search
main
0

Аристотель современен. Отражение жизни общества в целом и государственного строя

​Сегодня, думаю, ни одна школа не обходится без ученического самоуправления: оно стало вполне обыденной вещью, однако много ли мы знаем об этой форме внеурочной деятельности, а особенно о его истоках?

Несмотря на то что идеи, положенные в основу теории о самоуправлении, принадлежат еще Аристотелю и Платону, первое официальное упоминание о нем относится к XVI столетию. В 1531-1556 годах в городе Гольдберге в Силезии работала латинская школа под руководством Валентина Тротцендорфа. Именно он впервые использовал в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. Ежемесячно в этой школе избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты, помимо этого ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей. Чуть позже, в начале XVII века, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский писал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества, а особо важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к следованию правилам поведения. По его теории, в школах должна быть организована модель ученического самоуправления, в которой можно с легкостью найти отражение жизни общества в целом и государственного строя. Коменский считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представлял собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом, или судьей, или претором». Другими словами, каждый класс – отдельное государство, школа – мир, а школьное самоуправление – это сообщество, которое обсуждает совместные дела. Возможно, мое мнение субъективно, но если следовать этой теории, то заседание, на котором обсуждаются совместные дела и возникнувшие конфликты, похоже на современный Совет безопасности ООН, только в уменьшенном объеме.Элементы самоорганизации детей были заложены в труде Михаила Ломоносова «Регламент московских гимназий», написанном в 1758 году. «Первая школьная экзерциция есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник этого же классу и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам свидетельствовать может», – пишет Ломоносов. Слова, сыгравшие ту или иную роль в истории ученического самоуправления, звучали еще от многих людей, таких как Константин Ушинский, Иван Горбунов или Станислав Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей «Сетлемент». Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику ее развития внес Антон Макаренко, выявивший и убедительно раскрывший основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление.Основная идея ученического самоуправления не претерпела особых изменений с XVI века. Главным по-прежнему является воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к взрослой жизни в обществе, к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к   самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению. Однако воплощением этой идеи в жизнь в разных школах занимаются разные органы ученического самоуправления, потому что образовательные учреждения вправе самостоятельно прописывать данную структуру в свой устав. Говоря о возрастной планке, в совет школьного самоуправления входят ученики 5-11-х классов. А так как УС – своего рода государство, то неудивительно, что во главе стоит президент, у которого, разумеется, есть заместитель, а именно вице-президент, коим я являюсь в своей школе. Далее власть делится на законодательную (совет старшеклассников  – 9-11-е классы) и исполнительную (министерства). Последние соответствуют различным сферам жизни общества: министерство спорта, культуры, СМИ, образования, труда. Разнообразие, количество и названия министерств и наличие последующих подразделений опять же зависит от того, в каком виде или формате они прописаны в уставе школы и прописаны ли вообще. Точно так же, как в нашем государстве, в любом УС существует конституция, в любом УС существует свой свод законов, утверждаемый членами ученического самоуправления и администрацией школы. Главной фигурой в УС является не отдельно взятый человек, а целый орган – общешкольная ученическая конференция, в состав которой входят представители 5-11-х классов. Роль исполнительной власти на себя принимает ученический совет, под руководством которого находятся аналогии министерств – комитеты. И если в предыдущем случае попадание человека в министерства происходило только выборным путем, то в комитеты ученики имеют возможность попасть при желании через активы классов. Актив обсуждает кандидатуру и выносит ее как претендента на роль члена комитета.Так почему же современные школы не могут обойтись без ученического самоуправления? Человек – существо социальное, жизнь которого невозможна без взаимодействия с обществом. Следовательно, социализация – важнейший процесс, который проходят дети, а далее и подростки. Школа – один из институтов, способствующих становлению личности и ее социализации, однако детские, молодежные объединения и организации также являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация может быть охарактеризована как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка. Таким образом, школьное ученическое самоуправление обеспечивает гражданское, нравственное становление личности человека, развитие его социального творчества, коммуникабельность, способность выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели. Оно обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей, адаптации к условиям современной жизни.Так как человек всегда будет нуждаться в обществе, тенденция к созданию советов ученического самоуправления будет только расти, потому что в наш век компьютерных технологий важно не только уметь общаться с людьми, но и уметь работать в команде.Наша команда ученического самоуправления «ТеТРаэдр» начала свое существование лишь в начале этого учебного года, однако уже полностью оправдала возложенные на нее надежды. В сентябре был переизбран президент школьной республики, что, безусловно, повлекло за собой реформаторскую деятельность УС в образовательном комплексе №536. Стоит отметить, что активность нашей команды не замкнута в стенах нашей школы: ТеТРаэдр – активные участники выездов УС ЮЗАО в детском образовательном центре «Команда», участники многих конкурсов окружных и городских конкурсов, таких как «Вожатый и его команда» и «Лидер УС».Многие сравнивают УС с пионерией. Я считаю, что ученическое самоуправление – своего рода реинкарнация пионерии, а член ученического самоуправления – личность ответственная и многогранная, со сложившейся точкой зрения на этот мир, то есть завершившая основной этап социализации. Елизавета ТИХОМИРОВА, ученица 10-го класса школы №536

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте