Будущее любой страны зависит от наличия в обществе большого количества талантливых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Талантливые и креативные люди всегда востребованы обществом. Поэтому в современном мире так важно направлять систему образования на выявление одаренных детей, оказывать содействие им в развитии способностей, создавать благоприятные условия для реализации их творческого потенциала! Также не менее актуальна проблема развития творческой активности личности, формирования креативного подхода учащихся к собственной жизни и деятельности.
Именно с такой целью в школе №1384 была организована изостудия «Арт-квартал» для учащихся начальной школы, в которой каждый ребенок получил возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной для него форме. Специального отбора в изостудию нет, посещать ее могут как одаренные дети, так и все желающие попробовать свои силы в творчестве. В изостудии к каждому ребенку индивидуальный подход, каждый выполняет задания в соответствии со своими возможностями, благодаря такой дифференциации все ребята получают высокие результаты, что благоприятно влияет на их самооценку и социализацию в детском коллективе. При таком подходе очень важна роль педагога, который должен обладать высокими компетенциями и хорошим уровнем собственной креативности. Так как в данном случае образовательный процесс очень гибкий и постоянно отклоняется от первоначально запланированного курса, педагогу необходимы оригинальность и гибкость мышления, умение находить решения в нестандартных ситуациях.
В изостудии существует свой арт-актив. В него входят дети, обладающие достаточным уровнем творческой активности, обычно это ребята 3-4‑х классов, победители и призеры рейтинговых конкурсов. Совместно с педагогом ребята принимают решения, как преобразовать свою образовательную среду, какие конкретно выставки и творческие проекты могли бы реализовать в ближайшее время, в каких конкурсах будем участвовать, что нужно сделать для победы в них, как будем привлекать младших школьников и дошкольников к совместной работе, что можно им поручить, чтобы они отлично справились. Распределяется, какая именно группа и в каком конкурсе будет участвовать, определяются сроки и ответственные за каждую выставку, проект или конкурс. В нашей изостудии крайне важно умение сотрудничать и работать в коллективе, это качество активно формируется и в будущем очень поможет ребятам в их взрослой жизни.
В изостудии приветствуется то, что ребята из старших классов приходят на занятия к младшим и даже наравне с педагогом помогают младшим осваивать изобразительное искусство. Ребята, желающие попробовать себя в педагогике, проводят мастер-классы для малышей в дошкольных отделениях, в младших классах, а также под руководством педагога проводят онлайн-мастер-классы и арт-челленджи.
Дверь в изостудию всегда открыта, и каждый может зайти и окунуться в творческую атмосферу. Ребята-одноклассники часто заходят, чтобы посмотреть работы и оценить успехи своих друзей. Такая оценка со стороны сверстников очень мотивирует к развитию. В определенные дни в изостудии проводятся мастер-классы для учителей и родителей, совместные мастер-классы взрослых и детей. Мечта многих родителей – попасть на такой мастер-класс.
К праздничным и знаменательным датам обычно выпускается коллективная работа. Она очень больших размеров, 4-6 листов ватмана, и каждый из учеников «Арт-квартала» выполняет в ней какую-то часть. В процессе изготовления работа закреплена на стене изостудии, и ребята постепенно заполняют ее изображением. В работе принимают участие ребята всех групп изостудии, а это более 100 человек. Такой подход объединяет ребят в единое творческое сообщество и помогает им осознать свою значимость в большом коллективе.
У каждой группы есть свой чат, у 1-2‑х классов это родительский чат, у 3-4‑х классов – чат детей и педагога. Там обсуждаются темы ближайших занятий, ребята размещают свои рисунки, творческие идеи, спрашивают совета у педагога и у других ребят, также педагог размещает фото достижений ребят, их дипломы и грамоты, а призеры с удовольствием читают восторженные слова в свой адрес. Те, кто рисует самостоятельно вне школы, при необходимости получают в чате комментарии и рекомендации педагога. В чате ребят 3-4‑х классов изначально устанавливаются правила: размещать сообщения в определенное время, писать только хорошие комментарии и оставлять только позитивные смайлики к чужим рисункам, делать замечания имеет право только педагог. Если кто-то обидел или оскорбил другого ребенка в чате или в группе или затевает ссору, то такого ребенка педагог удаляет из чата на срок от 1 недели. Благодаря такому подходу в изостудии быстро устанавливается высокий уровень эмоционального благополучия детей, что значительно повышает результативность образовательного процесса.
Образовательная среда в изостудии очень динамична. Для организации различных видов творчества есть мольберты, столы, большая графитно-магнитная стена. Столы и мольберты можно передвигать и трансформировать по своему усмотрению, составлять общий круг, распределяться по мини-группам или рисовать уединенно. На магнитной стене размещаются рисунки, которые сейчас в работе, оформляются итоговые выставки, с помощью цветного мела и мелких декораций ребята создают гигантские праздничные панно. Наличие такой стены позволяет учащимся «Арт-квартала» наблюдать за развитием других детей, набираться идей и опыта, учиться анализировать и оценивать творческие работы, получать эмоциональный отклик и оценку своих личных произведений, участвовать в создании совместных работ, учиться организовывать и декорировать собственное пространство.
Широко используется проблемный подход в обучении. Выявляется проблема, объявляется мозговой штурм, по результатам которого принимается решение. Например, старые поцарапанные мольберты были расписаны группой ребят 3‑х классов в стиле граффити, теперь это авторские работы. За неимением готовой новогодней атрибутики ребята украсили свое помещение авторскими поделками, изготовили новогоднюю фотобутафорию, оформили графитную стену с новогодними пожеланиями, нарисовали елку и развесили на ней нарисованные шары, а после, на каникулах, устроили арт-вечеринку и записали видеопоздравление для всех.
Девиз «Мечтай, рисуй, восхищайся и удивляй!» описывает все этапы становления творческой личности ребенка за период его обучения в изостудии в начальной школе. Ребята приходят в изостудию с мечтой научиться рисовать и заявить о себе миру, они приобретают навыки в различных видах творчества, учатся выполнять рисунки в разных техниках и жанрах, наблюдают за творческим развитием старших ребят и ровесников, восхищаются творчеством великих людей, работами других учеников, набираются идей, участвуют в конкурсах и фестивалях, побеждают, добиваются успеха, создают новое и удивляют всех! В итоге формируются личности, нацеленные на открытие нового, способные познавать и анализировать, удивлять и находить решение в нестандартных ситуациях, добиваться успеха.
Нашей изостудии всего второй год, но среди учеников множество победителей и призеров различных городских, всероссийских и международных конкурсов, а также огромная мотивация у всех ребят создавать новое, побеждать, восхищать и удивлять.
В этой статье описаны педагогические приемы, с помощью которых в изостудии «Арт-квартал» решается задача целенаправленного формирования креативности учащихся как необходимого условия становления творческой личности, способной выходить за пределы имеющихся знаний, взглядов и мнений, умеющей создавать и генерировать новые идеи.
Наталья СИНЬКЕВИЧ, педагог дополнительного образования школы №1384 имени А.А.Леманского
Комментарии