search
main
0

Аршином общим не измерить… ​Записки Виктора Болотова

Некоторое время назад педагогическую и родительскую общественность взволновала новость: министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что ведомство подумывает отменить льготы для поступающих в вузы выпускников техникумов и колледжей.

Дескать, все больше девятиклассников выбирают систему СПО не потому, что так уж хотят посвятить себя той или иной рабочей профессии, а оттого, что надеются избежать единого государственного экзамена при поступлении в университет. С замечанием этим не поспоришь: данные многочисленных опросов показывают, что это действительно так, и с каждым годом ситуация только усугубляется.Традиция принимать выпускников учреждений СПО в вузы на льготных условиях берет свое начало еще с советских времен, когда вчерашний студент, допустим, строительного техникума мог поступить в строительный же институт лишь по собеседованию. Достаточно долго эта практика была полностью оправданна: человек с младых ногтей определялся с будущей профессией, хотел в ней расти и развиваться. Вместе с тем в последние годы, когда на первый план вышло стремление во что бы то ни стало получить хоть какое-то высшее образование, естественно, начались перекосы. Отсюда и желание министерства вообще запретить поступление в вузы, минуя ЕГЭ. Главный довод – жалобы самих вузов на то, что по сравнению со вчерашними одиннадцатиклассниками, сдававшими единый государственный экзамен, выпускники техникумов и колледжей плохо знают математику, физику, да и гуманитарные дисциплины у них хромают, а потому такие студенты не могут осваивать программу высшей школы на должном уровне. Заполнить эти пробелы за время учебы в университете они тоже не успевают, ведь таких ребят стараются сразу перевести на 2-3-й курс, в то время как глубокая базовая теория читается как раз в первые годы. Выходит, что человек и в техникуме достаточных предметных знаний не получил, и в вузе они опять проходят мимо него. Но ведь у этой медали есть и другая сторона: обладатели дипломов о среднем профессиональном образовании в большинстве своем гораздо более мотивированы и выбор их куда более осознанный, чем у их сверстников, поступивших в вуз сразу после школы. К тому же и будущая профессия для выпускников учреждений СПО отнюдь не терра инкогнита, в своей будущей профессии они уже сейчас неплохо разбираются. Имеет ли эта дилемма решение? Имеет, и практика многих наших вузов это доказывает. Достаточно создать специальные программы для выпускников техникумов и колледжей, которые учитывали бы, что студент уже владеет определенными практическими навыками, а вот его теоретические знания нуждаются в шлифовке и огранке. Поэтому не стоит вводить ЕГЭ для выпускников учреждений СПО, поступающих на родственную специальность. Не надо мерить всех одним аршином, ибо эти люди, безусловно, заслуживают определенных преференций. Достаточно просто создать для них особые учебные планы, учитывающие уровень их изначального образования. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте