Подобные уроки проводятся в конце четверти или года и позволяют выделить для систематизации и обобщения узловые вопросы программы.
Цели
1. Закреплять навыки табличного и внетабличного умножения и деления, решения составных задач на нахождение части и целого, нахождение площади фигур. Формировать знания о строительных материалах, строительных профессиях.
2. Развивать надпредметные умения: обобщать, делать выводы, анализировать, делать предположения, приводить доказательства. Формировать познавательный интерес и творческую активность. Развивать устную речь.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, умение работать в группах, быть толерантными.
Оборудование:
задания для мастерских;
геометрические (объемные) фигуры;
карточки с названиями профессий;
форма у ребят – бейсболки, джинсы, рубашки;
текст с задачей;
мультимедиа;
строительная каска, мастерок, перчатки.
Ход урока
1. Организационный момент
Дети вместе с учителем сидят в кругу в конце класса.
2. Актуализация знаний
Учитель: Почему сегодня в классе все не так, как всегда, – ваша одежда, музыка, новые предметы? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Ученики: Будем заниматься строительством!
Учитель: Да, мы будем строить дом! Знания какой науки нам сегодня будут необходимы?
Ученики: Математики.
Учитель: И все, что вы знали раньше, вам тоже сегодня пригодится. Прочитайте тему урока «Что нам стоит дом построить…». Почему после названия темы стоит многоточие?
Ученики: Что-то недосказано, и необходимо тему закончить.
Учитель: Как бы вы продолжили тему нашего урока?
Ученики высказывают предположения.
Учитель: Если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы вместе точно будем знать окончание этой фразы. Легко или трудно построить дом?
Ученики: Трудно!
Учитель: Вы готовы попробовать? Что нужно для того, чтобы построить дом?
Ученики: Произвести расчеты, выбрать материал, из которого будет строиться дом, выбрать строительные профессии.
Учитель: И опять нам необходима математика! Давайте отправимся в рабочие мастерские, чтобы ответить на эти вопросы. Разобьемся на три группы. Те, кто любит смотреть на красивые дома, отправятся в мастерскую «Архитекторы». «Архитекторы» будут производить расчеты, вычисляя площадь дома. Кто любит собирать макеты своими руками, идет в мастерскую «Строители». Строители с помощью расчетов узнают, из какого материала будет наш дом. А тех, кто любит слушать интересные рассказы о строителях или домах, приглашаю в мастерскую «Дизайнеры». Они расшифруют и найдут названия строительных профессий.
Группы разбиваются по ведущему каналу восприятия.
Учитель: Чтобы справиться с заданием, вам необходимо:
1) выбрать бригадира в своей мастерской;
2) четко выполнять инструкции в заданиях;
3) помнить, что время выполнения задания – 10 минут.
Вы готовы потрудиться? Тогда давайте напишем локтем в воздухе: «Готовы»! За работу!»
После физминутки дети расходятся по мастерским.
3. Закрепление
А) Работа в группах. (Звучит музыка.)
Мастерская №1 «Архитекторы» (визуалы). Нахождение площади участка.
Задание для группы
У нас есть участок земли, длина которого 20 м, ширина 8 м. Дом, который мы будем строить, на чертеже выглядит так (приложен чертеж). Хватит ли места, чтобы поместить наш дом на данном участке? Что еще можно разместить на оставшемся участке? Для чего нужны другие постройки? Какую площадь они займут?
Мастерская №2 «Строители» (кинестетики). Закрепление навыка табличного и внетабличного умножения и деления.
Перед вами «волшебный мешочек». С закрытыми глазами вы будете ощупывать геометрические фигуры, лежащие в мешочке, и определять материал, из которого они сделаны. Угадав, достаете фигуру и решаете пример, записанный на ней. Когда вы решите все примеры, составьте полученные результаты в порядке убывания. Вы получите название материала, из которого будет сделан наш дом. Чем хорош данный материал? Докажите! Какие еще строительные материалы используют для строительства дома?
Мастерская №3 «Дизайнеры» (аудиалы). Упражнение в устном счете.
Выберите бригадира. Он будет читать вам примеры, а вы их будете решать (математический диктант). Решив все примеры, с помощью полученных ответов вы найдете в классе карточки. Карточки снимайте по одной. На карточках записаны названия разных профессий. Выберите только те профессии, которые нужны при строительстве дома. А может быть, есть еще профессии, необходимые при строительстве дома? Назовите их!
Что сделано в мастерских
Учитель: Дадим слово представителям мастерских. Совместно подведем итог данной работы:
1. Наш дом поместится, потому что…
2. Наш дом будет из дерева, потому…
3. Для строительства нужны профессии…
В) Решение составной задачи с недостающими данными.
Учитель: А я недавно побывала в дачном поселке, где строятся новые дома, и придумала задачу. Решим ее?
В дачном поселке строили дома. На первой улице построили 9 домов, на второй – в 2 раза больше, чем на первой. А на третьей столько, сколько на первой и второй улице вместе. Сколько всего людей будет жить в этих домах?
Учитель: Какие будут предложения? Какой это вид задачи? Докажите!
На доске записан текст задачи, у ребят есть запись данной задачи на листочках.
4. Домашнее задание
Учитель: Сколько всего домов будет на дачном участке, вы узнаете, решив задачу дома. Текст задачи я вам оставлю. И еще, попробуйте создать собственный дизайнерский проект своего собственного дачного дома. А после мы организуем выставку проектов.
5. Итог урока
Главное, друзья, не стены,
И не мебель, не антенны.
Главное – кто в нем живет,
Чем гордится, что несет!
ЧТО нам стоит дом построить?
ВАЖНО, кто в нем будет жить!
Елена БАБУШКИНА, учитель начальных классов, участница Всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2000», Ангарск, Иркутская область
Комментарии