search
main
0

Апсны – страна души

В Абхазии состоялась вторая Международная зимняя школа «Учитель года»

Мне кажется, что соединение дает чувство правды и чувство гармонической законченности, о которой тоскует всякий человек.

 Фазиль Искандер

Сближение, соединение, подобно всеми забытой конвергенции, произошло в прекрасной Республике Абхазия – Апсны. Самолеты и поезда, автобусы и такси везли участников Международной зимней школы «Учитель года» вдоль кромки штормующего, вспененного Черного моря.

Педагоги из разных регионов России собрались в солнечном городе Сухуми

Переход через границу (небольшие формальности) занял несколько минут, а возглас пограничника: «Добро пожаловать! Мы вас очень ждали!» – подарил нам ощущение нового пространства. Приятно и гостеприимно.

Двадцать учителей из разных регионов России собрались в солнечном и по-зимнему весеннем городе Сухуме. Ароматы наступающей весны вперемешку с запахом цветущей мимозы и эвкалиптов, изумрудное до горизонта море придали особое очарование этой встрече.

Второй год подряд педагоги и школьники благодаря Всероссийскому движению «Учитель года», Министерству просвещения Республики Абхазия и помощи Россотрудничества встречаются с уникальными учителями-практиками из одиннадцати регионов России.

Лейтмотивы образовательного марафона – это современные направления в преподавании естественно-научных дисциплин, заключающие­ся в коммуникативных и конвергентных подходах. Более двадцати лет главной идеей всех наших программ были именно эти четыре кита. И вот свершилось! Представителями Академии просвещения были произнесены важные слова: никакая лучшая методика не даст качественные знания, если она не будет сочетаться с природообразностью ребенка, его видением мира, применением практических навыков в любых жизненных ситуациях, с функциональными потребностями в развитии и постижении законов природы.

Душа радовалась, что нас наконец услышали.

Цель Международной зимней школы «Учитель года» – содействовать развитию партнерских отношений и конструктивного взаимодействия между педагогами школ страны и ближнего зарубежья, транслировать и обобщать педагогический опыт в выборе основных стратегий активного обучения школьников (в условиях реализации обновленного содержания образования); внедрять передовой опыт в практику преподавания.

48 открытых уроков. Счастье и улыбки школьников и учителей, радость и тепло общения, доверие детей и профессионализм учителей! После каждого такого урока было приятно слышать от ребят: «Можно остаться на следующий?» А сарафанное радио быстро разнесло весть о событии, и ученики из других школ пришли на открытые уроки к учителям-мастерам.

Это были стандартно-нестандартные занятия! Проводились они согласно календарно-тематическому планированию. Наполнение же полностью отличалось от классического. Каждый педагог транслировал свой уникальный опыт работы, подходы, приемы мотивации, дидактические формы, но можно было проследить важную соединяющую и сближающую тенденцию – конвергентность! Мы говорили языком своего предмета, но при этом охватывали все области научного и гуманитарного знания. Вы не увидите на этих занятиях сухую математику и формальную физику, занудную биологию и непонятную химию! Все банально просто! Наш мир – это и есть физика, литература, биология, химия, география, математика… Он един, и частное деление его на отдельные предметные составляющие привело бы наше образование к разрыву и удалению от реально существующего мира, превратив его в формализованный, неживой, ненужный…

Вот небольшой перечень тем, которые были даны в процессе этого события: «Человек и природа, или География вокруг нас» (Елена Давыдова, г. Санкт-Петербург), «Пустыня знакомая и незнакомая» (Светлана Коблякова, г. Москва), «Хождение за пять полюсов» (Оксана Маляева, г. Саров, Нижегородская область), «Работа электрического тока, или Умеем ли мы беречь энергию» (Максим Куценко, Краснодарский край), «Тенсегрити в архитектурных решениях» (Елена Назарова, г. Ульяновск), «Номер тринадцатый» (Ирина Маркина, г. Москва), «Как видят чай химик и биолог» (Людмила и Александр Буханистовы, Новосибирская область), «Металлы и сплавы» (Владимир Головнер, г. Москва), «Сколько весит воздух» (Ерванд Назарян, Краснодарский край). Это же так все интересно!

После прекрасного общения со школьниками и учителями трех школ (действо проходило на трех площадках: в школах №1 имени Б.В.Шинкуба, №2 имени А.С.Пушкина и №3 имени Ю.Н.Воронова, г. Сухум) на территории были высажены деревья дружбы. В этом мероприятии участвовали школьники и учителя, министр просвещения РА Инал Габлия, представители Академии просвещения Павел Кузьмин и Сергей Боргояков. Уверены, что эти саженцы вырастут и будут приносить пользу!

На дворе зима, но как в этот период не посетить мандариновые плантации?! Для учителей северных регионов России это экзотика. После первых морозов местные жители плоды с деревьев не собирают, но, на наш взгляд, именно эти природные факторы влияют на особый вкус цитрусовых. Таких сочных, сладких, ароматных плодов не попробуешь больше нигде. А еще мы попали в мимозный рай, желто-цыпленочный, благоухающий и по-настоящему весенний.

Государственный русский театр драмы Республики Абхазия имени Ф.А.Искандера подарил нам замечательные и позитивные эмоции! Прекрасная игра актеров, оригинальный сценарный план, режиссерские находки и живое слово автора Фазиля Искандера. Абхазская комедия «Рассказ мула старого Хабуга» по роману «Сандро из Чегема» захватила нас, было радостно и грустно, мы смеялись от души, а порой на глазах наворачивались слезы, и все на одном дыхании с первого до последнего эпизода.

Следующим этапом зимней школы стали методические семинары и пленарные заседания с Академией просвещения России. Павел Кузьмин рассказал слушателям о современных педагогических технологиях, а Сергей Боргояков – о проблемах и перспективах этноязыкового образования в контексте языковой политики Российской Федерации. Продолжились встречи на предметных секциях в формате мастер-классов. Живое общение и профессиональный опыт – залог качественного образования. Дмитрий Горшенев из Москвы рассказал об интеллектуальных играх в образовательном процессе и на практике показал, как, используя такой подход, можно выстраивать образовательную деятельность. Я, Андрей Сёмке, показал многообразие приемов и форм работы на современном уроке, а также поделился конвергентным подходом в преподавании физики. Елена Мейснер из Волгоградской области научила, как можно применять опорные конспекты в рамках системно-деятельностного подхода на уроках химии. Ольга Захарова из Владимирской области обсудила с коллегами-биологами сицио­игровой стиль работы с детьми, эффективную педагогическую технологию.

Чем интересна зимняя школа? Прежде всего тем, что учителя-практики продемонстрировали эффективность применя­емых стратегий обучения, когда из пассивных слушателей дети переходят в разряд активных исследователей, деятельностных личностей, подготовленных к практической жизни, что очень важно и ценно в нашем быстро меняющемся мире. Они показали, как преодолеть стереотипы в обучении, выработать новые подходы в решении учебных ситуаций, развить творческие способности школьников, ознакомили коллег с различными электронными образовательными ресурсами, цифровыми технологиями, с методикой развития гибридного обучения, рассказали о приемах мотивации и оценивания.

Еще одним подарком от организаторов стало посещение монастыря Иоанна Златоуста в селении Команы, трижды святого места. История этого проповедника насчитывает около двух тысяч лет. Эти живописные и красивые места вызвали у нас не только духовный подъем, но и положительные эмоции, а встреча с отцом Игнатием, человеком притягательной силы, подарила веру и надежду!

В каждом таком мероприятии есть истории, которые берут за душу. Так, через пятнадцать лет в рамках зимней школы Александр Буханистов, учитель из поселка Маслянино Новосибирской области, встретил учительницу из Галльского района, которой он оказал когда-то помощь (в рамках миссии «Учителя и медики без границ») . Это была трогательная, эмоциональная и очень теплая встреча!

Подводя итоги, можно сделать выводы, что такая форма работы обязательно даст свои плоды, а электронный банк материалов, пособий, ресурсов поможет в дальнейшем развиваться учителям. Как сказал на открытии школы Владимир Головнер, один из организаторов движения на территории России, если мы встречаемся третий раз (это была третья программа такого формата: две зимние и одна летняя), то этот проект можно назвать традиционным. Особенно приятно было слышать слова благодарности от коллег, учителей Республики Абхазия, и от учеников: «Спасибо за ваш труд, продвижение духовных ценностей и конвергентных подходов, за вдохновение, которое вы подарили!» Фазиль Искандер писал: «Именно в детстве жизнь воспринимается наиболее просто и естественно, в детстве формируются взгляды, которые затем сопровождают нас всю жизнь…»

В переводе на русский язык название Абхазии – Апсны – означает «страна души» – это земля, избранная Богом за ее красоту. Красота эта не только в природных ландшафтах, но и в людях, дарящих свои эмоции, зажигательные танцы, культурные открытия и сердца.

Благодаря Международной зимней школе «Учитель года» две республики, Абхазия и Россия, стали ближе, а это значит, что конвергентный подход работает!

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, лауреат премий Януша Корчака и «Династия», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Мужская профессия», победитель конкурса ПНПО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте