search
main
0

Архитекторы будущего. Развитие лидерских качеств у младших школьников

​Проектная деятельность преобразует практически все конструкты личности. Она становится средством развития и саморазвития лидерских качеств, выступая источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, учащиеся понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности и тем самым выделять лидера. «Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Практика показывает, что уже в начальной школе учащиеся способны создавать разнообразные экологические, технологические и природоохранные проекты. Проект «Как сделать соленую воду пресной?». Цель проекта: проследить, как осуществляется опреснение воды. Педагог обращает внимание школьников на количество пресной и соленой воды на планете, знакомит ребят с принципами работы опреснительных сооружений. В ходе работы над проектом дети обращаются к теме недостатка пресной воды и способов ее воспроизводства, проводят опыты по испарению воды при нагревании, наблюдают за облаками и тучами. Далее школьники сопоставляют факты и наблюдения, анализируют, делают  выводы, оформляют результаты работы над проектом в виде устного сообщения, плаката, компьютерной презентации. Проект «Птицы-архитекторы». Цель проекта: сформировать, систематизировать и закрепить знания младших школьников о поведении птиц в природе, о видах и принципах строительства гнезд. Учащиеся получают задание: оформить «выставочную галерею» по теме «Птицы – архитекторы» и разработать вариант экскурсии по ней. В процессе работы над проектом дети вспоминают, каких птиц они знают, каких видят в черте города или в лесу, посещают с родителями зоопарки и зоологические музеи, изучают специальную литературу. Затем дети продумывают, что будет размещено в «выставочной галерее», приносят разнообразные макеты, изготавливают рисунки, аппликации, показывающие варианты гнезд; готовят сценарий торжественного открытия выставки, подбирают соответствующий литературный материал. Затем школьники выступают в качестве экскурсоводов. Посетителями экскурсий по «выставочной галерее» становятся  группы учащихся, педагоги, родители. Проект «Через тернии к звездам». Суть проекта – создание действующей модели ракеты. Дети знакомятся с принципами ракетных двигателей, продумывают и изготавливают различные макеты ракет. Школьники осуществляют самостоятельный поиск партнеров по воплощению своих замыслов в реальность. Изготовление действующих макетов ракет может осуществляться с привлечением старших товарищей, родителей. Совместно готовят презентацию результатов. В ходе презентации результатов проекта учащиеся представляют макеты и модели, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Педагог на этом этапе выступает участником коллективной оценочной деятельности. Детям нравится быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции: разочарование, страх. Предварительно с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть! Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать детям о знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований. В своей работе учителя использовали уже апробированные методы и приемы  создания поля лидерства. Появление лидера есть результат стечения обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. Каждый ученик может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. У обучающихся развиваются навыки исследовательской деятельности, укрепляются межличностные связи, удовлетворяется естественная потребность в общении, создаются благоприятные условия для формирования дружного коллектива и развития лидерских качеств. И мы рады, что у нас много ребят, которые могут себя проявить как организаторы коллективных творческих дел и которые полностью готовы реализовывать свои способности в средней и старшей школе. Софья ЛЕБЕДЕВА,Маргарита ШАЕВИЧ,учителя начальных классов школы №1613

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте