Тема урока «Путешествие на планету «Лексикония». 2 часа.
Цели урока:
1. Метафоризация лингвистических сведений в процессе игры.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование урока:
1. Опорные конспекты.
2. Карты планеты «Лексикония».
3. Рисунки учеников, загадки-складки, стихи об омонимах.
4. Толковые словари.
5. Учебники «Русский язык» 5-9-й класс (теория); «Русский язык» 5-й класс (практика).
6. Запись на доске.
Оформление доски.
1. «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры», – писал В.А.Сухомлинский.
2. Указать, в каких значениях употреблено прилагательное «красный».
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи
У красных ворот.
И красный на площади
Красной народ.
3. Зажечь (костер, свеча, работа).
Рассыпать (зерна, монеты, лучи).
Серебряный (браслет, голос, монета).
Ход урока
1-й час
I. Вводное слово учителя
Начинается наше удивительное путешествие на планету «Лексикония». Мы заглянем туда, где кончается одно слово и начинается другое, совершим открытия, станем настоящими исследователями родного слова. С поиском нужных слов мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, когда пытаемся о чем-то рассказать людям, понять чужую речь.
Несколько уроков провели мы с Костей Двойкиным, который попал на планету лексов и логосов.
Сегодня вы сами совершите путешествие в страну лингвистических загадок на трех космических кораблях. Карту планеты мы составили, маршрут проложили. Вы постараетесь заглянуть в каждый уголок, исследовать все, что возможно.
Цель нашего урока-путешествия: вспомнить все, что знаем мы о лексическом значении слова.
Условия игры:
1. Каждый ряд – это самостоятельный экипаж.
2. Каждое открытие будет отмечаться условным значком (I экипаж – красными значками, II – синими, III – зелеными).
3. В конце путешествия вы назовете самого выдающегося лексу в вашем экипаже. Лексы получат сюрпризы, а остальные члены экипажа, набравшие много значков, получат «5».
Счастливого пути!
Задание 1
Перед стартом каждый экипаж должен рассказать все, что он знает про планету «Лексикония». В рассказе можно использовать опорные конспекты.
– Что такое лексика?
– Какие понятия связаны с этим словом?
Вывод: наша задача – расширять свой лексион, а это значит, узнавать новые слова.
– А что такое «узнавать новые слова»?
– Как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (Знакомство со словарной статьей, грамматические пометы, объяснение, толкование слова, пример употребления в речи.)
Игра I
К доске выходят по одному представителю от каждого экипажа.
Проверка готовности к старту. Узнайте слово по толкованию его лексического значения:
а) сосуд для содержания водяных животных и растений (аквариум);
б) печатное издание небольшого объема (брошюра);
в) безмоторный летательный аппарат (планер);
г) бьющая вверх струя воды (фонтан);
д) помеха, затруднение (препятствие);
е) место стоянки судов (пристань);
ж) полевое укрытие от снарядов (блиндаж);
з) оперная певица, исполнительница первых ролей (примадонна);
и) человек, который совершает поездку на транспорте (пассажир);
к) лестница, которая непрерывно движется вверх или вниз (эскалатор);
л) льготы в чем-то (привилегии);
м) глава государства (президент);
н) первенство в чем-то (приоритет).
Как можно еще назвать эти слова? Что их объединяет?
Игра II
Команды доказали готовность к старту. В полете предстоит серьезная работа по разграничению многозначных и однозначных слов, ведь место посадки – Материки однозначных и многозначных слов.
Кто расскажет стихи, загадки, пословицы с многозначными словами?
В тетради я бываю,
косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(Линейка).
Другие стихи и загадки рассказывают члены экипажа.
Посадка на материке Многозначных слов, посещение бухты Переносных значений.
Задание 2 (задание №2 на доске):
– Указать, в каких значениях употребляется прилагательное «красный».
– Какое языковое явление отражено в этом стихотворении?
– Что такое метафора?
Задание 3 (задание №3 на доске)
Выбрать такие слова, в сочетании с которыми глаголы получают переносное значение.
Задание 4
В каких предложениях слова употреблены в переносном значении?
Усталый мальчик уснул. Усталый день склонился к ночи.
Девочка плакала: она ушиблась. Елка плакала сначала от домашнего тепла…
Собака воет. Ветер в трубе и гудит, и свистит, и воет.
Задание 5
Работа со словарными статьями к словам «зеркало», «озарить».
Учитель: Какая помета делается в словаре, когда слово имеет переносное значение?
Игра III
Все экипажи готовы к плаванию по бурному Большому лексическому морю с заходом на острова Омонимов, Антонимов и гряду Синонимов.
Учитель: Кто расскажет об острове Омонимов? Словарная статья о слове «ключ». Стихи о ключе.
Учитель: Что же характерно для омонимов? Стихи об омонимах.
Учитель: Назовите слова, которые могут быт двуликими. Косяк; байка; острить; кок; бокс.
Поговорим об омоформах и омофонах. Работа с заданием №2 на доске.
3. Кто прочитает свои загадки-складки об омонимах?
Игра IV
После успешного посещения острова Ключ экипажи отплывают к островам Длинный и Короткий.
Учитель: Где чаще всего используются антонимы? (В пословицах.)
Назвать как можно больше пословиц с омонимами (выигрывает тот экипаж, который последним произносит пословицу).
Записать несколько пословиц в тетради.
Любишь брать, люби и отдавать.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Корень учения горек, а плод его сладок.
Кто хочет много узнать, тому нужно мало спать.
Правой строит, левой разрушает.
(Подчеркнуть антонимы и определить, какой частью речи или каким членом предложения они являются.)
Подобрать антонимы к словам (на скорость).
жидкий-
жара-
мрак-
мощный-
истина-
красота-
встречают-
живой-
2-й час
Учитель: Команды отправляются к гряде Синонимов. Внимание, на пути рифы! Прорвется тот экипаж, который отгадает загадки:
– Как написать слово «мышеловка» пятью буквами (кошка).
– Сухая трава из четырех букв (сено).
Путь открыт. Острова Буран, Метель и Вьюга перед вами.
Игра V
1. Договорить слова в стихотворениях, записать их.
Простое слово «промежуток».
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим… (передышку).
После урока непременно
Нужна ребятам… (перемена).
Учитель: Какие слова мы с вами записали? Что их объединяет?
2. Подобрать синонимы к словам:
а) дорога;
б) великан;
в) тишина.
Игра VI
Экипажи исследователей, покинув гостеприимные острова Синонимов, отправляются в неведомые дали через Пролив исконно русских слов.
Учитель: Что вы знаете об исконно русских словах? (Работа по опорному конспекту №3.)
На базе каких языков строится исконно русская лексика?
Какие слова относятся к общеупотребительным? (Примеры.)
Какие группы слов стоят очень близко к общеупотребительным? Значение этих слов (по опорному конспекту).
Кто занимается сбором, изучением, толкованием слов? Знаете ли вы самых известных ученых-лексикографов?
Кто хочет рассказать о жизни-подвиге Даля? (Рассказ ученика.)
Что вы знаете об историзмах? (Примеры.)
Игра VII
Посещение архипелага Архаизмов и острова Специалистов.
Учитель: Что вы знаете об архаизмах? Приведите примеры архаизмов.
Что вы знаете о неологизмах? (Примеры: прилуниться, дояр и т.д.)
Как происходит обогащение языка путем заимствований?
Какие русские слова заимствовали другие языки?
Какие иноязычные слова пришли в наш язык?
А какие греческие слова вошли в нашу речь и непосредственно связаны с нашим путешествием?
Игра VIII
Учитель: Последний пункт нашего путешествия – Фразеологическое море. Что вы знаете о фразеологии и фразеологизмах?
а) Игра «Четвертый лишний»
1) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
2) Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носа не подточит.
3) Попасть впросак, попасть в переделку, попасть в переплет, попасть на седьмое небо.
б) Игра «Одним словом». Подобрать к фразеологизмам синонимы:
вставлять палки в колеса (мешать);
вилять хвостом (подлизываться);
прикусить язык (замолчать);
обвести вокруг пальца (обмануть);
бить баклуши (бездельничать);
тянуть канитель (медлить).
в) Рассказать, откуда пришли фразеологизмы, объяснить их значение.
1. Восьмое чудо света.
2. Ходить козырем.
3. У черта на куличках.
4. Где раки зимуют.
г) Узнай фразеологизмы по рисункам.
IX. Подведение итогов
Учитель: Итак, завершилось наше необыкновенное путешествие. Я очень надеюсь, что оно было полезным для вас и что вы узнали много нового из жизни слов. Сейчас консультанты подсчитают очки, и мы выберем победителей.
Лексы-знатоки получают памятные медали и сувениры. Те ребята, которые набрали большее количество значков, получают отличные отметки.
X. Задание на дом
Написать короткий рассказ «Что запомнилось и понравилось в путешествии».
Евгения ЧУВИЛИНА, учитель русского языка и литературы лицея №395, Санкт-Петербург
IIIVIIIIII
Комментарии