На Руси армия никогда не ограничивала свои функции только вооруженной защитой Отечества. Она издревле выступала мощной культурной силой, носителем нравственности народа, его лучших патриотических традиций. Российские военнослужащие на протяжении веков традиционно были и ныне выступают активными носителями и созидателями национальной культуры. Убедительным примером тесной связи армии и национальной культуры служит литература. Многие военнослужащие просто не мыслят своей жизни без художественной литературы. Выдающиеся творческие личности в военных мундирах во все времена были в первых рядах российских писателей.
Среди тысяч русских литераторов XVIII – начала ХХ веков примерно каждый третий был военнослужащим или выходцем из армейской среды. Литература продемонстрировала не только культурный уровень ратного сословия, но прежде всего – глубину проникновения в жизнь народа, постижение его интересов и заботу о судьбах нации.
Литературно одаренные военные обращались к истории и предсказывали будущее, критиковали современность и стремились к ее совершенствованию. И всегда в центре их внимания находился человек с его проблемами и трудностями, радостями и горестями. Для них не существовало «загадочной русской души». Это была их душа, и они жили ею. В этом величайшая степень единства армии и народа.
Выдающееся место в русской литературе XVIII века занимает Гаврила Державин (1743-1816 гг.). Его отец дослужился до полковника, но состояния не нажил. Первые десять лет службы сам Гаврила Державин прошел простым солдатом. На офицерских должностях будущий литератор прослужил пять лет и в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре переведен на статскую службу.
Его ждала завидная карьера. Стал губернатором, государственным казначеем, министром. Но наибольшую известность он получил как поэт. Целый ряд державинских од можно по праву назвать военными. Таковы его стихи «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор» и другие. Гордостью за славные традиции российской армии пронизаны его поэтические строки: «О кровь славян! Сын предков славных,/ Несокрушаемый колосс!/ Кому в величестве нет равных,/ Возросший на полсвете росс!» («На взятие Измаила»)
Художественная литература XIX столетия, начало которого связано с Отечественной войной 1812 г., была еще более богато и ярко представлена воинами – поэтами и писателями.
Наиболее характерным в этом плане представляется творчество прославленного героя войны
1812 г. и замечательного поэта Дениса Давыдова (1784-1839 гг.). Он вошел в историю как «поэт-гусар», «певец-герой», был близок к декабристам и Александру Пушкину. Создал военно-исторические работы, теоретические труды о партизанских действиях, а в лирике – «гусарские» песни, любовные элегии, сатирические стихи. Его творчество сформировало новый тип героя – воина-патриота, деятельного, свободолюбивого, открытого. Защита Родины была для него делом чести и славы. Гордость за Отчизну и бесстрашие воина звучат во многих его стихотворениях.
После победы в войне 1812 г. передовые русские офицеры выступили решительными сторонниками преобразований в России. Наиболее крупными поэтами из когорты офицеров-декабристов были Константин Рылеев – автор сборника «Думы» и агитационных песен, Александр Одоевский – «главный поэт» офицеров-каторжан, автор ответа на послание Александра Пушкина «В Сибирь», Федор Глинка, оставивший потомкам «Очерки Бородинского сражения» и «Письма русского офицера», а также Владимир Раевский, Александр Бестужев-Марлинский и его брат Михаил Бестужев. К слову, всего в семье Бестужевых было четыре брата-члена Северного общества, участника восстания 14 декабря 1825.
Писатель, создатель альманаха «Полярная звезда» штабс-капитан Александр Бестужев-Марлинский (1797 – 1837 гг.) был, как и его брат Михаил, приговорен к 20 годам каторги. С 1829 г. – рядовой в армии на Кавказе. Убит в бою. Еще один брат – Николай, штабс-капитан, историк российского флота, экономист, писатель, акварелист-портретист приговорен к вечной каторге. А брат Петр – мичман – разжалован в солдаты и отправлен в армию на Кавказ.
Проблемы чести и бесчестья, смысла служения Отечеству на военном поприще были важнейшими для этих военных-патриотов.
«Что лучше: жизнь, где узы плена,/ Иль смерть, где росские знамена?/ В героях быть или в рабах?» – спрашивал Федор Глинка в «Военной песне…»
Разгром декабризма не ослабил патриотического духа передовых офицеров-литераторов. Очень много сделали в то время для развития отечественной литературы офицеры Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Евгений Баратынский, Константин Батюшков, Владимир Даль и десятки других великолепных поэтов и прозаиков.
Александр Грибоедов, родившийся в семье отставного офицера, с началом Отечественной войны 1812 г. оставил ученые занятия и добровольно вступил корнетом в Московский гусарский полк. Товарищи-гусары ценили в нем не только ум, литературный вкус, обширные познания, но и широту натуры, гусарскую удаль и молодечество. В марте 1816 г. Грибоедов вышел в отставку. Его перу принадлежит много интересных произведений. Но если бы он создал лишь «Горе от ума», то уже только этим обессмертил бы свое имя.
Погиб Грибоедов с оружием в руках. В январе 1829 г. он во главе посольской миссии прибыл в Тегеран. З0 января 1829 г. многотысячная толпа фанатиков напала на русское посольство и перебила всех, кто находился в здании. Грибоедов храбро защищался и ушел из жизни как воин.
Сегодня каждый культурный человек знает о словаре Даля. Гораздо меньше людей осведомлены о том, что писатель и лингвист, лексикограф, фольклорист и этнограф, естествоиспытатель и врач, член-корреспондент Петербургской академии наук Владимир Даль (1801-1872 гг.) с 13 лет вместе с будущим декабристом Дмитрием Завалишиным и будущим флотоводцем Петром Нахимовым обучался в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Начал он свою офицерскую службу в 1819 г. мичманом, а в 1926 г. в чине лейтенанта подал в отставку. Получив диплом доктора (в Дерптском университете учился вместе с будущими известными хирургами Федором Иноземцевым и Николаем Пироговым), в марте 1829 г. отправился на Балканы для участия в русско-турецкой войне. В 1831 г. в составе русской армии участвовал в походе в Польшу.
Среди созданного Владимиром Далем – «Солдатские досуги» и «Матросские досуги» – сборники рассказов, анекдотов, небольших статей, пословиц и поговорок. Бесценным вкладом Даля в русскую культуру было издание им сборника «Пословицы русского народа», в который вошли свыше 30 тысяч пословиц и «Толкового словаря живого великорусского языка». Многие его пословицы посвящены солдатской службе и русской армии. Например: «Смелость города берет»; «Службу служи, а сам не тужи»; «Которая служба нужнее, та и честнее»; «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»; «Прусский гут, а русский гутее», «За правое дело стой смело» и другие.
Нет нужды подробно рассказывать о значении для отечественной культуры творчества Михаила Лермонтова (1814-1841 гг.). Примечательно, что мысль о службе в армии пришла к нему в то время, когда его поэтический голос уже достаточно окреп.
В 1832 г. поэт отбрасывает мысль о том, что военная служба может помешать его творческим планам, и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Выдержав экзамен, он был зачислен сначала унтер-офицером, а затем юнкером лейб-гвардии гусарского полка. Среди произведений Лермонтова, написанных в то время, – его «юнкерские поэмы», в том числе «Моряк», стихотворение «Юнкерская молитва» и другие.
В конце 1834 г. Михаил Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. После появления в начале 1837 г. его знаменитого стихотворения «Смерть поэта» был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. К концу года было выпрошено помилование, и в ноябре Лермонтов был переведен в гвардию – сначала в Гродненский гусарский полк, затем в лейб-гвардию гусарского полка (под Царским Селом). Широко известно лермонтовское «Бородино», в котором поэт создал незабываемый образ солдата-патриота: «Что тут хитрить, пожалуй к бою;/ Уж мы пойдем ломить стеною,/ Уж постоим мы головою/ За Родину свою!»
Из-за участия в дуэли Лермонтов по личному распоряжению Николая I был переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. Там он участвовал в бою при реке Валерик, в котором проявил «отменное мужество и хладнокровие», «с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». Этот бой отразился в его стихотворении «Валерик».
Несмотря на неоднократные доклады командования о доблести поручика и просьбы о прощении и повышении в чине, этого не произошло. 15 июля 1841 г, Лермонтов, находившийся на лечении в Пятигорске, был убит на дуэли.
Середина XIX века выдвинула новую плеяду писателей-офицеров, которую открывает имя Льва Толстого. «Севастопольские рассказы», написанные тогда еще молодым артиллерийским офицером, бесспорно свидетельствовали о том, что в литературу пришел новый мощный талант. Дух русского народа показан в этих рассказах через величие рядового солдата. Именно в солдатах Толстой находил проявление силы и достоинства человеческого характера. Не исключение в этом отношении – и гениальный роман Льва Толстого «Война и мир». Обращаясь к людям в военных мундирах, Толстой писал: «Вы призваны служить благу России через армию, и через служение и воспитание ея, благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».
События Крымской войны и последовавшая вскоре крестьянская реформа знаменовали начало новой эпохи в русской общественной жизни. Литературе пришлось резко расширить круг проблем, которые она творчески осмысливала. Ответы на поставленные жизнью вопросы давали произведения литераторов-офицеров – поэтов Константина Случевского, Семена Надсона, писателей Константина Станюкевича, Александра Куприна и многих других.
Российским военным ХХ века выпала нелегкая судьба. На их долю пришлось немало испытаний. Но это не означает, что армия перестала растить в своих рядах поэтов и писателей. Назову лишь малую часть имен знаменитых литераторов, посвятивших часть своей жизни службе Отечеству в армии: Николай Гумилев, Михаил Зощенко, Михаил Шолохов, Дмитрий Фурманов, Константин Симонов, Илья Эренбург, Александр Твардовский, Виктор Астафьев, Василь Быков, Юрий Бондарев, Иван Стаднюк, Владимир Карпов и многие другие.
Комментарии