“Сетлемент”, или “Культурный поселок”
Хотя становление социальной педагогики как области научных знаний относится к началу XX века, ее корни уходят в седую древность.
В славянском обществе, в Киевской и Московской Руси социальная педагогика имела характер стихийной, семейно-общинной практики.
В литературных памятниках Х-XVI вв. лейтмотивом проходят забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным.
На Руси первые сиротские дома при монастырях возникают еще в XVI в. А в середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, устраивавший приюты для хронических больных, нищих и сирот.
Во второй половине XVIII в. – конце XIX в. центр социальной педагогики все более перемещается в сферу государственно-общественного воспитания. К середине XVIII в. относится создание Московского воспитательного дома, куда принимались сироты и подкидыши. Они находились там до достижения 20 лет и получали хорошее воспитание и образование, а также обучались ремеслам. Позднее такие воспитательные дома стали создаваться и в других городах.
В начале XX в. направленность социальной педагогики кардинально изменяется. Главную роль теперь начинают играть различные общественные организации, ставящие целью нести основы культуры в широкие массы. Развивается масштабное внешкольное образование взрослых через народные дома, библиотеки, просветительские общества, воскресные школы. Усиливается и государственная деятельность по поддержке обездоленных детей. Здесь большую роль играли Комитет главного попечительства детских приютов и Союз учреждений детской помощи. В их ведении находились соответствующие заведения, оказывавшие помощь 1,5 млн. нуждающихся.
Развиваются и исправительно-трудовые учреждения (приют детей при городском Доме трудолюбия, Долгоруковское ремесленное училище, Ксениевский приют, Бахрушинская колония, Рукавишниковский приют). Возникают различные детские воспитательные объединения социальной направленности: площадки для подвижных игр, отряды скаутов и потешных, колонии и полуколонии, клубы и детские “очаги”, представлявшие собой своеобразные социально-педагогические комплексы.
Наибольшую известность в это время приобрела деятельность С.Т.Шацкого, который вместе с А.У.Зеленко создал в 1905 г. общество “Сетлемент” (“Культурный поселок”). В его клубах и объединениях занимались 450 детей. Они действовали на основе самоуправления. В дальнейшем С.Т.Шацкий вместе с женой создает детскую колонию “Бодрая жизнь”, где 60-80 ребят трудились вместе со взрослыми.
В целом в начале XX века достаточно рельефно выделяются два направления в рамках социальной педагогики. Одно занималось социальной работой с обездоленными детьми и профилактикой правонарушений. Другое – интегрировало воспитательные силы общества и школы с целью повышения культурного уровня народа (П.Наторп, П.Блонский, С.Шацкий).
На рубеже 20-30-х годов в русле так называемой “теории отмирания школы” была предпринята масштабная опасная попытка вообще растворить школу в окружающей среде, превратить всю педагогику в социальную. В середине 30-х годов разработка социальной педагогики прерывается и возобновляется только в 60-е.
Сначала возникает работа по месту жительства – в основном спортивная и художественная на базе жэков.
В 70-80-е в стране развиваются социально-педагогические, образовательно-культурные и физкультурно-оздоровительные комплексы. Важную роль здесь играли МЖК. В 90-е годы в силу резко ухудшившегося положения именно социальная работа, социальная педагогика начинают занимать все большее и большее место. Это проявляется во всем спектре взаимосвязанных вопросов: от подготовки социальных педагогов в вузах – через развертывание муниципальной системы защиты детства – к преимущественно социальной ориентации процессов воспитания и образования. Успешно осуществляются и соответствующие исследования (В.Бочарова, Б.Вульфов, А.Мудрик, М.Плоткин, В.Семенов).
Сейчас школа (особенно в поселках, селах) в отсутствие иных социальных институтов вынуждена брать на себя роль преобразователя окружающей среды, заботиться о судьбах выпускников. Социальная функция вынужденно становится важнейшей функцией образовательных учреждений.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Комментарии