search
main
0

Архитектура взросления

Воспитываем, развиваем, обучаем

Нет такой стороны воспитания, на которую об­становка не оказывала бы влияния. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей сте­пени. Среди нее ребенок будет жить, развиваться собственной само­довлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

Елизавета Тихеева

 

Педагоги школы №1158, изучая воплощенные идеи организации группового пространства с трансформируемой мебелью, провели мониторинг развивающей предметно-пространственной среды и пришли к выводу, что полифункциональное пространство должно создаваться не только в групповом помещении, но, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка, должны эффективно использоваться все помещения детского сада и даже территория и игровые площадки на улице. Довольно быстро от теории мы перешли к практике.

Таким образом, центры активности и зоны интересов детей дошкольного возраста, которые позволили бы педагогам заложить и в дальнейшем развивать ключевые навыки и умения, необходимые и значимые для успешности в будущем, шагнули за пределы пространства групп.

Поскольку типовая архитектура зданий не предусматривает отдельных помещений для дополнительных зон активности и интересов детей, творческие коллективы зданий дошкольных групп разработали собственные дизайн-проекты и воплотили их в жизнь.

Так, в зданиях «Д.А.Р.» и «Мечта» в рекреациях появились детские библиотеки и зоны бук­крос­синга. Цель данного проекта – создать уникальные среды, обеспечивающие доступ к книгам путем вовлечения родителей, детей и сотрудников учреждения, возрождить традиций семейного чтения.

Еще одним креативным решением стало оборудование коридора под детский кинозал и зону релаксации в здании «Мечта». В данном помещении, которое ранее никак не использовалось, теперь реализуются самые разнообразные игровые сценарии и решаются образовательные задачи.

К каждому времени года мы обустраиваем в холлах всех детских садов сезонный природный уголок, который радует глаз не только детей, но и родителей. В холлах главного входа у нас постоянно проводятся выставки детских работ на актуальные в данный момент темы. В проекте по экологическому воспитанию дошкольников здания «Гармония» как нельзя лучше помогает обустройство экоуголков с аквариумами и живыми растениями.

Еще одним важным для наших родителей творческим проектом стало обустройство фотозон для создания разнообразных тематических ярких и красочных фотографий с детьми.

Но самым крупным и важным по праву можно назвать дизайн-проект по благоустройству и обновлению территории в здании «Гармония», который был реализован летом 2021 года.

Основной задачей благо­устрой­ства было создать красивую, современную и, главное, безопасную территорию. Но, обсуждая проект благоустройства с подрядчиками, коллектив «Гармонии» внес свои коррективы в типовую схему, обозначив, что на прогулке дети должны не только гулять и активно двигаться, как думают большинство родителей. Пространство должно предоставлять малышам разнообразные возможности для игры – деятельности, благодаря которой они могут развиваться, познавать мир и закреплять полученные знания, которые приобрели на занятиях в детском саду, что поможет повысить результативность качества воспитательно-образовательного процесса. Так развивающая предметно-пространственная среда из здания вышла на территорию и прогулочные площадки.

Проект благоустройства отразил всю гармонию детского сада. Авторы постарались создать вариативную игровую среду на самой территории. В ней сочетаются возможности для движения, творчества, общения, эксперимента и исследования. Детский сад приобрел новую интерактивную предметно-пространственную среду, которая отвечает всем современным требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Прогулочные веранды соседствуют с зонами активности и зонами, реализующими дополнительные образовательные задачи. Объекты выполнены максимально открытыми и разнообразными, а пространства лишены видимых искусственных ограждений. Живая изгородь, альпийская горка и экологическая тропа как нельзя лучше подчеркивают эстетику оформления территории и продолжают решать задачи экологического воспитания дошкольников.

На прогулочных участках установлены терема-веранды с изображением скрипичных ключей, на которых воспитатели вовлекают детей в социальные и фантазийные игры, создающие благодатную почву для развития мышления и активной «авторской» позиции.

При входе на территорию располагается музыкальная гостиная, где можно просто поиграть на музыкальных инструментах. Также данная локация активно используется музыкальным руководителем для реализации задач музыкального воспитания дошкольников.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и культуры дорожной безопасности происходит не только на занятиях в здании, но теперь и на специально организованной площадке с разметкой, знаками и даже маленькими автомобилями. Наши маленькие автолюбители ездят, как большие: соблюдая правила дорожного движения!

Важной формой физкультурно-оздоровительной работы в здании «Гармония» являются занятия в бассейне. Но сейчас в условиях усиленного санитарно-гигиенического режима занятия там временно приостановлены. Поэтому часть задач по данному направлению работы решается на специально обустроенной акваверанде на улице. Главным объектом при реализации задач по физическому развитию воспитанников служит обустроенная площадка со специальным покрытием для футбола, баскетбола и других спортивных и подвижных игр.

Грамотно обустроенная архитектура пространства детского сада и его территории помогает решать основные принципы дошкольного образования и расти детям инициативными, думающими и активными, творческими и умеющими делать выбор, не ограничивает возможности детей.

Елена МЕЛЬНИКОВА, старший воспитатель школы 1158

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте