Расстреляны… по ошибке
К 100-летию со дня основания частной женской гимназии Александры Самсоновны и Александра Даниловича Алферовых в Москве
1996 год отмечен большим событием – 100-летним юбилеем частной женской гимназии Алферовых в Москве. Среди плеяды талантливых русских педагогов начала нынешнего века супруги Алферовы занимают особое место. Они не только теоретически разработали новые педагогические идеи, но и осуществили их в повседневной деятельности своего учебного заведения.
Александр Данилович Алферов – известный педагог, методист по русскому языку и литературе – родился в Москве 5 /17/ февраля 1862 года. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Затем, не окончив его, перешел на учебу на филологический факультет.
Педагогическая деятельность А.Д.Алферова началась в Москве сразу после окончания университета. Он стал преподавать русский язык и литературу в Земледельческой школе Московского общества распространения технических знаний. В 1888-1889 гг. А.Д.Алферов совершает турне по странам Западной Европы, посещает Германию, Швейцарию, Францию, Англию, где изучает вопросы организации школьного дела и методику преподавания отдельных учебных предметов. После возвращения выступает с большим докладом в учебном отделе Московского общества распространения технических знаний. Этот доклад привлекает внимание педагогов Москвы, и А.Д.Алферов получает ряд приглашений на место преподавателя русского языка и литературы в старших классах гимназий. В 1889 году он начинает преподавать сразу в двух московских учебных заведениях: в частной женской гимназии Пуссель и в Екатерининском институте благородных девиц.
В 1896 году Александр Данилович совместно со своей женой Александрой Самсоновной Алферовой (урожденной Коссович) открывает в Москве частную женскую гимназию. С этого момента его жизнь была неразрывно связана с гимназией. Начальницей ее была жена, а он являлся не только преподавателем, но и членом Попечительного совета.
В 1908 году А.Д.Алферов избирается от партии кадетов в Московскую городскую думу. Как гласный Думы он добивается и организует Первое высшее 5-классное городское училище для детей рабочих и ремесленников. В 1911 году за выступление против произвола руководства Московского университета в отношении студентов и за обличение политики царского правительства в отношении учителей городских училищ А.Д.Алферова отстранили от преподавания в Екатерининском институте благородных девиц, в частной женской гимназии, и ему было запрещено преподавать в государственных учебных заведениях. В следующем году после вмешательства прогрессивной педагогической общественности это запрещение было отменено.
Одновременно с преподавательской А.Д.Алферов ведет большую научно-методическую работу. Его перу принадлежат свыше 40 работ по истории и теории литературы, по методике преподавания русского языка, многие из которых выдержали несколько изданий. Основными его работами являются: “Десять чтений по литературе” (совместно с А.Е.Грузинским), 2 тома хрестоматии по литературе (также в соавторстве с А.Е.Грузинским) – “Допетровская литература” (1-й том), “Русская литература XVIII века” (2-й том), “Родной язык в средней школе (опыт методики)”, “Очерки по истории русской литературы XIX века”. В этих работах А.Д.Алферов выступал за чистоту русского языка, против зубрежки казенной школы, за осмысленное усвоение учащимися пройденного материала. Александр Данилович очень много работал, и большая часть его работы была общественной, бесплатной. Он был скромным человеком, начисто лишенным всякого самомнения. В городской Думе он пользовался большим уважением. Одно время А.Д.Алферова просили быть городским головой, но он отказался. Заметную роль А.Д.Алферов играл в деятельности народного университета А.Л.Шанявского, читал лекции для учащихся в Политехническом музее.
Супруги Алферовы как руководители гимназии прекрасно дополняли друг друга. Если Александр Данилович был главным образом теоретиком, генератором идей, то Александра Самсоновна чаще всего выступала в роли надежного организатора учебного процесса.
Особенно трудным для гимназии был первый, 1896-1897 учебный год. Дело в том, что гимназия Алферовых выросла из другого по специфике учебного заведения – пансиона П.Ф.Маевской, в котором педагогической стороне обучения уделялось мало внимания. А.С.Алферова, стремясь правильно поставить учебное дело и не имея средств, привлекла к работе в гимназии группу педагогов-энтузиастов, таких же бескорыстных, как она сама и Александр Данилович. Первые два года они все преподавали бесплатно. Это А.М.Грузинская, Е.Е.Беккер и А.И.Новгородцев. Кроме них, были приглашены хорошие преподаватели истории, географии и языков. Благодаря усилиям всех преподавателей гимназия успешно развивалась.
В первый учебный год обучались 80 учениц, а во второй – уже 120. Прежнее здание стало тесным. В 1897 г. гимназия переехала в новое здание – большой и красивый двухэтажный дом на Арбате. Это помещение гимназия занимала 9 лет. В 1906═г. гимназия вновь справила новоселье – в четырехэтажном доме в 7-м Ростовском переулке, который находился на высоком берегу Москвы-реки.
