Сегодня у московского школьника есть огромный выбор возможностей предпрофессиональной подготовки. Школа №1298 «Профиль Куркино» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Инженерный класс в московской школе» готовит для города будущих архитекторов.
Инна САЛИХОВА, архитектор-педагог, куратор архитектурного профиля, член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России;Надежда БАРЫШЕВА, куратор профильного образования, школа №1298 «Профиль Куркино»
Школа №1298 «Профиль Куркино» в 2017-2018 учебном году реализует все востребованные москвичами профили обучения: инженерный, естественно-научный, социально-экономический, гуманитарный. Сегодня хотелось бы рассказать о таком необычном направлении реализации проекта «Инженерный класс в московской школе», как инженерно-архитектурное.В течение 12 лет на базе нашей школы педагогами-архитекторами и дизайнерами студии архитектуры и дизайна «ФА-САД» успешно реализовывались программы дополнительного образования по направлению «Архитектура и дизайн». Ребята и педагоги выиграли за это время множество конкурсов, в студии открылись группы всех возрастов – от дошкольных до взрослых. В итоге в 2016 году в рамках инженерного профиля школы были открыты 10-й профильный класс и 5, 6, 7-й классы с углубленным изучением архитектуры. Профессия архитектора очень интересна и многопланова. В переводе с греческого «архитектор» (от греч. («основа») и («плотник», «строитель») – «главный строитель», специалист, который занимается архитектурным проектированием, создает среду для жизни, формирует вкусы других людей. Такой специалист обладает большим багажом знаний, умений и навыков, тонким эстетическим и художественным вкусом. Эта профессия очень творческая, но в то же время глубоко техническая. Школьнику, который выбрал данный профиль, важно развить множество профессиональных качеств, уже многое знать и уметь, обладать композиционным, объемно-пространственным мышлением, владеть цветовой и графической грамотностью. В то же время обучающийся должен усвоить на высоком уровне профильные предметы инженерного цикла школьной программы – математику, физику, информатику. Конкуренция при поступлении в вузы этого профиля очень высока. Профессия архитектора всегда была весьма престижна, и сейчас этот профиль привлекает молодых людей при выборе будущей профессии. Поэтому подготовка таких конкурентоспособных абитуриентов должна быть комплексной, она не может вестись только в рамках школы или дополнительного образования. Должна работать целая система подготовки. Знания, умения и навыки будущего студента-архитектора должны формироваться целой командой преподавателей – педагогами-предметниками и педагогами-архитекторами. Также очень важна осознанность выбора, сделанного ребенком, молодой человек, который прошел такую сложную подготовку, будет готов к трудностям и, осознавая специфику обучения в высшей школе, не бросит учиться на первых курсах (такую проблему отмечают сотрудники архитектурно-художественных вузов).Занятия по спецпредметам – макетированию, технологии, рисунку, черчению, истории искусств – в профильных архитектурных классах ведут преподаватели, которые имеют высшее архитектурное или дизайнерское образование, многие являются членами творческих союзов (Союз архитекторов России, Союз дизайнеров России, Союз художников России) и имеют дополнительно педагогическое образование. Программы по специализированным предметам, таким как «Графика», «Макетирование», «Архитектурная композиция», «История искусств» и многим другим, преподаются в урочные и внеурочные часы. Педагогами разработаны методические пособия для учеников профильных архитектурных классов по спецпредметам, летние тетради для самостоятельного выполнения творческих заданий на каникулах. В рамках проектной деятельности ребята знакомятся со спецификой архитектурного проектирования, выполняют свои мини-проекты, с которыми участвуют в конкурсах. В рамках курса «Индивидуальный проект» 5-6 часов отводится на изучение теории, ознакомление с составом архитектурного проекта, его стадиями, методиками архитектурного проектирования, остальные часы выделяются на практическую деятельность, поиск идей и вариантов их оформления. Готовый материал оформляется в виде презентации или планшета и макета. Для отслеживания процесса обучения, его динамики и качества в конце каждого триместра проводятся выставки – просмотры работ, где педагогами оцениваются работы и выставляются оценки по предметам. Ребята оформляют свои планшеты по пройденным темам и выставляют в общем зале. На такие мероприятия приглашаются родители, учителя и классные руководители, администрация школы. Формат подведения итогов очень хорошо организует учащихся, демонстрирует достижения, показывает недочеты и недоработки. Такой вариант отчета очень полезен для ребят, это организует и стимулирует к качественному и своевременному окончанию всех работ, учит анализировать и делать выводы, мотивирует к дальнейшему обучению. На просмотрах ученики не только демонстрируют итоги выполненной работы, но и защищают свои проекты, вспоминают и озвучивают темы и задачи, которые перед ними ставили педагоги, рассказывают о техниках и материалах, с помощью которых выполняли задания. Это формирует необходимые качества – умение рассказать о своей работе, проекте, защитить его, ответить на заданные вопросы. Для родителей это возможность оценить учебный процесс, отследить динамику профессионального роста своего ребенка, сравнить его достижения с одноклассниками. Для педагогов – возможность оценить и при необходимости откорректировать процесс, дать индивидуальные рекомендации. На просмотрах отбираются лучшие работы для участия в профессиональных конкурсах и фестивалях. В этом учебном году коллектив награжден национальной премией в области архитектуры «Серебряный знак «Зодчество», присуждаемой Союзом архитекторов лучшим школам, реализующим профильные программы для детей.За такой длительный период предпрофильной подготовки у детей накапливается большое количество творческих работ, которые не теряются сразу после занятия, а постепенно складываются в портфолио. Помимо работ, выполненных на занятиях, в портфолио собирается весь наградной материал (грамоты, дипломы, кубки и пр.), связанный с победами и участием ребенка в профессиональных конкурсах, фестивалях, выставках, олимпиадах. По этому направлению преподавателями ведется большая работа: проекты воспитанников студии направляются на самые престижные конкурсы, выставки и фестивали, дети участвуют в олимпиадах архитектурно-художественного профиля, победа в которых дает право поступления в профильные вузы вне конкурса. Также к портфолио прикладываются все фотографии реальных проектов, реализованных совместно с педагогами студии (интерьеры, макеты полиграфической продукции – книги, открытки, календари и многое другое). Идее реализации детского дизайна в студии придается огромное значение, поскольку это раскрывает творческий потенциал детей, повышает их самооценку. В портфолио хорошо отслеживается не только возрастающий профессионализм, связанный с исполнительским мастерством, – графические и другие художественные навыки, но и динамика формирования проектного мышления, что очень важно для будущего архитектора. Результатом сбора такого материала может стать не только оценка педагогов, родителей, родственников, но и самостоятельная оценка своего труда, стремление ребенка к профессиональному совершенству. Уже сейчас многие художественные вузы учитывают результаты, собранные в портфолио, и число таких вузов с каждым годом увеличивается.В рамках программы «Образовательный туризм» ученики активно посещают музеи, выставки, творческие фестивали. Это дает возможность детям развивать кругозор, формирует вкус, приобщает к культуре и искусству, что является неотъемлемой частью жизни любого творческого человека. Учащиеся архитектурных классов в рамках реализации проекта «Инженерный класс в московской школе» по субботам посещают профильный университетский компонент в НИУ МГСУ на кафедре архитектуры и градостроительства по дисциплинам «Академический рисунок» и «Архитектурная графика».Совместно с вузом проводятся культурные мероприятия, конкурсы, выставки работ обучающихся лучших российских и зарубежных архитектурных дизайн-школ и студий, преподаватели МГСУ становятся членами жюри конкурса.
Двухлетний опыт реализации профильного и предпрофильного инженерно-архитектурного образования на базе школы №1298 «Профиль Куркино» показал свои положительные результаты: позитивные отзывы учеников и родителей, многочисленные победы и достижения в профильных конкурсах, фестивалях, турнирах, олимпиадах свидетельствуют о перспективности развития данного направления. Количество учеников, желающих обучаться по данному профилю, выросло в несколько раз. После первого года реализации программ наряду с инженерно-архитектурными классами открыты классы дизайна. С 2018-2019 учебного года в школе будет работать полная линейка профильных архитектурных классов – с 5-го по 11-й.
Комментарии