search
main
0

Архипелаг Архаизмов, остров Омонимов. Зачетный урок по теме «Лексика» с элементами игры

Тема урока «Путешествие на планету «Лексикония». 2 часа.

Цели урока:

1. Метафоризация лингвистических сведений в процессе игры.

2. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование урока:

1. Опорные конспекты.

2. Карты планеты «Лексикония».

3. Рисунки учеников, загадки-складки, стихи об омонимах.

4. Толковые словари.

5. Учебники «Русский язык» 5-9-й класс (теория); «Русский язык» 5-й класс (практика).

6. Запись на доске.

Оформление доски.

1. «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры», – писал В.А.Сухомлинский.

2. Указать, в каких значениях употреблено прилагательное «красный».

Красные зори,

Красный восход,

Красные речи

У красных ворот.

И красный на площади

Красной народ.

3. Зажечь (костер, свеча, работа).

Рассыпать (зерна, монеты, лучи).

Серебряный (браслет, голос, монета).

Ход урока

1-й час

I. Вводное слово учителя

Начинается наше удивительное путешествие на планету «Лексикония». Мы заглянем туда, где кончается одно слово и начинается другое, совершим открытия, станем настоящими исследователями родного слова. С поиском нужных слов мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, когда пытаемся о чем-то рассказать людям, понять чужую речь.

Несколько уроков провели мы с Костей Двойкиным, который попал на планету лексов и логосов.

Сегодня вы сами совершите путешествие в страну лингвистических загадок на трех космических кораблях. Карту планеты мы составили, маршрут проложили. Вы постараетесь заглянуть в каждый уголок, исследовать все, что возможно.

Цель нашего урока-путешествия: вспомнить все, что знаем мы о лексическом значении слова.

Условия игры:

1. Каждый ряд – это самостоятельный экипаж.

2. Каждое открытие будет отмечаться условным значком (I экипаж – красными значками, II – синими, III – зелеными).

3. В конце путешествия вы назовете самого выдающегося лексу в вашем экипаже. Лексы получат сюрпризы, а остальные члены экипажа, набравшие много значков, получат «5».

Счастливого пути!

Задание 1

Перед стартом каждый экипаж должен рассказать все, что он знает про планету «Лексикония». В рассказе можно использовать опорные конспекты.

– Что такое лексика?

– Какие понятия связаны с этим словом?

Вывод: наша задача – расширять свой лексион, а это значит, узнавать новые слова.

– А что такое «узнавать новые слова»?

– Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (Знакомство со словарной статьей, грамматические пометы, объяснение, толкование слова, пример употребления в речи.)

Игра I

К доске выходят по одному представителю от каждого экипажа.

Проверка готовности к старту. Узнайте слово по толкованию его лексического значения:

а) сосуд для содержания водяных животных и растений (аквариум);

б) печатное издание небольшого объема (брошюра);

в) безмоторный летательный аппарат (планер);

г) бьющая вверх струя воды (фонтан);

д) помеха, затруднение (препятствие);

е) место стоянки судов (пристань);

ж) полевое укрытие от снарядов (блиндаж);

з) оперная певица, исполнительница первых ролей (примадонна);

и) человек, который совершает поездку на транспорте (пассажир);

к) лестница, которая непрерывно движется вверх или вниз (эскалатор);

л) льготы в чем-то (привилегии);

м) глава государства (президент);

н) первенство в чем-то (приоритет).

Как можно еще назвать эти слова? Что их объединяет?

Игра II

Команды доказали готовность к старту. В полете предстоит серьезная работа по разграничению многозначных и однозначных слов, ведь место посадки – Материки однозначных и многозначных слов.

Кто расскажет стихи, загадки, пословицы с многозначными словами?

В тетради я бываю,

косая и прямая.

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка).

Другие стихи и загадки рассказывают члены экипажа.

Посадка на материке Многозначных слов, посещение бухты Переносных значений.

Задание 2 (задание №2 на доске):

– Указать, в каких значениях употребляется прилагательное «красный».

– Какое языковое явление отражено в этом стихотворении?

– Что такое метафора?

Задание 3 (задание №3 на доске)

Выбрать такие слова, в сочетании с которыми глаголы получают переносное значение.

Задание 4

В каких предложениях слова употреблены в переносном значении?

Усталый мальчик уснул. Усталый день склонился к ночи.

Девочка плакала: она ушиблась. Елка плакала сначала от домашнего тепла…

Собака воет. Ветер в трубе и гудит, и свистит, и воет.

Задание 5

Работа со словарными статьями к словам «зеркало», «озарить».

Учитель: Какая помета делается в словаре, когда слово имеет переносное значение?