Руководство гимназии было коллективным. Значительную роль в ее жизни играли педагогические советы, которые собирались очень часто. На советах руководители гимназии, старшие преподаватели прислушивались к мнению молодых педагогов и поощряли их инициативу. Иногда на педагогических советах присутствовали представители от родителей и учащихся. Гимназия имела тесную и постоянную связь с родителями, которые принимали самое живое участие в жизни учебного заведения. В 1905 году по инициативе А.С.Алферовой педагогический совет постановил принимать ежегодно в гимназию одну ученицу из семьи рабочих, которая могла учиться бесплатно. В действительности таких учениц принимали в гимназию гораздо чаще. Преподаватели относились к учащимся с большим вниманием и заботой. Их не перегружали домашними заданиями, оставляя время для внешкольных занятий. Ежедневно ученицы получали задания на дом только по трем предметам. Четверг и суббота были облегченными днями: в эти дни в школе было не по пять уроков, как обычно, а по три. Кроме того, с субботы на понедельник домашних заданий не было, чтобы воскресенье было настоящим днем отдыха. В то же время в часы занятий в классе преподаватели требовали от учащихся обязательного, самостоятельного и тщательного выполнения домашних заданий. Ученицы призваны были серьезно относиться ко всем учебным занятиям. Им прививались чувство долга и умение трудиться. Девизом гимназии Алферовых могли бы стать слова “Долг и труд всегда и во всем!”.
Учителя дорожили прежде всего качеством работы своих подопечных. Отметок за каждый ответ не ставили, но три раза в год, перед каникулами, ученицы получали листок для передачи родителям с уведомлением о том, по каким предметам ученица имеет успехи, а по каким отстает. Классных дам в гимназии не было, а во время перемен дежурили преподаватели. Перемены учащиеся проводили в большом зале, в саду или на дворе. Учащимся разрешалось во время перемен бегать, что расценивалось учителями как форма отдыха от напряженной работы в классах. В гимназии ценили юмор. Гимназистки выпускали газету “Бабье дело”. Учащимися было создано в гимназии “Общество благоустройства”, которое обьединяло младших и старших учениц. Ими было выбрано правление общества. Кроме работы по благоустройству помещения гимназии, общество ставило своей целью обьединение всех учащихся гимназии, для чего устраивались вечеринки младших со старшими и устанавливалась преемственность обычаев, нравов, порядков и соблюдения дисциплины. Старшие влияли на младших, устанавливая “общественное мнение школы” и приучая их дорожить ее именем. Гимназия бережно сохраняла связи со своими выпускницами. Три раза в году – 21 января, 23 марта и 23 октября – они могли собраться дома у Алферовых, которые имели квартиру в помещении гимназии. Самое многочисленное собрание выпускниц гимназии произошло в день ее 20-летнего юбилея – 21 января 1916 года.
С 3-го класса ученицам давали уроки танцев, которые в течение многих лет преподавал артист балета Большого театра А.М.Гаврилов. В гимназии организовывались литературные вечера и ставились спектакли. Самые большие праздничные вечера бывали на масленице: один для старших, другой для младших, для которых часто ставили сказки в стихах преподавательницы О.Н.Масловой. Музыкальным оформлением, костюмами, постановочной частью заведовала преподавательница М.И.Золотарева. Самыми надежными помощницами преподавателей были их старшие ученицы. Среди них особыми способностями и трудолюбием отличалась Антонина Пашкова, которая после окончания гимназии поступила на исторический факультет московских Высших женских курсов В.И.Герье, а затем, пройдя курс обучения на них, вновь вернулась в гимназию в качестве педагога. Спектакли для старшеклассников ставил А.Д.Алферов, который через всю жизнь пронес увлечение живописью. Он не только очень хорошо рисовал, но, помимо научно-методических работ по своим основным учебным предметам – русскому языку и литературе, – имел специальные труды по истории живописи. Поэтому он всегда с увлечением писал декорации для детских спектаклей. Чаще других спектаклей в гимназии ставили “Горе от ума”, “Плоды просвещения”, “Севильского цирюльника”, “Мещанина во дворянстве”, различные пьесы А.П.Чехова. Неудивительно, что впоследствии три ученицы гимназии – Юзвицкая, Белевцева и В.Обухова – стали артистками Малого театра.
Ярким, радостным дополнением учебного процесса являлись экскурсии – однодневные за город и дальние. В каникулярное время ученицы ездили в Ялту, в Киев, в Ростов Ярославский, на Урал, на Иматру в Финляндию. Особенно всем запомнилась последняя большая экскурсия на Урал в июне 14-го года, совершенная ученицами гимназии после окончания занятий. Они доехали до Перми и поднялись вверх по Каме в г.Чердынь. Затем путешественники побывали на вершине горы “Полюдов Камень”. Они посетили два завода, видели выпуск чугуна. На лодках экскурсанты спустились по горной реке Кайве и реке Чусовой до Перми, а оттуда на пароходе по Каме и Волге вернулись домой.
В эти годы гимназия переживала пору своего расцвета… После Октября 1917 года супруги Алферовы организовали на базе своей частной гимназии детскую колонию под Москвой в Болшеве, которая в апреле 1919-го Московским отделом народного образования была преобразована в показательную школу 1-й и 2-й ступени. К несчастью, жестокие законы гражданской войны не пощадили этих двух талантливых педагогов. Александр и Александра Алферовы из-за грубой, по существу нелепой ошибки карательных органов советской власти были не только арестованы и заключены в тюрьму, но и безвинно расстреляны в сентябре 1919 года.
И сейчас, проходя по Арбату, мы можем видеть двухэтажный дом, в котором когда-то начиналась гимназия Александра Даниловича и Александры Самсоновны Алферовых. Позднее в этом здании размещался кинотеатр “Юный зритель”. Мальчики и девочки, входя в большой зал кинотеатра, конечно, не догадывались, что в нем когда-то учились и играли их далекие сверстники, для которых сочетание слов “гимназия Алферовых” было синонимом родного, домашнего очага.
Игорь СУЧКОВ,
доктор исторических наук
Комментарии