search
main
0

Аргументы “Шквала”

На одной из международных выставок оружия к стенду Государственного научно-производственного предприятия (ГНПП) “Регион” подошли французы, то ли бизнесмены, то ли разведчики – тех и других на таких мероприятиях хватает. Бегло изучив довольно скромный рекламный листок и посмотрев на стреловидной формы макет ракеты, они чуть ли не в один голос с восхищением и недоверием произнесли: “Этого не может быть! Вы, наверное, начитались Жюль Верна!”
По словам главного конструктора ГНПП “Регион” Генриха Уварова, конструкторы оборонных отраслей промышленности – это люди, идущие рука об руку с писателями-фантастами. Однако оружие литераторов существует лишь как художественный вымысел на бумаге. Конструктору же достаточно порой самой фантастической идеи, чтобы выдумка писателя воплотилась в металл, хитросплетение электрических цепей. Вот как это было со “Шквалом”.

В подводном судостроении и подводном вооружении наша страна всегда шла своим путем, вопреки распространенному на Западе мнению о невозможности того или иного пути, избранного отечественными конструкторами. С реактивной торпедой вышла аналогичная история.
Первые реактивные торпеды (подводные ракеты) были созданы в годы второй мировой войны в Германии и Италии. Страны-победители, обладавшие после войны наибольшим научно-техническим потенциалом – СССР и США, – взяли за основу разработки германских инженеров для создания собственных подводных ракет. Так началась торпедная гонка под водой.
С 1947 по 1953 год у нас делали реактивные авиационные торпеды РАК-52. Разработка противолодочной торпеды (подводной ракеты) “Шквал” началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП “Регион”). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке – 100 м/с (метров в секунду) – свыше 194 узлов!
Высокая скорость движения торпеды ВА-111 была получена за счет применения подводного реактивного двигателя, работающего на твердом гидрореагирующем топливе, которое обеспечивало большую тягу, а также за счет движения торпеды в газовой каверне (полости), что снижало сопротивление воды. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.
Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции.
К 1970 г. в США также прекратились полномасштабные работы по созданию неуправляемых реактивных торпед, хотя, возможно, какие-то исследования в этой области и продолжали вестись. Вскоре вообще все неуправляемые торпеды в США были сняты с вооружения.
А у нас эти исследования продолжались. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс “Шквал” с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.
Каковы же боевые аргументы “Шквала”? Калибр 533,4 мм, что теоретически позволяет стрелять ею из обычных торпедных аппаратов. Вес торпеды 2700 кг, мощность боеголовки в тротиловом эквиваленте – 700 кг. “Изюминкой” торпеды является ее огромная маршевая скорость – 100 м/с. Стабилизация торпеды под водой происходит за счет четырех крыльев, выдвигающихся из корпуса. К слову, приводимые характеристики “Шквала” почерпнуты из рекламного проспекта с описанием торпеды, который был выпущен для международной выставки оружия.
Вы, наверное, помните наделавшую немало шума шпионскую историю. В апреле 2000 г. был арестован профессор МГТУ имени Баумана Анатолий Бабкин, передавший тактико-технические характеристики “Шквала” американцу Эдмонду Поупу. Действия Бабкина следствие квалифицировало как измену Родине в форме шпионажа. А 26 апреля 2001 г. на сайте www.lenta.ru было сообщение со ссылкой на “Интерфакс”. В интервью информационному агентству начальник следственного управления ФСБ России Сергей Балашов сказал, что действия Бабкина нанесли материальный ущерб, который в Военно-Морском Флоте оценили в 700 миллионов рублей. Конечно же, факт такого ущерба прискорбен. Но в то же время он красноречиво свидетельствует о нашем бесспорном приоритете в торпедной гонке под водой. То, что в США считали невозможным, а на Западе – и вовсе фантастикой Жюль Верна, наши конструкторы сделали явью.
Для тех, кто вдруг захочет на море испытать нас на прочность, “Шквал” – один из наглядных отрезвляющих аргументов против этой затеи. Ведь по замыслу создателей это оружие возмездия агрессору, предназначенное для уничтожения кораблей противника в различных районах Мирового океана.

Капитан 1 ранга Владимир ГУНДАРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте