search
main
0

Аршином общим не измерить… Негородская элегия

От Нижнего Новгорода до Ошминского мы ехали пять с половиной часов, почти как до Москвы. До Тоншаева, самого северного в Нижегородской области районного центра, дорога шла хорошая, зато последние 24 километра пришлось ехать по ледяному катку со скоростью 50 километров в час – мороз в этот день был нешуточный, температура опустилась до -30. Потом мы узнали, что для здешних мест это вовсе не редкость и не рекорд: нынешней зимой тут меньше -15 не бывало. Небесно-голубой храм в центре села выглядел празднично и весело, ветви высоких берез, покрытые инеем, искрились на ярком солнце. Пушистые собаки разного калибра, степенно выходившие нам навстречу, не лаяли, а дружелюбно виляли хвостами, люди, впервые видевшие нас, здоровались, улыбаясь.

Была суббота, уроки в школе ко времени нашего приезда подошли к концу, ребята разошлись и разъехались по домам. Педагоги же расходиться не спешили – по традиции именно в конце учебной недели в Ошминской школе проводятся так называемые оперативки – совещания руководства. Поэтому в кабинете директора Ангелины Николаевны Шиловой мы застали полный начальственный кворум. До нашего приезда собравшиеся обсуждали присланные из районного управления положения новых конкурсов, в которых школа должна была непременно принять участие. Выяснилось, что с начала учебного года их было уже 16 и в каждом ребята из Ошминского участвовали, в 10 из них победили.

– В районном рейтинге участия в творческих конкурсах по итогам первого полугодия наша школа занимает первое место, а на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников – второе, – с гордостью сообщила заместитель директора по воспитательной работе Светлана Анатольевна Исаева. Завуч Надежда Николаевна Попова добавила:

– Конечно, наши ребята всегда с удовольствием участвуют в различных соревнованиях и олимпиадах, но ведь к каждому такому мероприятию нужно детей подготовить, а это большая нагрузка на учителя-предметника и классного руководителя. Наши учителя уходят из школы поздним вечером: помимо подготовки к урокам ежедневно занимаются дополнительно с отстающими (разумеется, бесплатно, репетиторства у нас здесь нет), готовят выпускников к экзаменам. В обязанности педагогов входит написание отчетной документации, количество которой возрастает с каждым годом. Классные руководители должны еще подготовиться к классным часам и общешкольным мероприятиям.

В разговор вступил физорг и председатель профкома школы Сергей Васильевич Опарин:

– Кстати сказать, кроме тех конкурсов, в которых нам предлагает участвовать районное и областное начальство, у нас есть и свои, традиционные. Например, ежегодные первенства по баскетболу, лыжные эстафеты, игра «Зарница», которую и педагоги, и дети всегда ждут с нетерпением. «Зарницы» у нас две в году – весенняя и зимняя, в играх участвует каждый ученик начиная с самых младших классов. Это всегда для школы праздник, к которому мы тоже готовимся заранее.

Светлана Анатольевна продолжила:

– Обстановка у нас здесь домашняя, двери школы открыты до позднего вечера. Каждый ребенок занимается в одном или нескольких кружках и секциях. Куда здесь еще пойти подростку? Коммерциализация до нас еще не дошла, поэтому только школа помогает семьям вырастить детей развитыми, здоровыми и закаленными. Мне кажется, нужно не закрывать малокомплектные школы, а напротив, всячески их поддерживать. Поддерживать энтузиастов-педагогов, которые по-настоящему работают с детьми, а не занимаются самопрезентацией.

– Да уж, – добавила я от себя, – сейчас нередко поощряют и награждают не тех, кто этого заслуживает, а кто владеет технологиями, позволяющими представить свои достижения в наилучшем свете.

Ангелина Николаевна призналась:

– Коллектив у нас небольшой, всего 20 человек, и каждый выкладывается на сто процентов. А материально поощрить педагогов за добросовестный и творческий труд мы не можем – надтарифного фонда у школы нет. Новая система финансирования, действующая с этого года, для малокомплектных сельских школ неэффективна. На мой взгляд, она не только не стимулирует к улучшению качества работы, но с трудом позволяет выжить сельской школе как таковой. Для относительно безбедного существования при этой системе нам нужно иметь не менее 120 учащихся в школе, а у нас только 112. Где взять еще 8, если прирост населения нулевой?

Директор выразила надежду на то, что апробация так называемого подушевого финансирования сельских малокомплектных школ заставит руководство образованием учитывать не только наполняемость, но и другие моменты: качество знаний, уровень воспитанности, творческие успехи учащихся, духовно-нравственный климат. Пока же при распределении средств никак не учитывается то, что школа, расположенная в глухом краю, изо всех сил старается не отставать от городских. Так же, как в лучших лицеях и гимназиях Нижнего, здесь применяются современные технологии, педагоги используют ИКТ, на уроках постоянно применяются мультимедиапроекторы (их в Ошминской школе четыре). Школьники и педагоги имеют высокоскоростной доступ к интернет-ресурсам, благодаря чему с удовольствием принимают участие в интернет-олимпиадах, создают компьютерные презентации по предметам.

Разговор наш, начавшийся с обсуждения текущих школьных вопросов, продолжился обсуждением проблем, касающихся не только среднего образования, но и будущего всей российской глубинки. По мнению моих собеседников, ее перспективы сегодня не внушают оптимизма. Если организационные решения в сфере образования будут основываться только на количественных показателях, то закрытие малокомплектных сельских школ, начавшееся два года назад и продолжающееся в текущем году, неизбежно приведет к оттоку из деревень населения работоспособного возраста. Тогда вместо возрождения наступит уже полное и окончательное оскудение российской земли.

Проблема эта остро стоит уже сегодня. Если еще несколько лет назад численность учащихся Ошминской школы достигала 250-300 человек, то сегодня в ней учатся лишь 112 человек, и, по прогнозам, количество школьников будет сокращаться год от года. То есть в перспективе, если практика укрупнения образовательных учреждений продолжится, Ошминской школе тоже грозит закрытие. Из ближайших к селу деревень в школу приезжают только 25 подростков, тогда как раньше в интернате при школе проживали 150 человек. В округе есть деревни, в которых остались только старики, есть и такие, где вообще нет жителей. Сегодня об этих прежде многолюдных селениях напоминают лишь названия, которые написаны на школьной доске памяти, – под именем каждой деревни длинные списки погибших в Великой Отечественной войне. Могли ли воевавшие за родную землю представить себе, что всего через полвека здесь не останется ни одного потомка?

Конечно, это проблема не школьная и даже не социальная, а политическая. Решить ее даже местные органы самоуправления не в силах, не то что педагоги. Они выполняют социальный заказ – и выполняют, надо отдать должное, на очень высоком уровне. Больше половины выпускников Ошминской школы поступают в лучшие вузы Нижнего Новгорода и других российских городов на бюджетные места, остальные ребята продолжают учебу в техникумах и училищах. Никто из них учебу не бросает, все получают дипломы и становятся хорошими специалистами, но… Никто из выпускников высших и средних учебных заведений за последние десять лет не вернулся в село: работы для молодежи ни в самом Ошминском, ни в райцентре нет. Школа и амбулатория кадрами полностью укомплектованы, совхоз давно прекратил свое существование, лесхоз, дававший работу многим жителям окрестных сел, тоже реорганизован – производство и продажа древесины теперь сосредоточены в руках частных владельцев. В 15 километрах от Ошминского расположена зона заключения, но даже там сегодня, во время обострившейся безработицы, охранники не требуются. Молодежь уезжает в поисках работы и более устроенной жизни. Средний возраст жителей Ошминского – 38-40 лет. И с каждым годом он будет лишь «взрослеть».

С болью педагоги Ошминской школы говорили о том, что единственное, чем они могут помочь своим детям, – дать хорошее здоровье и образование, а значит, возможность найти себя и трудоустроиться в большом городе. Для многих семей учить ребенка в Нижнем, за 325 километров, даже на бюджетном отделении огромная материальная и моральная нагрузка, но отцы и матери готовы ужимать себя во всем во имя будущего своих сыновей и дочерей. И дети, воспитанные в любви и ласке, в почти домашней обстановке своей уютной школы и в то же время закаленные суровыми условиями здешней природы, оказываются способными выдержать все: и редкие встречи с родными, и полную смену привычного уклада, долгую адаптацию к городскому образу жизни… Родители скрепя сердце решаются отпустить детей в чужой и отнюдь не гостеприимный большой мир, но ничего другого им не остается… Слышать такие признания было больно.

Весь долгий обратный путь я думала о том, что процесс урбанизации начался не сегодня и остановить его вряд ли получится, что неоглядные пространства нашей прекрасной земли скоро совсем опустеют и что через некоторое время, если не случится какого-то чуда, в Ошминском останутся одни старики.

Вера КОСТРОВА, с. Ошминское, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте