search
main
0

Аргументы “Шквала”

Первые реактивные торпеды (подводные ракеты) были созданы в годы второй мировой войны в Германии и Италии. Страны-победители, обладавшие после войны наибольшим научно-техническим потенциалом – СССР и США – взяли за основу разработки германских инженеров для создания собственных подводных ракет. Так началась торпедная гонка под водой.
С 1947 по 1953 год у нас делали реактивные авиационные торпеды РАК-52. Разработка противолодочной торпеды (подводной ракеты) “Шквал” началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время – ГНПП “Регион”). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке – 100 метров в секунду – свыше 194 узлов!
Высокая скорость движения торпеды ВА-111 была получена за счет применения подводного реактивного двигателя, работающего на твердом гидрореагирующем топливе, которое обеспечивало большую тягу, а также за счет движения торпеды в газовой каверне (полости), что снижало сопротивление воды. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.
Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции.
К 1970 г. в США также прекратились полномасштабные работы по созданию неуправляемых реактивных торпед, хотя, возможно, какие-то исследования в этой области и продолжали вестись. Вскоре вообще все неуправляемые торпеды в США были сняты с вооружения.
А у нас эти исследования продолжались. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс “Шквал” с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.
Каковы же боевые аргументы “Шквала”? Калибр – 533,4 мм, что теоретически позволяет стрелять ею из обычных торпедных аппаратов. Вес торпеды – 2700 кг, мощность боеголовки в тротиловом эквиваленте – 700 кг. “Изюминкой” торпеды является ее огромная маршевая скорость – 100 м/с. Стабилизация торпеды под водой происходит за счет четырех крыльев, выдвигающихся из корпуса. К слову, приводимые характеристики “Шквала” почерпнуты из рекламного проспекта с описанием торпеды, который был выпущен для международной выставки оружия.
Вы, наверное, помните наделавшую немало шума шпионскую историю. В апреле 2000 г. был арестован профессор МГТУ имени Баумана Анатолий Бабкин, передавший тактико-технические характеристики “Шквала” американцу Эдмонду Поупу. Действия Бабкина следствие квалифицировало как измену Родине в форме шпионажа. А 26 апреля 2001 г. на сайте www.lenta.ru было сообщение со ссылкой на “Интерфакс”. В интервью информационному агентству начальник следственного управления ФСБ России Сергей Балашов сказал, что действия Бабкина нанесли материальный ущерб, который в Военно-Морском Флоте оценили в 700 миллионов рублей. Конечно же, факт такого ущерба прискорбен. Но в то же время он красноречиво свидетельствует о нашем бесспорном приоритете в торпедной гонке под водой. То, что в США считали невозможным, а на Западе – и вовсе фантастикой Жюль Верна, наши конструкторы сделали явью.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте