search
main
0

Аритмия – это здорово! Педагоги дополнительного образования учат жить не по шаблону

Есть в Петербурге удивительное место, где можно за секунду оказаться на дне реки, ощутить холодные струи водопада и расчесать ветром океанскую волну. А потом просто выйти сухим из воды. Адрес у всех этих чудес вполне конкретный – Шпалерная, 56. Именно здесь, в музейном комплексе «Вселенная воды» Водоканала Санкт-Петербурга, состоялось торжественное открытие финала VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Досье «УГ»NB!История Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» ведется с 1998 года. Первый конкурс состоялся в Ростове-на-Дону, все последующие – в Санкт-Петербурге. Учредители конкурса – Минобрнауки России, Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Федеральное агентство по образованию и «Учительская газета».

СтатфактСистема дополнительного образования – это:- 17,6 тысячи муниципальных (95%) и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей (в 1997 году – 16,3 тысячи);- 10,9 миллиона детей, постоянно занимающихся художественным и научно-техническим творчеством, экологией, учебно-исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением, что составляет 49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (в 1997 году соответственно – 8,9 миллиона человек, или 28,7%);- 240 тысяч кружков и секций, организованных на базе других образовательных учреждений, в них занимаются 3,7 миллиона обучающихся (в 1997 году было 155 тысяч объединений, где занимались 2,5 миллиона человек);- 440 тысяч педагогов (с 2004 года их число возросло на 30 тысяч человек).По данным Министерства образования и науки РФ за 2009 год

Комментарий «УГ»Ольга ИВАНОВА, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга:Приз от Петербурга достался КарелииВ Санкт-Петербурге всегда понимали значение системы дополнительного образования для развития и воспитания детей, их творческих интересов и способностей. В нашем городе никогда не закрывались ни спортшколы, ни дворцы творчества. В последние годы бережное отношение к этой системе получило особое развитие. Решением правительства Санкт-Петербурга с 2010 года учреждена новая премия – «Лучшему педагогу дополнительного образования», готовится постановление правительства города о развитии детского технического творчества. В системе дополнительного образования работают исключительно профессиональные люди, и Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям» – прекрасное тому подтверждение. Конкурс уже многие годы проходит в Санкт-Петербурге, к нам приезжают гости со всей страны. Для нас это большая ответственность как в организационном, так и профессиональном плане. В этом году мы выступили достойно, из семи Хрустальных ключей петербуржцы получили два. А вот приз Комитета по образованию Санкт-Петербурга, который был специально учрежден для научно-технической номинации, получил педагог из Петрозаводска Игорь Владимирович Жмурин. И для нас это сигнал: нужно продолжать развивать техническое творчество. Так что Петербургу, несмотря на наши успехи и победы, есть о чем подумать и сделать выводы. А еще конкурс в определенном смысле – миссия нашего города. Мы рады, что педагоги, которые к нам приезжают, не только проходят конкурсные испытания и делятся опытом, но и имеют возможность ознакомиться с Санкт-Петербургом. И для многих эти дни остаются в памяти на всю жизнь.Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных:Дворец – это штаб конкурсаМы гордимся тем, что нам доверяют проведение Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», вот уже семь раз наш дворец был его соорганизатором. Мы традиционно отвечаем за размещение участников, питание, организацию культурной программы, торжественные церемонии открытия и закрытия. И каждый раз стараемся повышать планку. Но на этот раз дворец был не только штабом конкурса, но и местом работы всех номинаций. За конкурсные дни во дворце побывали около 1300 школьников города. Они стали участниками открытых занятий лучших педагогов страны!Если говорить о перспективах, думаю, что назрела необходимость в обновлении формы конкурсных испытаний. Например, защита образовательной программы могла бы стать заочным этапом, так как практически все участники – лауреаты регионального и всероссийского этапов конкурса авторских образовательных программ. А вот новой формой могло бы стать такое творческое состязание, которое дало бы возможность вести профессиональную дискуссию, отстаивать свою педагогическую позицию, показать умение пользоваться современными информационными технологиями.Наконец, сама атмосфера конкурса подсказывает, что пора создавать общественное объединение, клуб. Ведь люди, едва познакомившись на конкурсе, должны разъезжаться, а так много хочется еще обсудить! Опыт создания таких форм взаимодействия, когда профессиональное общение продолжается и между конкурсами, обогащая все педагогическое сообщество, существует. Это мы видим на примере Всероссийского конкурса «Учитель года России». Возможно, первым шагом к объединению педагогов дополнительного образования должен стать сайт конкурса «Сердце отдаю детям», где могли бы общаться конкурсанты разных лет, где были бы размещены материалы лауреатов. Очень надеюсь, что эта идея воплотится в жизнь!Алла ЕГОРОВА, заместитель начальника Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию:Что-то не так? Импровизируйте!Конкурс «Сердце отдаю детям» – это Всероссийская творческая лаборатория передового педагогического опыта, он способствует сохранению и развитию системы дополнительного образования. Еще конкурс – хорошая возможность показать и повысить свое профессиональное мастерство. Практически во всех представленных на финале VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» образовательных программах было продемонстрировано создание условий для творческого развития ребенка, его обучения и воспитания в той или иной области. В программах нашли отражение такие проблемы, как приобщение ребенка к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям; расширение кругозора ребят; введение различных форм учебно-исследовательской деятельности; интеграция общего и дополнительного образования; организация профильного обучения и предпрофильной подготовки; психолого-педагогическая поддержка учеников; создание условий для личностного самоопределения и социализации личности; профилактика асоциального поведения.Конечно, конкурс выявляет и профессиональные проблемы. Цели и задачи образовательной программы бывают слишком глобальны и не согласуются с ее реализацией. Не все владеют искусством импровизации и могут «повернуть» занятие, изменить его в случае неудачи. Не стоит переносить на занятия дидактические методики и приемы, превращая тем самым его в банальный школьный урок. И все-таки очень важно, что результаты труда подавляющего числа конкурсантов, да и вообще педагогов дополнительного образования, демонстрируют: в домах и центрах детского творчества, спортивных школах их ученики становятся успешными в жизни. Занятия в учреждениях дополнительного образования для 60 процентов их выпускников определяют будущую профессию. Среди лауреатов Премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи приоритетного национального проекта «Образование» более половины составляют воспитанники учреждений дополнительного образования. Так что кадры этой системы – золотой фонд страны.Сергей НИКУЛИН, директор Федерального центра технического творчества учащихся:Инженерная элитаНаучно-техническое творчество учащихся имеет особое значение для государства. И на Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» эту традиционную номинацию представляют лучшие педагоги страны, победившие в региональных конкурсах. Со своими учениками они занимаются рационализаторской, изобретательской работой, по сути, готовят инженерную элиту страны, которая проявит себя уже через 5-7 лет. Да, развитие научно-технического творчества требует значительных финансовых вложений, это самое ресурсоемкое направление в системе образования вообще и в дополнительном образовании в частности. Например, чтобы картингисты могли безопасно тренироваться на своей трассе, нужно иметь несколько десятков миллионов рублей для того, чтобы построить картодром. Экипировка картингиста тоже большая проблема: она стоит порядка тысячи долларов. Родителям такие расходы не под силу, учитывая, что техническими видами спорта нередко занимаются мальчишки из малообеспеченных семей. Поэтому так важно, что в основе своей дополнительное образование научно-технического направления для ребят бесплатно, за деньги занимаются только 5-7 процентов детей в стране. Еще очень важно, что среди педагогов научно-технического направления большое число мужчин. И получается, что в этих творческих объединениях парни находят себе занятие по душе, мудрого наставника, а очень часто и будущую профессию.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть

Хрустальная арифметика

У конкурса есть свое расписание. Финал проходит один раз в два года. И эстафету от 2007-го должен был принять 2009 год. Но конкурс перешагнул в январь-2010 и стал одним из первых мероприятий, открывших Год учителя.

По традиции «Сердце…» бьется именно в Санкт-Петербурге. Город на Неве уже многие годы – столица этого всероссийского конкурса. Есть и неизменный штаб на Невском, 39 – Аничков дворец, где расположен Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных. Это его команда под руководством генерального директора Владимира Киселева режиссирует и рабочие будни, и торжественные церемонии финала. В этот раз на творческое состязание в интерьерах старинного дворца приехали 84 педагога из 58 субъектов Российской Федерации.

В конкурсной арифметике еще несколько важных цифр. 7 номинаций и 7 главных призов – хрупких, хрустальных и очень символичных. Победителям вручают ключи от детского сердца. Как знак признания высочайшего мастерства и как завет: завоевать доверие непросто, разрушить – легко. Фальшь, обида, непонимание ложатся на сердце жгучими ранами, а любовь и доброта открывают его словно волшебным ключом.

Состязание педагогов проходит в семи номинациях: художественной, научно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В жюри каждой номинации – пять человек. По традиции здесь нет председателя. После каждого конкурсного испытания все члены жюри заполняют индивидуальные протоколы и поставленные участникам баллы с коллегами не обсуждают. Особая миссия у ответственных секретарей номинаций. Они собирают протоколы, передают их председателю оргкомитета. После заключительного испытания федеральный оргкомитет утверждает победителей и призеров по каждой номинации.

Имена обладателей Хрустальных ключей объявляются на торжественной церемонии закрытия.

Участие в конкурсе всероссийского уровня – серьезное испытание и большая ответственность. На поединке мастеров нередко требуется скорая психологическая помощь. И она на «Сердце…» работает с самого первого конкурса, причем в каждой номинации. Всего несколько минут до и после конкурсных испытаний как психологический бальзам. Он, как вдох и выдох, бодрит или расслабляет. Здесь протягиваешь руку сопернику, а находишь друга.

Четыре шага до ключа

Раздвоение личности. Оказывается, это совсем не страшно, а даже очень любопытно. Особенно если все происходит так. Откуда ни возьмись, появляется перед вами Пеппи, в ярких чулках, веселая и звонкая, как весенняя капель. А за ее спиной на экране – строгая такая дама: деловой костюм, очки на носу, голос, как холодное течение в Тихом океане. И все ей, что бы Пеппи ни делала, не нравится. А Пеппи, если хорошенько присмотреться, – это педагог детского пластического театра «Аритмия», есть такой в Челябинском дворце детского творчества Советского района, Евгения Павлова. А если еще лучше присмотреться, то и на экране тоже Женя. А все, что происходит, – это внутренний диалог с собой, уверенной и сомневающейся, строгой к детским шалостям и понимающей душу ребенка. Потому что сама в душе – Пеппи… Десять минут самопрезентации на конкурсе – практически исповедь финалиста. В этих минутах все самое главное о себе – педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии.

Самопрезентация «Мое педагогическое кредо» – первое испытание на конкурсной дистанции. Этот этап – возможность поделиться самым сокровенным и раскрыть свою педагогическую философию.

Всего на «Сердце…» четыре испытания. Помимо самопрезентации защита дополнительной образовательной программы, открытое занятие и импровизированный конкурс. Конечно, каждый конкурсный этап по-своему сложен. Но, по признанию члена жюри в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество», заведующей отделом художественно-эстетического воспитания Федерального центра технического творчества учащихся Лидии Виноградовой, «защита дополнительной образовательной программы» имеет все шансы быть наиболее трудоемкой: «Одно дело – написать программу, другое дело – ее представить. От финалиста требуется большое мастерство, даже искусство, чтобы вычленить главное и, структурируя свое выступление, показать, в чем новизна программы, ее актуальность, значимость. Необходима предельная концентрация, для того чтобы не дать заскучать жюри и в то же время продемонстрировать, что программа пропущена через сердце, апробирована и принесла результат».

Конкурсная неделя «Сердца…» для петербургских школьников – время удивительных открытий. Дети приходят к незнакомым педагогам на третьем испытательном вираже – занятии «Введение в образовательную программу». И здесь перед ними открывается безграничный мир творчества в самых разных его воплощениях – живопись, танец, легкая атлетика, шахматы, футбол, картинг, фотодело, театр, авиамоделизм, цирковая студия… Все представленное финалистами в семи номинациях перечислить невозможно, так красочна палитра дополнительного образования на «Сердце…». И все 45 минут финалист, по словам члена жюри туристско-краеведческой номинации, директора Карельского республиканского центра детско-юношеского туризма Галины Степановой, должен виртуозно владеть вниманием незнакомой аудитории. Для этого ему нужно применить все имеющиеся в творческом арсенале средства – от артистизма до эрудиции.

Финальную точку на «Сердце…» ставит импровизированный конкурс. Его тема заранее не известна. Жюри объявляет ее, и начинается отсчет времени – 45 минут на подготовку и потом еще 5 на выступление, в любом жанре. В этот раз эпиграфом к импровизированному конкурсу стали слова Василия Александровича Сухомлинского: «Искусство и мастерство педагога – в умении сочетать сердечность с мудростью».

Лица. Крупный план

Портрет VIII Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» – это 84 педагога вместе и каждый по отдельности. Не в одиночестве, а непременно с учениками. У каждого из тех, кто приехал на конкурс, в Заречном, Видном, Белгороде, Снежногорске и десятках других городов и сел есть свои ученики. Кружки и секции – не школа. Мастера и мастерство ребенок выбирает сам. Многим творческим коллективам, которые представляли на «Сердце…» финалисты, уже много лет. Детскому челябинскому театру «Аритмия» – 30. Его придумал и основал Виктор Иванович Савченко, учитель Евгении Павловой из художественной номинации, получивший на конкурсе диплом III степени. «Аритмия» – это пространство, где с помощью пластики детей учат проживать свою собственную жизнь, не копировать шаблоны, а создавать свой собственный ритм. К истокам ведет своих учеников и Евгения Комаровская из Омска. Их пространство – фольклор. Бывает, что от одной деревни до другой всего 12 километров, а песня одна и та же звучит по-разному. Песни эти ребята собирают в экспедициях, коллекция записей уникальна. В феврале прошлого года побывали в Омской области у столетней бабушки, в марте ее жизненный путь закончился, а голос и песни остались. На «Сердце…» Евгения Комаровская получила Хрустальный ключ.

Ученики Кирилла Горохова из городского Детского эколого-биологического центра Хабаровска тоже первооткрыватели. Их пространство – вся природа. На счету воспитанников Кирилла шесть самостоятельно обнаруженных и изученных пещер и больше десяти открытых и названных водопадов Хабаровского края. На «Сердце…» Кирилл Горохов получил Хрустальный ключ и еще один незабываемый приз – право произвести полуденный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

По традиции свой приз на конкурсе учредила и «Учительская газета». Он достался Геннадию Поздышеву из школы-интерната для детей-сирот «Аргошкола» поселка Красногородск Псковской области. Свой край Геннадий Поздышев с учениками изучают в велопутешествиях и с фотокамерами. Надеемся, что на подаренном жестком диске для компьютера уместится немало удачных фотоснимков.

Памятный приз на конкурсе получил каждый участник финала. Свои призы учредили губернатор Санкт-Петербурга, профильные комитеты города, Всемирный клуб петербуржцев, Аничков дворец, администрация города-курорта Геленджика. Имена лауреатов, обладателей Хрустальных ключей, были названы на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

Не между строк

В конкурсных паузах мы много общались с членами жюри, конкурсантами и гостями «Сердца…». Радовались вместе с ними и печалились. Как здорово, что конкурс славит на всю страну имена тех, кто не всегда попадает в орбиты нацпроектов! И как печально, что таланты России они растят за минимально-прожиточный уровень зарплат. Впервые членом жюри конкурса в художественной номинации была известная всей стране замечательная и бессменная ведущая программы «АБВГДейка» Татьяна Кирилловна Черняева. Ее профессия началась с Дома пионеров, с его вдохновенных педагогов. Таких увидела она и на конкурсе: «В последнее время телевидение создало модель, что вся нация состоит из 50 политиков, актеров и шоуменов, но здесь понимаешь, что наше национальное богатство в глубинке, где живут люди, которые не только сердце, душу рвут ради детей». У Людмилы Дмитриевны Алимовой, директора самой настоящей творческой мастерской, Челябинского дворца детского творчества Советского района, 4000 девчонок и мальчишек. И чуть больше этой цифры – 4070 рублей – составляет зарплата педагога высшей категории…

В паузах конкурса мы говорили о том, что «сердце» образования, его основная, а отнюдь не дополнительная часть, должно поддерживаться не на словах, мощно развиваться и никогда не останавливаться.

Ольга МАКСИМОВИЧ, Наталья АЛЕКСЮТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте