребята погружались в свой мир, прислушивались к своим ощущениям, искали места для выступлений. Школьный класс, столовая, гардероб, лестница – танцевали всюду. Реализовать идею школьникам помогла хореограф Катарина Ива Нагель. В одном из своих интервью немецкая танцовщица и политолог так оценила работу школьников: «В Мурманске фокус мастер-класса переместился на танцевальное выражение и творческую реализацию идей школьников, а также поиски хореографических элементов в разных пространствах школьного здания. В смысловом плане воркшоп был сосредоточен вокруг тем конвейера и рутины, дихотомии «плен – свобода», восприятии себя новичком в своем окружении. Эти идеи исходили, конечно, от участников и резонировали с их актуальной ситуацией: группа на две трети состояла из новеньких и объединяла в себе ребят с очень разными и сложными характерами. Особенно меня впечатлили энтузиазм и вовлеченность подростков в реализацию перформанса. Они сами назначали дополнительные репетиции и в заключение представили зрителю наполненное энергией выступление, сильное по эмоциональному накалу и техническому исполнению».
Правая рекреация третьего этажа превратилась в театральную мастерскую. Форум-театр «Школьный роман» вызвал неподдельный интерес взрослых и эмоциональный отклик подростков. Как это работает? Представлена ситуация, у которой может быть несколько решений. И каждое решение можно проиграть. Участвуют в этом не только актеры, но и зрители, предлагая свои варианты выхода из сложной для героев ситуации. Обсуждение, рожденное за несколько минут, показало, что напряженность, непонимание, конфликт интересов – все это можно решать с помощью проигрывания ситуации. Аплодисменты, смех, освобождающие эмоции. Это все зрителям и актерам подарил Роман Александров – театральный художник и режиссер. Его группа работала и над декорациями. С помощью скотча, черных пакетов и минимума мебели, оказывается, в школьном коридоре можно создать удивительное, почти фантастическое пространство, похожее на театральные подмостки.
Подводя итоги проекта, Дарья Кононец отметила, что школе за эту неделю пришлось перекроить расписание и отменить уроки для десятиклассников, изменить свое отношение к происходящему – подростки были самостоятельны в решениях, разрешить детям находиться в школе с утра и до позднего вечера, меньше их контролировать… Все это привело к неожиданным результатам. Довольны ли ученики и учителя школы №19 Заполярного результатом? Без сомнения. Школа вступает в новую пору своей жизни. В октябре образовательная организация отметила 50‑летие. Перемены уже начались!
Интервью с директором школы Заполярного читайте в «УГ» №40 от 2 октября 2018 года.
Олонец: школа меняется
вместе с детьми!
С 1 по 5 октября в школе №1 карельского города Олонец десятиклассники создавали собственные проекты, направленные на улучшение школьной среды. Вместе с приглашенными режиссером, хореографом, художником и архитектором ученики работали с пространством школы. Молодые люди получили возможность повлиять на собственную повседневную среду и приобрели опыт участия в международном проекте.
– Весной оформили заявку и ждали результатов! Готовились к тому, что неделя получится насыщенная, но результат превзошел все ожидания! – говорит учитель русского языка и литературы школы №1 Екатерина Чанцева. Именно она минувшей весной, находясь в должности директора школы, откликнулась на предложение поучаствовать в конкурсе, оформляла заявку и прошла собеседование. Педагог уверена: то, что школьники получили возможность менять пространство, уже само по себе полезно, особенно в месте, где они привыкли только учиться. На презентации работ проектных групп «АРТ-ЛАБ» школьники, учителя, родители увидели, что можно сделать за пять проектных дней. Так, у школы, под крышей одной из веранд, была создана открытая велопарковка «Gалерка». Группа «Социальные инновации» и ее руководитель Дарья Дмитриева, дизайнер из Олонца, журналист, а также выпускница этой школы, проделанной работой довольны.
– Группа маленькая – всего пять мальчиков. Проблему нехватки велопарковки обнаружили практически сразу, решение тоже нашли быстро. Больше всего времени потребовалось, чтобы демонтировать старые полы, насыпать новый грунт. Им поделились местные коммунальные службы. Мальчики перетаскали пять тонн песка, покрасили веранду, обтесали огромное бревно и придумали крепления для велосипедов, – рассказала о строительстве парковки Дарья. Еще одна группа работала со звуком. Впервые за 15 лет в школе зазвучало радио. В эфире – интервью с учителем, медиком, учеником.
– Наши молодые взрослые в эти дни рассуждали в абстрактных категориях. Это было необычно! Опыт полезный, как мне кажется. Ребята провели две презентации, в том числе на перемене, когда школьники шумели, – рассказала Дарья Кононец, куратор проекта «АРТ-ЛАБ».
Форум-театр-сценка «В коробке» о жизни классного коллектива и отношениях с родителями вызвала неподдельный интерес зрителей. Поиск выхода из ситуации непонимания подростка и родителей, конфликта учителя с классом и многоразовое ее проигрывание в разных составах, в том числе с участием зрителей, оказались захватывающими. Актерам – школьникам и учителям – не помешало даже отсутствие света. Его отключили во время презентации группы «Социальное взаимодействие». Подведение итогов проекта проходило в День учителя. «Молодые взрослые» сделали образовательной организации и учителям подарок – оформили по-новому школу. Группа «Визуальные перемены» оказалась самой многочисленной и плодотворной. Благодаря работе десятиклассников появились школьная навигация, художественные композиции «Дерево» и «Лунная походка», тематические надписи на дверях кабинетов, рисунки в столовой, которая также является и актовым залом.
– Готовилась к самым непредсказуемым переменам, но наши дети удивили своей деликатностью и совершенно детской искренностью, – рассказала учитель математики и информатики школы №1 Олонца Алена Харитонова. – Однозначно, этот проект был полезен не только для них, но и для нас, педагогов.

Последействие. Результаты на вырост
Еще в четырех школах прошли такие же активные недели, которые подарили детям обновленные пространства лестничных пролетов и коридоров, новое знание о себе как о человеке, который может менять, создавать, открывать. Всего в проекте 2018 года участвовали 300 учеников. 20 тьюторов помогали десятиклассникам в их работе над проектами.
– Участие в этом проекте позволило раскрыть творческие возможности наших ребят. Школа стала площадкой для проведения подобных проектов на уровне города и региона. Учителя и ученики смогли реализовать собственные задумки. Более того, участники проекта узнали новое о творческих профессиях, – отметила педагог школы №6 с углубленным изучением иностранных языков Северодвинска Галина Пантюкова. – Уверена, дети должны расти в культурно-образовательной среде, поэтому в нашей школе осуществляется много интересных творческих проектов. Участие в новом проекте полезно. Школа должна стать для детей пространством активной деятельности, где они получат навык самостоятельной генерации идей и создания планов по воплощению их в жизнь, – говорит директор школы №238 в Санкт-Петербурге Тамара Ермилова.
– Думаю, это будет очень ярким моментом в жизни нашей школы: общение с профессионалами, улучшение школьного пространства, а главное – что это будет в результате самостоятельной работы наших десятиклассников. Уверена, школа станет еще лучше, а ребята – еще креативнее, самостоятельнее и увереннее в себе, – считает учительница вологодской школы №26 Наталья Лебедева.

– Предложение участвовать поступило от учеников лицея. Считаю необходимым давать возможность ученикам реализовывать свой творческий потенциал, – не сомневается заместитель директора по воспитательной работе петербургского лицея №64 Мария Возненко.

​Мария ГОЛУБЕВА, Заполярный (Мурманская область) – Олонец (Республика Карелия), фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте