search
main
0

Антракта не будет

Волшебство сцены

Аплодисменты…. Нескончаемые, бурные аплодисменты… Финальный поклон… Радость в глазах, ликование в душе, крики «Браво!»…

Это сейчас. А часом раньше… Присядем в зрительный зал. Осталось несколько минут, и откроется занавес, на сцене появятся они, юные актеры школьного театра «На Федосьино», со своими сомнениями и надеждами, мечтами и ожиданиями, опытом и новым шагом в творчество… И начнется волшебство сцены.

Школьный театр «На Федосьино» – это место, где ученики и выпускники школы №1467 познают волшебное таинство актерского мастерства и создают самый настоящий театр!

Наша история началась в 2019 году со спектакля «Восемь любящих женщин» по мотивам произведения Р.Тома. Почему именно это произведение? Надо сказать, что школьный театр – это достаточно специфическая конструкция, и выбор репертуара, который определяется рядом факторов, весьма проблематичен. В начале нашего пути были использованы одни из самых примитивных факторов (которые, кстати, используются и в профессиональных театрах): количество артистов в труппе театра, соотношение мужских и женских персонажей, которые можно распределить между участниками, и, конечно же, типажи, то есть те роли, которые могут сыграть наши студийцы – актеры. Для выбора репертуара нам важно и то, насколько интересен сам материал исполнителям – участникам театрального проекта. Это тот градус интереса, удовольствия, мурашек, который определит и уровень занятости (это же свободное личное время), и желание творчества (хочу быть), и возможность перевоплощения (могу стать), а по факту – уровень реального участия в проекте до тех самых мурашек.

Итак, начало пути. 8 учениц-старшеклассниц, желающих быть на сцене, стремящихся осмыслить себя актрисами, и «Восемь любящих женщин» Р.Тома – единственная пьеса, которая идеально подошла для старта истории школьного театра «На Федосьино». Дебют успешно состоялся. Получены первый опыт и первое зрительское признание.

Время движется вперед, премьерные спектакли по мотивам произведения драматурга Рея Куни «Он, она, окно, покойник», «Восемь любящих женщин» Р.Тома, «Игроки» по пьесе Н.В.Гоголя, спектакли-сказки для детей и взрослых «Принцесса без горошины» и «Кофе, Лохмайер и русский лес» находят своего зрителя, становятся дипломантами городского конкурса «Театральный олимп», лауреатами I, II степени и обладателями Гран-при различных всероссийских и международных конкурсов, участниками небольших гастролей.

А театральный коллектив пополняется новыми участниками, формируется его уклад. С одной стороны, театр – это тоталитарная история, где режиссер – единственный человек, который принимает окончательное решение. Тут работает знаменитая формула Г.А.Товстоногова «театр – это добровольная диктатура». С другой стороны, постепенно складывается особая система школьного театрального закулисья, основанная на взаимодействии, доверии, раскрепощении своего «я», некоторой внутренней раскованности. Занятия актерским мастерством, репетиции, общение с ребятами такого же настроя на творческое созидание дают помимо творческого удовлетворения эффект позитивной социализации.

Здесь, в школьном театре, есть возможность проявить себя в новой общности, творческой среде, иначе позиционировать себя в школьном сообществе. Кто-то преодолевает свою застенчивость, хобби другого приобретает иной ценностный смысл, а кто-то интуитивно находит скрытые резервы для развития.

Примечательно, что в нашем школьном театре есть не только актеры. Здесь, как в настоящем театре, есть костюмеры, которые кропотливо трудятся над костюмом, осмысливая палитру, характерность образа, есть декораторы, которые придумывают, собирают, строят масштабные декорации, интересные зрителю и комфортные для актеров в проживании своего образа. Безусловно, здесь важно смысловое взаимодействие участников – сотрудничество по содержанию пьесы, замыслу режиссера, видению особенностей характеров персонажей. А акцентной начальной точкой остается так называемый застольный период – период чтения текста, его коррекции, адаптации, принятия всех смыслов, а также разбора персонажей, их характеров, распределения ролей, сопоставления персонажей с собой, со своим миро­ощу­ще­нием, осмысления актуальности произведения и желания заставить зрителя подумать…

В новой рожденной театральной общности дети чувствуют себя частью чего-то большого, что придает им уверенности, некоей значимости и влияет на поведение не только среди ставших родными студийцев, но и вне школы.

Важно, что и выпускники школы, став уже взрослыми людьми, не теряя интереса к театральной деятельности, возвращаются в родные стены, несмотря на усталость после рабочего дня и порой совсем не короткий путь из других районов города, чтобы снова сыграть в любимом спектакле.

Приобщение к искусству – вот что держит нас всех. «У меня задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую», – говорил Михаил Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

Аплодисменты… Финальный поклон… Радость в глазах, ликование в душе… Браво!

Татьяна БЕЛЯЕВА, директор школы №1467;

Михаил РОЖКОВ, руководитель театрального клуба школы №1467

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте