К 1000-летию восшествия на престол Киевской Руси великого князя Ярослава Мудрого
В истории России есть даты, которые не стираются из памяти народной, а с течением времени становятся более значимыми и дорогими. Таков день памяти великого русского монарха, внесшего неоценимый вклад в историю нашего Отечества и всего цивилизованного мира. Имя святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого глубоко чтят народы России, Украины и Беларуси как символ общей истории и единства братских православных народов. На вопросы «Учительской газеты» любезно согласилась ответить глава Российского императорского дома Романовых Е.И.В. великая княгиня Мария Владимировна.
– Нет памяти о прежнем, говорится в Библии. Ваше императорское высочество, почему же, на ваш взгляд, мы возвращаемся к истории, даже такой древней, как время Ярослава Мудрого? Почему это важно для будущего, что нам дает знание истоков?
– Книгу Екклесиаста, в которой говорится о тщетности и суетности прошлого, настоящего и будущего, нельзя понимать буквально. Она говорит об одной из стадий духовного развития человека на его пути к Богу и наполнена своего рода священной иронией и самоиронией. В Библии гораздо больше исторических книг и в целом исторической информации, помогающей нам не только в установлении тех или иных фактов прошлого, но и в осмыслении собственной жизни.
Интерес к истории не угаснет никогда, потому что она не просто набор каких-то более или менее точных повествований, но прежде всего наставница жизни.
Каждый человек анализирует свое личное прошлое, извлекает из него уроки. И каждый народ, и человечество в целом стремятся постигнуть смысл своего существования через обращение к истокам, через изучение пройденного пути.
Это не всегда удается сделать правильно. Иногда мы, как страусы, прячем голову в песок, чтобы не видеть прошлое.
Эпоха Ярослава Мудрого сравнительно не такая уж и древняя. Многие народы помнят о своих государях, вождях, героях и святых, живших не одно, а несколько тысячелетий назад. Нам было бы совсем грешно забыть правителя, оставившего яркий след в истории нашего государства и российской цивилизации в целом.
– Поле деятельности Ярослава Мудрого – Ростов, Новгород и Киев, Польша и Литва, Галиция и Тмутаракань… Русь уже тогда занимала огромные пространства, была одним из крупнейших государств Европы. Как мы должны оценивать Ярослава как государственного деятеля?
– Значение Ярослава Мудрого в российской и мировой истории весьма высоко. Он был одним из самых ярких монархов своей эпохи – опытным правителем, благочестивым христианином, человеком высокой культуры, разносторонне образованным.
Сама по себе его фигура разоблачает мифы об отсталости Руси. Нужно учитывать, что наше государство было сравнительно молодым. Когда Ярослав утвердился на престоле, с даты призвания его династии и, соответственно, с момента официального учреждения Русского государства прошло чуть более 150 лет, а с момента Крещения Руси – всего 30 лет. Но по уровню своего духовного и интеллектуального развития Ярослав превосходил многих королей современной ему Европы, где государственные институции и христианизация получили развитие за несколько веков до нас.
– Что характеризует внешнюю политику Ярослава Мудрого, отношения с соседями, его дипломатические, династические и родственные связи во многих странах?
– Внешняя политика Ярослава Мудрого сочетала твердую защиту своего Отечества с открытостью внешнему миру. Он жил в то время, когда Церковь еще не разделилась официально на православную и католическую. Это произошло в год его смерти. Но уже в период правления Ярослава Мудрого существовали многие духовные, политические и культурные угрозы для Руси как на востоке, так и на западе, в которых нужно было хорошо ориентироваться, чтобы не стать жертвой. Ярослав Мудрый умел оберегать свою Родину, но при этом не отгораживался от остального мира, не замыкался в изоляционизме.
– Что можно сказать о роли Ярослава в создании русской христианской культуры, утверждении и упрочении христианства в русских землях?
– Заслуги Ярослава Мудрого в духовной области признаны Церковью. Он причислен к лику святых. В последнее время его почитание усилилось, потому что он является живым священным символом единства братских славянских народов современных России, Украины и Беларуси.
Ярослав много сделал для упрочения православной церкви и для проповеди среди соотечественников, еще не пришедших к христианству. Причем предпочтение отдавалось не насильственному насаждению веры, а просвещению. При Ярославе Мудром имела место попытка добиться независимости Русской церкви. Тогда время для этого еще не настало. Но вектор был определен, и максимально возможная в ту пору независимость церковной жизни на Руси достигнута при сохранении необходимых канонических устоев.
– Ярослав Мудрый издал первый на Руси свод законов «Русская Правда». В чем его отличие от старых порядков в русских княжествах? Можно ли говорить об историческом значении этого факта – замены обычаев законами, правом?
– Началом государственности является желание «жить по праву». Об этом рассказывается в древнейшей из дошедших до нас летописей – «Повести временных лет». Но право складывается постепенно. Только тогда оно жизненно.
Законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей – это закрепление существовавших в русском мире норм и традиций и обогащение русской правовой системы полезными заимствованиями из византийской и скандинавской систем. В «Русской Правде» еще много установлений, существовавших с догосударственных времен. Сказать, что это замена обычаев каким-то принципиально отличным от них правом, нельзя. Но сам факт создания и утверждения свода норм – это большой шаг вперед в развитии государственности.
– Ярослав завещал сыновьям хранить единство Руси, но его потомкам не удалось избежать раздробленности русских княжеств. Чтобы объединиться, надо было ждать нашествия с востока?
– Период раздробленности – неизбежный этап в процессе формирования практически любого государства. На том уровне развития государственного аппарата, вооруженных сил, экономики, инфраструктуры управлять обширной территорией из одного центра было просто невозможно. Никакая личность не в силах была преодолеть эту данность.
Ярослав Мудрый понимал, что единство лучше разделения. Но он видел реалии и постарался возглавить процесс, который невозможно было предотвратить. Им было установлено лествичное право – система престолонаследия, позволившая и в условиях раздробленности сохранить принадлежность власти одной династии, которая наряду с Церковью неизменно оставалась символом единства земли Русской. Конечно, это не могло ликвидировать усобицы между отдельными князьями, иногда жестокие и кровавые. Однако сам дух единства, несмотря ни на что, сохранился.
Нашествие с востока и подчинение Руси монгольским ханам – очень сложные и противоречивые факторы. В чем-то они замедлили процесс объединения, ибо ханы действовали по принципу «разделяй и властвуй». В чем-то, напротив, ускорили, потому что завоеватели дали не только отрицательные, но и положительные или, по крайней мере, поучительные примеры. Это сложный вопрос, о котором полемизируют целые научные школы историков.
– Великий князь киевский Ярослав, будучи одновременно князем новгородским, свой престол и двор до 1036 года держал в Новгороде. Новоявленные киевские историки много толкуют о том, что Россия выросла из Московского княжества и якобы не является наследником Киевской Руси, а Ярослава называют великим украинцем. Стоит ли вступать в подобные споры?
– Такого рода моделирования не имеют ничего общего с исторической наукой. Подобные концепции носят чисто политический характер и не подкреплены историческими источниками.
Киев был столицей Русского государства, когда термин «украина», а вернее даже во множественном числе – «украины», обозначал не название страны и государства, а окраины, приграничные территории княжеств. Это не умаляет значения современной Украины, но это неоспоримый факт, признаваемый и многими украинскими историками.
Ход событий привел к тому, что в XII веке политический центр русских княжеств переместился из Киева на северо-восток, во Владимир. В XIV веке статусом великих князей владимирских овладели князья московской линии династии Рюриковичей, потомки святого князя Даниила, сына святого Александра Невского, который побывал и на киевском, и на владимирском престолах. Это была одна династия и в основном одно государство в самом высоком смысле этого слова. По крайней мере, одно Отечество.
И это сознание помогло при Рюриковичах объединить большую часть русских земель в единое государство с центром в Москве, а в XVII веке, уже в эпоху царствования нашего дома, вернуть и Малую Русь с Киевом. Цари именовались государями «Великия, Малыя и Белыя Руси». Малая Русь воспринималась не как что-то второстепенное, а как ядро государства. Именно в этом смысле она Малая, а не в том, что она менее значима, чем Великая Русь. Киев, как гласит «Повесть временных лет», – мать городов русских.
Я верю в то, что образ святого Ярослава Мудрого и его предстательство перед Богом помогут россиянам, украинцам и белорусам восстановить и упрочить единство. По крайней мере, духовное и культурное.
Елена КЛИНКОВА
Комментарии