Музей школы №1505 «Археологические памятники Евразии» в 2021 году отметил четвертьвековой юбилей. Все эти годы музей помогал формировать познавательную активность у детей самого разного возраста – от дошколят до старшеклассников. За эти годы был накоплен богатый опыт в разных видах деятельности.
Музей согласно словарю – место для хранения, изучения и экспонирования объектов материальной культуры. Школьный музей является уникальным инструментом, позволяющим развивать у учащихся навыки в различных областях – от навыков исследовательской деятельности до навыков самопрезентации. Большой вклад вносит школьный музей и в развитие творческих способностей детей средствами музейной педагогики. Давайте посмотрим, какие возможности для организации воспитательной деятельности предоставляет каждое из направлений музейной работы.
Экскурсовод – это лицо любого музея. От подготовки экскурсовода, его темперамента и словарного запаса зависят то впечатление, которое унесут с собой посетители, тот объем информации, который останется у них после окончания экскурсии. Экспозиция школьного музея – прекрасный материал для подготовки и проведения самых разных экскурсий. Школьники имеют уникальную возможность участвовать в подготовке экскурсии, что способствует развитию креативности, расширению кругозора и углублению знаний не только в рамках профиля музея, но и в областях педагогики и психологии. Экскурсия – совсем не обязательно классический рассказ с показом, это может быть и интерактивная программа, и игровая с познавательными элементами, такой формат особенно нравится дошколятам и учащимся начальной школы. Подготовка интерактивной экскурсии требует от актива музея особого внимания, изучения возрастных особенностей различных групп посетителей музея, знакомства с психологическими особенностями того или иного возраста для использования наиболее подходящих каждому возрасту способов донесения информации и интерактивных заданий.
Проведение экскурсий требует развития словарного запаса и умения оперативно реагировать, ведь вопросы наших посетителей могут быть самыми неожиданными. Подготовка и проведение экскурсий способствуют формированию умения коммуницировать с разными группами посетителей музея как в плане возраста, так и в плане подготовленности аудитории к экскурсии. Деятельность учащихся в роли организаторов и экскурсоводов дает им возможность самореализоваться, способствует выработке потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, воспитанию чувства сопричастности системе культурных ценностей.
Подготовка экспозиции – отдельное направление музейной работы, и здесь пригодятся как навыки поисковой и исследовательской работы, так и художественно-дизайнерский взгляд на композицию и оформление выставки, от которого во многом зависит корректное восприятие экспонируемых материалов. Дети сами формируют план будущей экспозиции, участвуют в отборе экспонатов, готовят их к выставке, подбирают иллюстративный и текстовый материал, оформляют витрину в музее. Помимо этого формируется уважительное отношение к своему и чужому труду.
В рамках факультатива «Музей своими руками», действующего в 6‑м классе школы №1505, ребята имеют возможность создать экспозицию с нуля. Тему дети, как правило, выбирают сами. В том случае если по выбранной теме нет подлинных экспонатов (а зачастую именно так и есть), учащиеся своими руками создают макеты и муляжи, что в свою очередь помогает формированию художественных навыков и пространственного мышления. Специальный проект «Я – коллекционер» приглашает всех желающих продемонстрировать свою коллекцию, будь то марки или значки. Этот опыт можно рекомендовать тем коллегам, в чьем распоряжении нет школьных музеев. Проект позволяет детям пройти весь путь музейного работника – от замысла экспозиции до проведения экскурсии по ней. Учащиеся на основе своих коллекций самостоятельно готовят экспозицию, которая находится затем на всеобщем обозрении в течение двух недель, для всех желающих автор проводит экскурсии, что помогает сформировать навыки самопрезентации, почувствовать себя увереннее, получить новый эмоциональный и коммуникативный опыт, получить обратную связь и найти новых единомышленников.
Для тех, кто предпочитает быть вдали от большого количества людей, музей предлагает работу в фондохранилище. Здесь тоже широкий спектр различных активностей – от технического обеспечения сохранности экспонатов до их научного исследования. Работа в фондах развивает у детей аккуратность, ответственное отношение к объекту и субъекту своего труда, уважительное отношение к работе своих предшественников.
Таким образом, даже беглого взгляда на работу школьного музея достаточно, чтобы убедиться в его исключительной роли в воспитательной и учебной работе школы, в формировании бережного отношения к культурному наследию.
Мария МАЛИНОВСКАЯ, учитель истории школы №1505 «Преображенская»
Комментарии