search
main
0

Арина Родионовна приглашает

Совершенно очевиден тот факт, что одна из важнейших сторон профессиональной деятельности психолога – общение. Работа психолога в дошкольном учреждении представлена развивающим общением (дети) и доверительным общением (родители, воспитатели).

Т.КУРНИКОВА,руководитель структурного подразделения МПП ЦРР -детского сада №1511

Современная жизнь, особенно в условиях кризиса в экономике, способствует возникновению сложных, нестандартных ситуаций в процессе межличностного общения с родителями.

Своей главной задачей мы считаем исключение рабочих моментов, которые могут вызвать напряжение, непонимание, тревожность в беседе с родителями, то, что может создать психологический барьер в консультативном общении.

В большинстве случаев мы, психологи, становимся инициаторами общения, должны придерживаться кардинального принципа – взаимопонимания с родителями, доверия с их стороны.

Необходимо отметить, что работу с родителями сегодня выстраивать достаточно сложно. Большинство из них считают своих детей как минимум одаренными, подкрепляя свою уверенность псевдонаучной литературой и тестами глянцевых журналов. Однако ошибки в стратегии воспитания, психологические комплексы детей и их родителей сильно тормозят и даже нивелируют детскую одаренность. Одаренные дети – это особенные дети. Работа с такими детьми, на наш взгляд, должна учитывать главные слагаемые одаренности:

Физическая и познавательная активность, ненасытная любознательность.

Способности выше среднего.

Гибкость мышления.

Высокая мотивация и направленность.

Новаторство – выход за пределы требований выполняемой деятельности.

Креативность (творческость и оригинальность).

Личный стиль деятельности «все делать по-своему».

Коммуникативные навыки развиты слабо.

Эмоциональная подвижность, повышенная чувствительность.

Навыки адаптации ослаблены.

Нестабильная самооценка.

Волевая регуляция развита несоответственно возрасту (упорны, как взрослые, оставаясь детьми).

Существуют различные технологии установки конструктивного межличностного взаимодействия (родитель – психолог в данном случае). Наши психологи выстраивают процесс общения с родителями по типу сотрудничества, на основе демократического стиля взаимодействия.

План установления контакта родитель – психолог.

Снятие психологических барьеров.

Нахождение совпадающих интересов.

Определение принципов общения.

Выявление качеств, опасных для общения.

Адаптация к партнеру и установление контакта.

Мы нашли, на наш взгляд, интересную форму работы с родителями – деловую интерактивную игру «Наивная психология» (Л.Шнейдер, Э.Эйдемиллер). Эта игра помогает нам устанавливать психологический контакт с родителями и направлена на создание обстановки доверия. Она снимает психологические барьеры общения, оптимизируя воспитательную позицию родителя. В нашем арсенале средств есть и другие формы работы психологов с родителями:

Психологическое консультирование.

Консультационный пункт для детей, не посещающих ДОУ.

Школа родительского мастерства – совместный проект с ГОУ ЦО №1440.

Клуб для нянь и гувернанток «Арина Родионовна приглашает…».

Общение с родителями при помощи IT-технологий.

Институт гувернерства в России всегда был и будет традиционным. Но к сожалению, контингент нянь как воспитателей не имеет методологической основы для своей работы. Ощущается острая потребность в специальной психолого-педагогической литературе, профессиональных курсах. Это направление оказалось очень актуальным для нашего ЦРР.

В 2008-2009 учебном году в психологическую службу нашего ДОУ поступили запросы от 7 семей воспитанников сада с просьбой помочь грамотно выстроить взаимоотношения няни и ребенка. В связи с этим психологи ЦРР№1511 открыли клуб «Арина Родионовна приглашает…» для продуктивного взаимодействия с нянями и гувернерами. Проведенное анкетирование показало, что услугами нянь в нашем детском Саду пользуются 35 семей, 85% из них нуждаются в психолого-педагогической поддержке наших специалистов. Запрос был получен, и мы стали действовать. Смыслом деятельности нашего клуба стало повышение уровня психолого-педагогической культуры и социальной компетенции нянь и гувернеров. Был составлен план мероприятий клуба, включающий и теоретическую, и практическую части. Разработаны рекомендации для родителей, анкеты для нянь и гувернеров. Главным во всем этом мы видим вовлечение домашних воспитателей в образовательную среду детского сада, обогащение их образовательного и культурного уровня. Нам важно, чтобы дома дети активизировали полученные в саду умения, знания и навыки, а не бесследно забывали их. В этом и заключается взаимодействие педагогов, психологов и гувернеров.

Москва не сразу строилась, и у нас не все сразу было гладко. На первое заседание клуба пришли всего 3 няни, но мы получили кредит доверия, и клуб зарекомендовал себя. Каков же промежуточный результат? Родители воспитанников сада стали активнее контактировать с нами, больше нам доверять. Специальные встречи Школы родительского мастерства были посвящены проблемам позитивного общения родителей, детей и нянь. Мы убеждены, и практика доказывает это, что для конструктивной работы нянь и гувернеров необходим патронат специалистов детских дошкольных учреждений или социальных служб для работы с дошкольниками.

Наш совместный проект с ЦО №1440 – Школа родительского мастерства – важная и нужная форма работы специалистов нашего ЦРР и специалистов ЦО с родителями. Родители наших воспитанников, плавно «перетекая» из сада в школу, проходят непрерывное обучение через актуальное общение. Кроме получения ответов на вопросы о здоровье ребенка 6-8 лет, его адаптации в коллективе, особенностях психики старшего дошкольного, младшего школьного возраста родители учатся вкладывать свой труд в непрерывный процесс воспитания. Воспитания и любви.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте