Уже давно стало доброй традицией летом, недалеко от Читы, на озере Арахлей, собирать молодых педагогов со всего региона. Ребята, которые только-только делают первые шаги в своей профессии, знакомятся, обмениваются опытом, слушают «подкованных» преподавателей Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета и краевого института повышения квалификации работников образования. На вопросы же, связанные с защитой прав молодых педагогов, отвечают специалисты краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки в рамках Дня профсоюза.
В этом году на десятой, юбилейной, школе молодого педагога собралось рекордное количество участников – почти 120 человек. Впервые берега Арахлея принимали гостей из соседних регионов – Иркутской области и Республики Бурятия. Еще одной особенностью школы стало то, что на нее помимо молодых учителей и аспирантов были приглашены еще и лидеры молодежной политики.В 2001 году еще в областном Комитете образования было принято решение о создании Совета молодых педагогов и их обучении на базе уже существовавшей аспирантской школы, история которой идет с 90-х годов. В той первой школе приняли участие всего 27 молодых учителей. Тогда, по словам научного руководителя школы, профессора ЗабГГПУ Татьяны Клименко, главной задачей было понять – как же учить учителей? Была построена логика занятий, учебного дня, отработаны вопросы организационного характера. И уже на следующий год на берега Арахлея приехали учителя из всех районов области. Таким образом, вокруг школы год за годом стало собираться определенное сообщество. Сама школа при этом тоже меняется. Основная цель, которую изначально ставили организаторы, состоит в том, чтобы способствовать повышению мотивации учительского труда. Ведь не секрет, что молодой специалист порой сомневается в своем выборе, задумывается о смене профессии. Дополнительным мотиватором как раз выступает летняя Арахлейская школа. Почему? Именно она позволяет каждому почувствовать себя в коллективе. Понятно, что проблемы, стоящие перед одним человеком, актуальны и для десятков других. Этот факт серьезно влияет на закрепление в профессии. Следующая задача связана с тем, что современной школе предъявляются требования инновационного развития, а чтобы развиваться в этом направлении, она должна иметь педагогов, способных вести исследовательскую работу, быть носителями передовых идей. Летняя школа именно этому и учит молодого педагога, закрепляет его теоретические знания, вселяет в него уверенность.- Поэтому я с большим трепетом отношусь к образовательной программе, – говорит Татьяна Клименко, – ее мы всегда продумываем со специалистами краевого института повышения квалификации. Сейчас мы берем уже разные категории учителей – предметников, педагогов дополнительного образования, молодых руководителей. И для каждой группы готовим свою программу, что, безусловно, помогает их профессиональному росту. И это важно, потому что система образования изменилась и каждый молодой педагог должен закончить магистратуру, многие в дальнейшем идут в аспирантуру. Мы стараемся в этом помогать и учим их осознанно выстраивать свой карьерный рост. Надо учесть, что все это дополняется великолепной возможностью эмоционального раскрепощения, хорошей досуговой программой. Для молодежи работают спортивные секции, клубы по интересам.- Стоит отметить интеллектуальные мероприятия в школе, – говорит Владимир Лановой, председатель Совета молодых специалистов образовательных учреждений Иркутской области, – такой формат позволяет раскрыться ребятам с самых разных сторон, отработать навыки общения в коллективе. Думаю, что все, кто побывал в летней школе, изменились и получили определенный стимул для дальнейшей работы.Общаясь, ребята очень скоро выясняют, что перед каждым из них стоит примерно схожий круг проблем – профессиональных, финансовых, правовых, социальных. Зачастую они не представляют реальный объем своих прав. А если и знают их, то не всегда готовы отстаивать, потому что не знают как. Поэтому в работе школы обязательно один день является профсоюзным.В школу приезжают руководители краевой организации и специалисты аппарата. Надо отметить, что каждый раз для общения с аудиторией молодых учителей используются разные формы работы. Это и интерактивные игры, и «круглые столы», и разбор проблемных ситуаций. В этом году был проведен профсоюзный урок на тему «Роль профсоюзов в формировании гражданского общества». Теоретические основы деятельности профессиональных союзов для «школяров» осветила заместитель председателя краевой организации Нэлла Поликарпова. Она же рассказала о текущей работе Забайкальского крайкома. По реакции учителей – вчерашних студентов можно было понять, что тема защиты прав их глубоко волнует. Вопросов было так много, что аудиторию пришлось разделить на две группы и проводить с ними отдельные семинары – до и после обеда. Вопросы касались в основном внедрения в регионе новой системы оплаты труда и некоторых аспектов трудового законодательства, все желающие смогли получить индивидуальную юридическую консультацию у правового инспектора крайкома.После обеда молодым учителям рассказали об инновационных формах работы профсоюза. Прежде всего им предложили задуматься о судьбе своих пенсионных накоплений. В самом деле, реальность такова, что уже сейчас каждый человек должен позаботиться о своем будущем. И тут профсоюз предлагает своим членам современный инструмент социальной защиты – Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука», который работает на рынке уже больше 15 лет и успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Кроме того, с этого года в крае начал работать кредитный кооператив «Учитель Забайкалья», участие в котором позволит учителям брать потребительские кредиты под более низкий процент, чем в банке. Обо всем этом подробно, с использованием наглядных материалов специалисты профсоюза рассказали слушателям летней школы.- Я думаю, все, что делает наша краевая организация профсоюза, абсолютно правильно, – дала свою оценку Татьяна Клименко, – именно так профсоюз и должен работать с молодыми учителями. Это идеальная модель взаимодействия с данной целевой группой.День профсоюза завершился поздно вечером общим концертом, на котором каждый отряд презентовал свою «Сказку о счастливом будущем забайкальского учительства». И хотя их содержание существенно отличалось от настоящих учительских будней, мораль всех сказок свелась к желанию сделать учительский труд вновь престижным и уважаемым.Впервые в конце смены на торжественной линейке ряды профсоюза образования пополнились новыми членами.Юбилейная Арахлейская школа завершилась. Молодые педагоги увезли с собой солидный багаж новых знаний. Применить их они смогут уже в новом учебном году. Главное, чтобы он не остался только их багажом…Забайкальский край
Комментарии