Балл перестанет править бал
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: “учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального”. Вторая группа обозначает успехи средние: “учения посредственного, мерного, нехудого”. Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: “учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого”.
Подобная же словесная система оценки существовала в начале XIX века во многих учебных заведениях страны. Так, в Казанском университете успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб.
Но постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: “1” – слабые успехи; “2” – посредственные; “3” – достаточные; “4” – хорошие; “5” – отличные.
На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Немногие сторонники отмечали, что баллы позволяют учителю быстро и легко оценить познания учеников; дают возможность следить за их успехами; это простая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей. На основании баллов начальство может судить об успешности учеников у того или иного учителя.
Многократно больше было яростных противников балльной системы. Против нее выступали все известные педагоги-гуманисты. Кредо же было выражено С.Миропольским: “Смерть баллам грозит неизбежно; не нынче, завтра, но дни их сочтены”. Обращалось внимание на то, что отметки зачастую субъективны, их выставляют не за знания, а за поведение, погоня за отметками негативно сказывается на нравственном и физическом здоровье учащихся и даже приводит к самоубийствам гимназистов. В противовес предлагалось заменить баллы отзывами преподавателей за каждую четверть или год, ввести зачетную систему “уд-неуд” и т.д. Осуществлялись и первые интересные эксперименты по безотметочному обучению. Вместе с тем правомерно обращалось внимание на то, что корень проблемы – не в баллах, а в целом в бессердечной системе обучения, жестокости учителя-формалиста.
Итак, балльной системе было вынесено много обвинений и суровых приговоров. Это привело к тому, что в “игнатьевском” проекте реформы средней школы в 1916 году Министерство просвещения посчитало необходимым заменить цифровые баллы “возможно частыми осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости их детей”. Также признавалось педагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, награды и медали.
В мае 1918 года Народный комиссариат просвещения постановлением “Об отмене отметок” запретил применение балльной системы. И на протяжении 20-х годов вместо отметок засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Впрочем, в массовой практике учителя “контрабандно” все равно ставили отметки, так как без них было невозможно управлять реальным учебным процессом.
В 1935 году постановлением ЦК ВКП(б) была восстановлена дифференцированная пятибалльная система оценки знаний. Сначала в виде словесной отметки (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “плохо”, “очень плохо”), а с 1944 года в форме цифр.
С тех пор балльную систему не критиковал только ленивый. Были и перспективные попытки ее трансформации (липецкий “поурочный балл”) или же отмены в начальной школе (эксперимент Ш.Амонашвили). Сейчас также осуществляется немало интересных поисков по замене баллов рейтинговым оцениванием – 100-балльным, 1000-балльным и т.п.
Однако, несмотря на все заклинания и проклятия, балльная отметка благополучно перекочевала в XXI век, и пророчество С.Миропольского пока так и не сбылось.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Комментарии