Никулин, Вицин, Моргунов… Главные экранные жизнелюбы и хохмачи 1960-х. Комедии с их участием вошли в золотую палитру кинематографа и не утратили своей жизнерадостной актуальности в наши дни. У каждого из этих артистов была своя судьба. Мастера неологизмов и знатоки ситуативной речи оставили яркий свет в различных областях искусства – театрального, кинематографического и циркового. Коснемся относительно малоизвестной стороны их творчества – военной. Актеры сыграли впечатляющее число ролей людей в погонах. О них рассказывает знаток их творчества, директор музея трех актеров Владимир ЦУКЕРМАН.
– Владимир Исаакович, вы много лет посвятили собирательству материалов о трех актерах, создав единственный в своем роде музей. Вместе они – «гайдаевские» герои. А отдельно?
– Отдельно – целый творческий мир.
Евгений Моргунов родился в Москве, в районе Матросской тишины. Рос без отца, мать работала в родильном доме санитаркой. Жили в очень скудных условиях. Когда началась Великая Отечественная война, Евгению исполнилось всего 14 лет. Свой вклад в победу над фашизмом он внес, трудясь на заводе «СВАРС», выпускавшем снаряды для фронта. Сначала сварщиком, потом болваночником. Но, видно, тяга к искусству была так сильна, что не убоялся самому Сталину написать письмо, в котором были такие слова: «Мне только 16 лет, а я мечтаю стать актером».
Вскоре пришел ответ с высочайшим вердиктом: «Рекомендовать товарища Моргунова в искусство». Такая резолюция, да еще в военную пору, означала приказ. Рекомендация самого вождя возымела столь магическое действие, что парня с неполным средним образованием приняли в один из лучших московских театров – Таирова без предварительного просмотра и экзаменов!
– На первых порах пришлось поработать в эпизодах?
– Поначалу Женя работал во вспомогательном актерском составе, ему отводили небольшие роли. Вскоре пришла первая роль в кино. В военной киноленте Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» Моргунов сыграл солдата-артиллериста. В эпизоде, где солдаты поют «Марш артиллеристов», Моргунов, игравший одного из бойцов, выполнял команды слишком рьяно, пел громче всех, выпучивая глаза и «вырываясь» из кадра. В результате извели много пленки, испортив настроение режиссеру и оператору. Пырьев пригласил его одного на просмотр, молча показал отснятый брак. Выводы он сделал, больше не «высовывался».
– Моргунов был в числе тех, кто участвовал в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия»?
– Люди старшего поколения помнят одну из наиболее заметных послевоенных лент по одноименному роману Александра Фадеева. После публикации романа о подвиге героев-молодогвардейцев узнала вся страна, а выход фильма на экраны открыл дорогу целой плеяде молодых актеров и режиссеров, составивших цвет советского киноискусства. Но в этом культовом фильме Моргунову досталась роль предателя Стаховича. Впоследствии выяснилось, что Стахович предателем не был, а роль, которую сыграл Моргунов, пришлось вырезать! Но… Велика сила стереотипа! «Я же сыграл предателя, и меня сейчас не берут ни на какую роль», – имея в виду роль положительного героя, объяснял Моргунов коллегам.
И все же людей в военной форме в 1950-х – начале
1960-х годов он сыграл приличное число. Только кинематографические образы режиссеры предлагали ему малосимпатичные, а то и вовсе гротескные. Выбор оказался таким: офицеры (царские и белогвардейские), немецкие (фашистские) солдаты, жандармы. Упомяну киноленты «Воскресение», «Отряд Трубачева сражается», «Киевлянка», «Нахаленок», «Две жизни».
Роли это были эпизодические, а то и вовсе микроскопические. Где развернуться, если, к примеру, в «Алых парусах» ему досталась на минуту экранного времени роль полицейского, которого мутузит капитан Грей? Или немецкого солдата в «Судьбе человека», который издевательски произносит реплику в адрес военнопленных, отправляющихся в концлагерь…
Впрочем, его хохмы и шутки тогда искупали недостаток настоящего творчества, к которому он всегда стремился. В фильме «Незабываемый 1919» он играл матроса-анархиста, которого по приговору трибунала расстреливают красноармейцы. Сцену расстрела, где он падал и умирал, снимали трудно. После падений у него появились натуральные кровоподтеки на спине – следы от холостых выстрелов. «Искусство требует жертв. Но не таких же», – не сдержался Моргунов.
– Были ли у него черты, традиционно присущие нашим военным?
– Отдельные его черты не имели ничего общего с общепринятыми стереотипами военнослужащих. Резал правду-матку. Шел напролом. Никогда в жизни не боялся начальства. Высоких авторитетов для него не существовало. Из-за этого всю жизнь страдал. Примеров тому несть числа. С субординацией и послушанием, согласитесь, мало общего. В то же время его отличало чувство мужества, собственного достоинства, дерзость, стремление помочь товарищам.
Приведу пример. Первый послевоенный год. Во ВГИКе завершились приемные экзамены. Евгений подошел к Сергею Герасимову и попросил мэтра: «Посмотрите, пожалуйста, этого солдатика». Солдатиком оказался фронтовик Сергей Бондарчук, которого вскоре приняли.
– А вот Вицина в образе бравого вояки представить проблематично.
– Георгий Вицин в театр-студию МХТ-2 Н.П. Хмелева поступил в 1935 году. В будущем из студии вырос театр им. М. Ермоловой, в котором актер проработал много лет. В годы Великой Отечественной войны играл по 20 спектаклей в месяц, участвуя в многочисленных военных постановках. В их числе пьесы «Люди с чистой совестью» Петра Вершигоры (он блестяще сыграл роль сапера Водички), «В добрый час» Виктора Розова, «Шторм» Владимира Билль-Белоцерковского. В составе фронтовых бригад ездил в действующие части, выступал в госпиталях.
Была ситуация, когда он был на волосок от смерти. Дело было на Каспийском море, когда вражеский самолет попытался потопить баржу, на которой плыли артисты и находились снаряды. Помог расчет зенитки, отогнавший самолет.
Кинематографический дебют Вицина состоялся в победном 1945 г. в фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва!». Он сыграл роль железнодорожника. Не военный, но тоже человек в форме. В кино у Георгия Михайловича ролей, имеющих отношение к государевой службе, немного, и все юмористического содержания. Но запоминаются. Вспомним роль деда Мусия, бывшего старого солдата из киноленты «Максим Перепелица». Откровенно комическая роль сэра Эндрю Эгьючика (дворянина и офицера) из «Двенадцатой ночи». Он там даже что-то имитирует на шпагах в ходе навязанной его герою дуэли. Вицин настолько блестяще воплотил роль шекспировского персонажа, что в Великобритании его назвали самым веселым актером сезона.
– Юрию Никулину с военными ролями повезло больше?
– Путь Никулина к своим кинематографическим героям в военной форме шел зигзагом, кружным путем.
Он принадлежит к тем немногим известным актерам, которые «захватили» две войны – финскую и Великую Отечественную. Своих друзей по оружию не забывал. Из писем видно, что он долгие годы поддерживал связь с Иваном Удаловым, Петром Коноваловым, Иваном Шляминым, Ефимом Лейбовичем. Демобилизовавшись, решил попытать счастья в театрально-кинематографических вузах. Последовали отказы. «У вас не тот профиль, молодой человек», – резюмировала великая театральная актриса Пашенная. Режиссер Сергей Юткевич «зарубил» его во ВГИК, сославшись на «некинематографичную внешность».
Три раза Никулина вызывали в местное отделение МВД (нигде не учится и не работает!) по вопросу трудоустройства, предлагая фронтовику поработать у них, в милиции. Он уже начал всерьез задумываться о милицейской карьере. Но дело решил случай. Прочитал объявление, что при московском цирке открылась студия клоунады. Решил попытать счастья. Из 368 желающих приняли лишь 18 человек. В их числе оказался Никулин. Впрочем, спустя почти 20 лет к милицейской теме все же возвратился, очень убедительно сыграв главную роль в фильме «Ко мне, Мухтар!».
– Играл еще и ветеранов войны.
– Да, широко известна роль деда в киноленте «Чучело». Но наиболее дорога ему была, пожалуй, дипломная короткометражка Юрия Николаенко «Тут, недалеко». Сюжет такой: фронтовик приезжает в город, разыскивая своих боевых товарищей. Нашел лишь одного. С ним они вспоминают былое. Кадры из этого фильма Юрий Владимирович неоднократно показывал на своих встречах со зрителями.
– Юрий Никулин многим запомнился ролями фронтовиков…
– Начиная с 1970-х гг. Несомненно, личный опыт военных лет помог ему замечательно выразиться в образах пехотинца и военного журналиста в фильмах «Они сражались за Родину» и «Двадцать дней без войны».
С первым фильмом связан такой случай. Один из эпизодов снимали на Дону, в районе станицы Клетской, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. Актеры Никулин (играл рядового Некрасова), Тихонов и Бурков сидели перед съемкой очередного эпизода на холме над рекой. Тихонов наткнулся на что-то острое и начал раскапывать, думая, что это камень. На поверку предмет оказался снарядом военной поры. Пришлось экстренно вызывать настоящих саперов, которые и взорвали снаряд.
Самая известная роль Юрия Владимировича в военном кинематографе – майор Лопатин в фильме «двадцать дней без войны» по повести Константина Симонова. Чиновники Госкино не видели Никулина в образе главного героя, но Константин Симонов оказался непреклонным в своем выборе. Он отправился в Госкино и сказал: «Когда речь идет о фигурах исторических, решать Госкино. А когда речь идет о Лопатине, он мой герой. Решать мне».
И еще штрих к фильму «Двадцать дней без войны». Думаю, в памяти поклонников великого артиста остались слова майора Лопатина во время митинга на военном заводе Ташкента, обращенные к старикам, женщинам и детям: «Они (фашисты. – Прим. автора) считали, что победа будет за ними. А она будет за нами».
Комментарии