– В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) вы заявили, что с 2023 года все регионы России будут получать материалы ЕГЭ в день проведения экзамена по защищенным каналам, без использования компакт-дисков. Можно ли будет говорить о том, что с этого момента сама возможность утечки экзаменационных заданий будет полностью ликвидирована? Какие дополнительные риски, на ваш взгляд, может нести такой формат передачи материалов ЕГЭ?
– Технология разработки и передачи контрольных измерительных материалов и на сегодняшний день выстроена таким образом, что полностью исключает утечки экзаменационных заданий.
Рисков в части информационной безопасности нет. Есть организационные риски, например, при отсутствии Интернета или отключении света могут возникнуть трудности, которые влекут за собой вероятность задержки экзамена. Однако на такие исключительные случаи предусмотрены резервные схемы, которые позволяют оперативно решить проблему (взаимодействие с региональным подразделением Минэнерго России, резервные каналы связи, запасные генераторы).
Вместе с тем данная технология минимизирует временные, финансовые и кадровые затраты как на региональном, так и на федеральном уровнях. На региональном уровне это связано с доставкой дисков в ППЭ спецсвязью, а также с привлечением членов ГЭК или руководителей ППЭ в день экзамена. На федеральном уровне это экономия средств на закупку и изготовление дисков.
Благодаря указанным преимуществам данной технологии ежегодно увеличивается количество субъектов, желающих перейти на нее. Но для этого важно обеспечить ППЭ достаточным количеством необходимой техники. Поэтому переход осуществляется поэтапно по мере полной технологической готовности региона.
В 2020 году таких субъектов, которые применяли данную технологию, было 18, в этом году – 31. В следующем году, мы надеемся, уже половина субъектов поучаствуют в этой процедуре. И если мы не увидим после следующего года каких-то рисков, то, скорее всего, уже к 2023 году полностью перейдем на эту технологию.
– Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) более 70% россиян поддерживают отмену обязательного ЕГЭ для не поступающих в вузы. Планируется ли вносить такие изменения?
– Пока никто, даже те, кто требует отмены ЕГЭ, не говорит, что выпускного экзамена не должно быть. Как бы мы его ни назвали, экзамен по оценке предметной составляющей пока будет действовать. Возможно, с развитием цифровизации, я не исключаю этого и даже уверен, уже в недалеком будущем, в районе 30‑х годов, не будет смысла его проводить. Но здесь тоже не надо питать иллюзий. Оценка ученика из разовой будет переходить в ежедневную. И вся система будет направлена на то, чтобы учителями выставлялись объективные оценки ежедневно, не только за контрольные работы.
Когда все базы данных оценок и достижений мы будем видеть в режиме реального времени, это все будет соединено в одну систему, и мы сможем эти данные обрабатывать, тогда, скорее всего, смысл итоговой оценки может уйти в прошлое. Но сейчас такой возможности нет. У нас ежегодно 2 тыс. школ как минимум попадают в списки учебных заведений с необъективными результатами по итогам проведения всероссийских проверочных работ. Ежегодно тысячу человек удаляют с экзамена, есть большие вопросы с медалистами – в прошлом году из-за изменения формата аттестации школьников количество медалистов увеличилось на треть. То есть пока объективных данных об обучении в каждой из более 40000 школ в течение года мы не будем видеть, говорить об отмене экзаменов рано.
– В этом году ЕГЭ по информатике впервые проводился на компьютерах, но из-за нехватки компьютерной техники в школах экзамен был разделен на два дня. В Сети тиражируется мнение о том, что в оба дня школьникам были предложены одни и те же задания, что поставило их в неравные условия – те, кто сдавал его позже, успели ознакомиться с разбором заданий предыдущего дня. Появилась и соответствующая петиция с предложением об отмене результатов экзамена. Скажите, что, на ваш взгляд, все-таки произошло на экзамене по информатике?
– Задания в вариантах КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ, представленные участникам экзамена 24 и 25 июня 2021 года, полностью соответствуют спецификации КИМов ЕГЭ 2021 года по информатике и ИКТ. Формулировки заданий 27 в разных вариантах контрольных измерительных материалов при схожей фабуле имели свои индивидуальные особенности. Изменение условия влечет за собой отличающиеся подходы к созданию и реализации алгоритмов поиска ответа на вопрос задачи.
Структура и основные шаги возможных алгоритмов правильного решения задания 27 из экзаменационных вариантов 24 и 25 июня 2021 года существенно не отличаются от демонстрационного варианта КИМов текущего года и предыдущих лет.
Любой участник ЕГЭ независимо от того, когда он сдавал экзамен, имел возможность заблаговременно потренироваться и разобрать задания на тренажере КЕГЭ, где можно было ознакомиться как с основными приемами работы с программным обеспечением, которое будет использоваться при проведении экзамена по информатике, так и попробовать выполнить экзаменационную работу на компьютере на примере демонстрационного варианта ЕГЭ по информатике 2021 года.
Аналогичное задание также имеется в открытом (реальном) варианте КИМов ЕГЭ 2021 года, опубликованном 29.04.2021 на сайте ФГБНУ «ФИПИ». Поэтому из пересказа заданий 24 июня участники экзамена 25 июня не могли получить никакой дополнительной в сравнении с опубликованной в демонстрационном и открытом вариантах КИМов информации.
Это подтверждается статистическими данными. Процент участников ЕГЭ по информатике, успешно выполнивших задание высокого уровня сложности №27, в первый и второй дни равнозначный.
– Что бы вы могли выделить в ЕГЭ-2021? Как изменились результаты? Чего удалось добиться и какие планы по модернизации ЕГЭ вы с коллегами строите на будущее?
– Экзамены проведены в 85 субъектах и 58 зарубежных странах в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора. Особенное внимание было уделено обеспечению безопасности в пунктах проведения экзаменов.
Что касается процедуры, проведение экзаменов в нестандартных условиях всегда вызывает риски и волнения. Но можно сказать, что экзамены прошли на высоком организационном уровне. Не зафиксировано каких-либо сбоев. Имели место определенные трудности, связанные с природными катаклизмами, но и здесь все справились.
Следует выделить проведение в этом году впервые ЕГЭ по информатике в компьютерной форме. Мы с регионами шли к этому 4 года. Проводили множество апробаций. Безусловно, были определенные опасения в части технологических сбоев, однако следует отметить, что никаких сбоев не произошло. Проделанная работа оправдала себя.
Если говорить о результатах ЕГЭ этого года, то анализ показал, что они сопоставимы с результатами прошлых лет.
Что касается планов на будущее – мы не стоим на месте. Развиваем технологии. Проведение экзаменов на компьютерах (устный иностранный с 2015 года и информатика в этом году) показало свою актуальность, в том числе в части обеспечения объективности.
На этих экзаменах возможность нарушить порядок экзамена участниками сводится к нулю. С учетом цифровизации во всех сферах мы будем дальше развивать ЕГЭ в части технологичности.
Что касается ЕГЭ-2022, то изменения действительно будут. Все дело в том, что именно в 2022 году школу будут оканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным стандартам. А в них совершенно другие подходы. Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на том, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы. Но никаких революций мы не планируем. Модели КИМов ЕГЭ будут поэтапно меняться в период с 2022 по 2024 год. При этом особо хочу отметить, что задачи усложнить экзамен не стоит. КИМы будут соответствовать требованиям ФГОС.
Мы понимаем, что учительское и репетиторское сообщества крайне болезненно относятся к любым изменениям в ЕГЭ, даже если речь идет об изменении порядка слов в типовом задании. Именно поэтому мы разрабатываем перспективные модели, долго апробируем и обсуждаем их и лишь потом принимаем взвешенное решение.
Родителям же нужно понимать: в 2022 году все выпускники будут в равных условиях. Не будет такого, что в одном регионе задания будут легче, а в другом сложнее. Модели экзаменационных работ единые для всех. Мы будем решать, какие новые задания включить в реальный экзамен 2022 года, как выстроить шкалу их оценивания, как переводить первичные баллы в 100‑балльную шкалу. Это серьезная научная задача – обеспечить сопоставимость результатов ЕГЭ 2022 года и прошлых лет. Не сомневаюсь, что у нас все получится.
Арслан ХАСАВОВ
Комментарии