У преподавателя истории, обществознания и психологии гимназии №3 Перми Ольги Корчагиной за 32 года педагогического стажа столько достижений в многочисленных профессиональных конкурсах, наград и званий, что одно их перечисление заняло бы добрую половину страницы.
Вот только некоторые из них. Ольга Игоревна – почетный работник общего образования. Дважды становилась победителем конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование». Ее имя внесено во Всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России» за значительный вклад в развитие российского образования и воспитания подрастающего поколения. А в 2015 году Ольга Корчагина стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России» и абсолютным победителем в краевом профессиональном конкурсе.Сегодня Ольга Корчагина рассказывает о своем любимом деле, о том, кто и что ей в этом помогает.- Говорят, все идет из детства. Вы задумывались, кем быть?- Вообще-то поначалу я собиралась поступать в технический вуз. Но преподаватель истории, а этот предмет мне особенно нравился, посоветовал идти на гуманитарный факультет. Вот так, можно сказать, с легкой руки своего учителя я стала педагогом. Начинала вожатой в лагере «Артек», поступила на заочное отделение Нижнетагильского пединститута (сама я из Серова) и уже на последних курсах стала преподавать историю. Кроме того, меня всегда привлекала психология, училась в Екатеринбурге, но заканчивать учебу, получать второе высшее образование (квалификацию педагога-психолога) пришлось уже в Перми, куда я перебралась по семейным обстоятельствам. В 1996 году пришла в гимназию №3 психологом, но в связи с реформированием школы в середине нулевых одновременно начала вести и уроки истории.- Весьма непростая, признаться, у вас задача. В наше переломное время историю, в зависимости от идеологии, можно трактовать по-разному. Вот даже единый учебник по истории России решили создать…- История – это прежде всего наука, мы не преподаем трактовку. Изменение идентичности было в советское время, в 90‑е годы рождалась новая, российская идентичность. В ту пору, конечно, трудно было преподавать историю, но тогда я занималась только детской психологией. Безусловно, все мы искали новую идентичность, но наука всегда оставалась наукой. Учитель в первую очередь дает научные знания. Скажем, гражданская война – что в советские годы, что сейчас – это трагедия, и всегда будет трагедией, независимо от идеологии. Другого прочтения нет. История всегда изучает завершенные процессы, а о том, что происходит сейчас, можно говорить как о фактах. Что будет дальше, мы не знаем. Кстати, этот вопрос мне задают очень часто. В своей преподавательской работе я опираюсь прежде всего на монографии, исторические документы, тексты, которые выпускает МГУ имени Ломоносова. И своих учеников ориентирую на эти материалы.- Что в основном интересует учеников на уроке? И каким образом вам удается заинтересовать их?- В подростковой школе дети чаще всего задают вопросы, связанные с отношениями между людьми. В этом возрасте рождаются ценности. В старшей группе складывается мировоззрение. И, безусловно, история и обществознание – это предметы мировоззренческого цикла. Ничего, кроме материалистического взгляда на мир, мы не преподаем. Но, коль скоро мы занимаемся наукой и в руки ребят я даю инструмент научного исторического познания, то на многие вопросы ученики сами находят ответы, учатся мыслить самостоятельно. Я преподаю историю, начиная с Древнего мира и заканчивая нашими днями. Однако в связи с тем, что старшеклассники сдают ЕГЭ по этому предмету, углубляемся в историю России. Хотя без знания контекста всеобщей истории понять сегодняшние реалии сложно. Особое внимание уделяется формированию гражданской идентичности учеников – совместно разрабатываем проекты и участвуем в социальных акциях, направленных на решение проблем в обществе, микрорайоне, городе. В освоении учащимися социально-культурного пространства важно включение их в различные виды деятельности. Поскольку процесс познания все-таки психологический, знание психологии очень помогает в работе преподавателя.- Расскажите об участии в конкурсе «Учитель года России» в 2015 году. Какую идею вы представили на суд жюри?- Чем вообще мне нравятся конкурсы? Это все живые уроки! На региональном и российском уровне мы с ребятами создавали урок-реконструкцию. Так, краевой конкурс проходил в школе (кстати, очень хорошей) села Гамово Пермского района. Урок был по теме «Экономическое развитие пореформенной России» – как развивалась экономика нашего государства после отмены крепостного права. Тема сложная, как ее объяснять? Экономические вопросы в принципе всегда вызывают ступор у детей: они их не понимают. И тогда я решила погрузить ребят в конкретную историческую ситуацию, они примерили на себя образы Строгановых, помещиков, крестьян, дворовых. Ставится задача: вот у вас столько-то земли, как будете выживать? И школьники «проживали» эту ситуацию, искали возможности адаптироваться к новым условиям. И детям стало понятно, почему после отмены крепостного права Строгановы переориентировали свое производство.Затем вбрасываются новые ситуации. И ребята, будучи в этих экономических ролях, действовали, чтобы развивать хозяйство. А потом, исходя из предлагаемых обстоятельств, все вместе мы приходили к пониманию того, что, собственно говоря, было проблемой в экономике того периода. Разные ученики приходили к разным выводам.Для учителя самое сложное – действовать не по одному шаблону. Ведь каждый класс, каждый ребенок задает свои вопросы. Вот в таких исторических ситуациях деятельности и возникают у ребят открытия («я понял, почему убили Александра II – все им были недовольны»). И тогда мы начинаем анализировать, что произошло на самом деле.Но такие уроки-реконструкции требуют от учителя высокого уровня подготовки, широкого кругозора. Ребята очень любят играть, а когда им это нравится, они сами разрабатывают тему, проект и включаются в поиск материала, углубляются в изучение предмета. Отсюда у многих наших учеников интерес к истории. Поэтому они выбирают профессию учителя, поступают на бюджетные места гуманитарных факультетов вузов Перми, Москвы, Санкт-Петербурга.- Сколько было этапов на всероссийском финале «Учителя года России»?- На очном туре – четыре. Первое испытание, урок, прошли все участники федерального этапа – 78 человек, победители региональных конкурсов. Финал проходил в Казани, в одном из самых современных образовательных учреждений города. По календарно-тематическому планированию мне досталась тема урока – «Социалистическая индустриализация». Использовались все новейшие технические средства – информационные ресурсы, интерактивные доски, видеоряд. По итогам этого этапа были определены 15 лауреатов, в их число вошла и я. Лауреаты показывали мастер-классы, участвовали в дискуссии во время «Педагогического совета», создавали в группах образовательные проекты. Финальное испытание конкурса с участием пятерки победителей, обозначенное как «круглый стол» образовательных политиков, проходило в Москве, в Госдуме РФ. Главные кандидаты на звание «Учитель года России» высказывались по актуальным вопросам обучения в школе, а остальные выступали в качестве экспертов. Шестым участником круглого стола стал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Вступительное слово сказал председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин. Модератором разговора об образовательной политике стал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Вечером в Кремлевском дворце, в канун Дня учителя, состоялось награждение победителей конкурса, был концерт.А на другой день мы улетели в Сочи, где открывался детский образовательный центр «Сириус». Здесь нас принимал Президент РФ Владимир Путин, с которым мы все сфотографировались. Все дни, проведенные в Сочи, были очень насыщенными, незабываемыми – впечатлений оставили массу. Мы побывали на матче ветеранов хоккея с участием Путина, на экскурсии по олимпийским объектам, на соревнованиях «Формулы-1», посмотрели концерт «Новой волны», давали мастер-классы и уроки детям в «Сириусе». Это был большой праздник для нас.- Что дал вам конкурс?- Можно сказать, что свою профессиональную деятельность я подвергла серьезной экспертизе. Главное – это понимание того, что идем в правильном направлении. И это позволяет достаточно оптимистично смотреть в будущее. Во всяком случае, во время конкурса уроки оканчивались аплодисментами, и приз детских симпатий на краевом этапе тоже прибавил уверенности. В нашей гимназии ребята не только учатся глубоко понимать историю своей страны, края, многое здесь делается для того, чтобы им было интересно. Две команды КВН, совет командиров, школа безопасности, «Зарница», изостудия и другие общественные, творческие объединения – все это помогает детям гармонично развиваться, становиться личностью.Безусловно, успешное выступление в профессиональном конкурсе – это признание повседневной работы всего педколлектива гимназии, ребят, всех творческих сил, профсоюзной организации. Кстати, я в профсоюзе, как говорится, с незапамятных времен. У нас сильная профорганизация (председатель – Татьяна Муравякина, учитель истории), заботится о педагогах. Все гарантии прописаны в коллективном договоре. Всевозможные праздники, материальная помощь людям, поездки – все это объединяет, сплачивает коллектив. Мы объездили весь наш регион, соприкоснулись с историей родного края. А после посещения, например, Усолья родилась идея разработки в гимназии проектных задач, касающихся восстановления памятников архитектуры, которые находятся в плачевном состоянии. Наши поездки неизменно в качестве гида сопровождал мой муж Павел Анатольевич, кандидат исторических наук, рассказывая о неизвестных страницах истории Прикамья. Он и в подготовке к конкурсу оказал большую методическую помощь.Авторитетное мнениеТатьяна НОВИКОВА, директор гимназии №3:- Ольга Игоревна – талантливый педагог, профессионал высокого класса, психолог, имеет большой авторитет в коллективе, поэтому мы сделали ставку на нее, когда появилась идея участвовать в конкурсе. Но в это общее дело, в его подготовку активно включился весь педагогический коллектив, ребята, выпускники гимназии, была поддержка семьи – отсюда такой результат. В наш адрес пришли поздравления с успехом, со словами благодарности от руководства Общероссийского Профсоюза образования, от крайкома профсоюза. Мы понимали, что участвуем в этом состязании также и для собственного развития, создания площадки для актуального обсуждения проблем, своего рода творческой лаборатории. Это реальная потребность вместе делать дело, вместе двигаться вперед. В процессе подготовки к конкурсу накоплен большой опыт, собраны лучшие тенденции в методике преподавания, и теперь это надо внедрять в гимназии.
Комментарии