Сегодня высказывается во многом верная мысль о том, что программы и учебники перегружены информацией. Но, преподнося все эти сведения ученикам “на блюдечке с голубой каемочкой”, говорим ли мы с ними, каким образом жить среди людей, какими способами и с помощью каких средств отстаивать свою точку зрения? Как жить, выстраивая свои отношения не только с живой и неживой природой, но и с Человеком?
К большому сожалению, приходится констатировать, что по сей день наука об общении с одним человеком и со многими людьми, официальном, полуофициальном и неофициальном, публичном и не публичном не стала для большинства средних (да и высших) учебных заведений России предметом и практикой образования. Не каждый станет физиком или лириком. Но любому входящему в противоречивый и многоречивый взрослый мир человеку нужно уметь общаться с другими людьми.
Еще Аристотель более двух с половиной тысячелетий назад утверждал, что успех оратора, то есть человека, общающегося с другими публично, зависит от трех условий:
1) “природа или натура”, то есть способности к общению, которые заложены от рождения, некая предрасположенность к общению;
2) обучение, когда способности необходимо всячески целенаправленно развивать;
3) упражнения – практическое осваивание правил, приемов и способов общения с целью выработки умений и навыков. Фактическое забвение 2-го (обучение) и 3-го (упражнения) компонентов Аристотелевой триады успеха общения влечет за собой его “разгармонизацию”. Можем ли мы в этом случае говорить о воспитании гармонично развитой личности? Таковая, по-нашему мнению, не может страдать общей дисгармонизацией обучения!
Следствие дисгармонизации общения налицо:
– резко снижающийся уровень культуры публичного (вспомним “дебаты” в Государственной Думе, концерты, “тексты” выступлений, песен и иных речевых “произведений”, доносимых нам различными СМИ), а также бытового (громогласные разговоры на улицах, в транспорте, в магазинах, в кафе, по тематике, явно не предназначенной для чужих ушей) общения;
– невладение или весьма условное (слабое) владение устной (и письменной) речью, выражающейся, как правило, в бедности словарного запаса;
– бедность интонирования или однообразие интонационного рисунка речи и общения в целом (специалисты отмечают, что за последние 10-15 лет в российском общении стали часто преобладать агрессивные, резкие, недружелюбные интонации);
– неумение соотнестись с ситуацией общения, неуместность применения используемых кем-либо из партнеров по общению языковых и речевых средств;
– боязнь выступать перед другими людьми…
Скорбный список следствий дисгармонизации общения можно было бы, очевидно, длить почти до бесконечности.
“Рак общения” выражается, по нашему мнению, в частности, в том, что человек панически страшится общаться с малознакомыми людьми, порой теряется даже в обществе близких. Обрекая себя на редко кем переносимое одиночество в общающемся мире.
Так не проще ли для того, чтобы избежать по мере возможности такой беды, попытаться “оснастить” ребенка инструментарием нравственного, порядочного, взаимоуважительного общения уже в школе?
Для этого необходимо на практике “дать зеленый свет” таким предметам, как “Азбука поведения”, “Этикет и речевой этикет”, “Риторика”. “Основы межличностного общения”…
Ведь, по мнению некоторых ученых, человеческое существо, лишенное общения, в том числе и речевого, с человеком, с людьми, остается по развитию интеллекта к 5-7 годам “на уровне дождевого червя”.
Возможен, как известно, и другой вариант: дети находятся на уровне особей стаи тех животных, среди которых в силу тех или иных причин они оказываются и живут до определенного возраста. Дети, “возвращающиеся” в мир людей позднее 5-7 лет, никогда ни в речевом, ни в интеллектуальном развитии не могут догнать сверстников. Вспомните так называемые случаи Маугли. “Маугли” – это и в отношении возможности и степени овладения языком главным героем произведения тоже сказка: у Р. Киплинга Маугли свободно заговорил и “замыслил”, вновь оказавшись в человеческом мире. В действительности это невозможно.
Сергей ТИХОНОВ,
доцент, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и культуроведения ЯНОИЦУ
Салехард
Комментарии