Игра III

Все экипажи готовы к плаванию по бурному Большому лексическому морю с заходом на острова Омонимов, Антонимов и гряду Синонимов.

Учитель: Кто расскажет об острове Омонимов? Словарная статья о слове «ключ». Стихи о ключе.

Учитель: Что же характерно для омонимов? Стихи об омонимах.

Учитель: Назовите слова, которые могут быт двуликими. Косяк; байка; острить; кок; бокс.

Поговорим об омоформах и омофонах. Работа с заданием №2 на доске.

3. Кто прочитает свои загадки-складки об омонимах?

Игра IV

После успешного посещения острова Ключ экипажи отплывают к островам Длинный и Короткий.

Учитель: Где чаще всего используются антонимы? (В пословицах.)

Назвать как можно больше пословиц с омонимами (выигрывает тот экипаж, который последним произносит пословицу).

Записать несколько пословиц в тетради.

Любишь брать, люби и отдавать.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Корень учения горек, а плод его сладок.

Кто хочет много узнать, тому нужно мало спать.

Правой строит, левой разрушает.

(Подчеркнуть антонимы и определить, какой частью речи или каким членом предложения они являются.)

Подобрать антонимы к словам (на скорость).

жидкий-

жара-

мрак-

мощный-

истина-

красота-

встречают-

живой-

2-й час

Учитель: Команды отправляются к гряде Синонимов. Внимание, на пути рифы! Прорвется тот экипаж, который отгадает загадки:

– Как написать слово «мышеловка» пятью буквами (кошка).

– Сухая трава из четырех букв (сено).

Путь открыт. Острова Буран, Метель и Вьюга перед вами.

Игра V

1. Договорить слова в стихотворениях, записать их.

Простое слово «промежуток».

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все… (антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам… (перемена).

Учитель: Какие слова мы с вами записали? Что их объединяет?

2. Подобрать синонимы к словам:

а) дорога;

б) великан;

в) тишина.

Игра VI

Экипажи исследователей, покинув гостеприимные острова Синонимов, отправляются в неведомые дали через Пролив исконно русских слов.

Учитель: Что вы знаете об исконно русских словах? (Работа по опорному конспекту №3.)

На базе каких языков строится исконно русская лексика?

Какие слова относятся к общеупотребительным? (Примеры.)

Какие группы слов стоят очень близко к общеупотребительным? Значение этих слов (по опорному конспекту).

Кто занимается сбором, изучением, толкованием слов? Знаете ли вы самых известных ученых-лексикографов?

Кто хочет рассказать о жизни-подвиге Даля? (Рассказ ученика.)

Что вы знаете об историзмах? (Примеры.)

Игра VII

Посещение архипелага Архаизмов и острова Специалистов.

Учитель: Что вы знаете об архаизмах? Приведите примеры архаизмов.

Что вы знаете о неологизмах? (Примеры: прилуниться, дояр и т.д.)

Как происходит обогащение языка путем заимствований?

Какие русские слова заимствовали другие языки?

Какие иноязычные слова пришли в наш язык?

А какие греческие слова вошли в нашу речь и непосредственно связаны с нашим путешествием?

Игра VIII

Учитель: Последний пункт нашего путешествия – Фразеологическое море. Что вы знаете о фразеологии и фразеологизмах?

а) Игра «Четвертый лишний»

1) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

2) Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носа не подточит.

3) Попасть впросак, попасть в переделку, попасть в переплет, попасть на седьмое небо.

б) Игра «Одним словом». Подобрать к фразеологизмам синонимы:

вставлять палки в колеса (мешать);

вилять хвостом (подлизываться);

прикусить язык (замолчать);

обвести вокруг пальца (обмануть);

бить баклуши (бездельничать);

тянуть канитель (медлить).

в) Рассказать, откуда пришли фразеологизмы, объяснить их значение.

1. Восьмое чудо света.

2. Ходить козырем.

3. У черта на куличках.

4. Где раки зимуют.

г) Узнай фразеологизмы по рисункам.

IX. Подведение итогов

Учитель: Итак, завершилось наше необыкновенное путешествие. Я очень надеюсь, что оно было полезным для вас и что вы узнали много нового из жизни слов. Сейчас консультанты подсчитают очки, и мы выберем победителей.

Лексы-знатоки получают памятные медали и сувениры. Те ребята, которые набрали большее количество значков, получают отличные отметки.

X. Задание на дом

Написать короткий рассказ «Что запомнилось и понравилось в путешествии».

Евгения ЧУВИЛИНА, учитель русского языка и литературы лицея №395, Санкт-Петербург

IIIVIIIIII

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте