- Антон Альфредович, когда и почему вы решили стать учителем?- Передо мной изначально стоял выбор: педагогика или медицина. Но память у меня математическая – я легко запоминаю числа и цифры, а вот выучить стихотворение для меня всегда было проблемой. Я понял, что с такой памятью мне в медицине делать нечего. Поэтому пришел домой и сказал родителям, что подал документы в педагогический. Была, конечно, немая сцена, но они приняли мое решение. И я ни себе, ни им не дал повода пожалеть о сделанном выборе.
– Случается, что в годы студенчества человек встречает людей, с которыми судьба связывает его на всю жизнь. Есть ли у вас такие люди?- Да, конечно. По сей день со мной работают две одногруппницы – завуч И.Горская и заведующая кафедрой математики и информатики В.Панарина, а еще в МГПИ я познакомился со своей будущей женой.- Расскажите, пожалуйста, о своих студенческих годах.- У нас была очень дружная группа, мы до сих пор общаемся. Мы были шумные, энергичные: занимались в театральной студии, участвовали в КВН, ездили в стройотряды и на картошку, «тусили», как сейчас говорят, с утра до вечера. Нас всегда ругали за дисциплину, а потом хвалили за успеваемость. Было много и смешного, и интересного. Вспоминается только приятное.- А когда вы пришли в школу?- На 5-м курсе я решил, что мне пора начать работать в школе, но куда идти, не знал, поэтому пришел в роно, тогда это был Волгоградский район, зашел в канцелярию и спросил, не нужен ли учитель математики. Так началась моя педагогическая карьера. У меня было 17 часов, 3 параллели, 5 подготовок. Боевой опыт получил сразу и по полной программе. После окончания института отслужил в армии и снова вернулся к себе в школу, потом уже пришел в гимназию, которой сейчас руковожу.- Как вы оказались в кресле директора?- Задачи стать директором передо мной никогда не стояло. Мне нравилось быть учителем информатики и математики, классным руководителем. Но когда не стало Семена Богуславского, меня пригласили на эту должность, и с января 2006 года я стал директором. Это было непростое для всех решение, потому что соответствовать тому уровню, который задавал Семен Рувимович, и сложно, и ответственно.-Удается держать планку?- Наверное, да. Но в этом, безусловно, не только и не столько моя заслуга, а результат серьезной работы всего коллектива. У многих сотрудников вся жизнь связана с нашей гимназией. К нам приходит третье поколение учеников, бабушки и дедушки, которые учились у нас, приводят своих внуков только сюда, 14 наших выпускников вернулись в гимназию в качестве учителей.- За время вашей работы школа получила статус гимназии. Что изменилось с тех пор?- В 2011 году мы стали гимназией. В свое время перед Богуславским стоял выбор: стать гимназией или остаться школой. Но тогда пришлось бы отказаться от начальной школы, сделав из нее отдельную прогимназию. Это оказалось решающим фактором, так как Семен Рувимович считал, что без «началки» школа мертва. Поэтому как только изменения в законодательной базе позволили гимназии учить детей с 1-го по 11-й класс, мы доказали, что достойны называться гимназией.- Сегодня школьный директор, по сути, менеджер, ему приходится решать огромное количество управленческих вопросов. Как вам удается находить время на общение с учениками?- К сожалению, этого времени остается все меньше. Сейчас веду всего 5 уроков в неделю, это очень обидно. Да, жизнь сегодня такая, что директор стал больше управленцем, чем учителем, но я не знаю ни одного из состоявшихся директоров, который бы сказал, что, не имея опыта преподавательской работы, не зная школьной «кухни», можно успешно управлять школой.- Сегодня российское образование переживает период существенных реформ. Как вы к ним относитесь?- Я считаю, что кардинальных перемен не происходит. Мы пытаемся решить глобальные человеческие проблемы управленческими подходами. Это тоже нужно, этим образование давно не занималось, но, к сожалению, в тень ушли содержательные вопросы образования.- Насколько, по вашему мнению, изменилась современная школа?- Школа стала хозяйствующим субъектом. Любой нормальный директор школы может руководить заводиком средней величины, но это съедает много жизненных ресурсов. Принципиально изменилось то, что мы вернулись к территориальному принципу комплектования образовательных учреждений. Отсюда идет следующий шаг: образование учебных комплексов. Сегодня по этому вопросу идут споры, но это неизбежно. Самое главное в этой ситуации школам не потерять свое лицо, сохранить свои наработки, традиции. Мы этого не сильно боимся, думаем, что за 55 лет нами наработаны воспитательные и образовательные методики, которые могут применяться не только в конкретной гимназии.- Как вы относитесь к государственным стандартам второго поколения?- Стандарты предъявляют требования не столько к результату обучения, сколько к условиям его получения. Стандарты не описывают обучение как сумму переданной информации, они контролируют процесс обучения и воспитания, процесс социализации, в каких условиях, гарантированных государством, должен осуществляться этот процесс. Другое дело, что мы всегда спотыкаемся в момент реализации предлагаемых изменений.- Какой вы видите школу завтрашнего дня?- Школа завтрашнего дня должна быть открытой. Закрытая образовательная система классно-урочного типа не выдерживает никакой конкуренции, все это понимают. Понятно, что классно-урочная система жива до сих пор по одной причине: она самая дешевая. Но без открытых образовательных технологий будущее школы невозможно, немыслимо, мы потеряем интерес и доверие детей. Сейчас это можно делать в рамках дополнительного образования, внеурочной и проектной деятельности, дети с удовольствием этим занимаются. Позиция учителя в новых условиях тоже меняется: он не просто передает знания, он учит, где найти эти знания и как их применить. То есть учитель становится тьютором. За этим будущее школы.- Как вы относитесь к тому, что идет постепенная компьютеризация учебного процесса?- Важно понимать, что внедрение в процесс обучения информационных технологий неизбежно. На смену бумажным учебникам придут электронные. Какими они будут, пока не ясно, идет апробация, но, конечно, учебник завтрашнего дня – не просто отсканированный бумажный.- Насколько сложно сегодняшним учителям приспособиться к происходящим изменениям?- Молодежи в меняющихся условиях проще. Она живет в информационном пространстве, а старшее поколение в нем гость. Внедрение тех же электронных журналов проходило очень сложно.- Что для вас главное в профессии учителя?- То же, что для меня главное в любом человеке. Это порядочность, честность, открытость. Детям врать нельзя, они чувствуют ложь интуитивно. Но и не соврать бывает сложно. В этом искусство педагога: быть честным с самим собой и детьми. Как известно, педагогика сродни медицине, только результат работы медика виден сразу, а педагога – отложен во времени.- В этом году университет отмечает свой 140-летний юбилей. Что бы вы хотели пожелать родному вузу?- Университету я желаю остаться ведущим педвузом России. Это не только звание, это огромная ответственность и работа. Желаю больше работать с детьми, когда они еще определяются с выбором профессии. За будущего студента нужно начинать бороться еще с 7-го класса, а может быть, и раньше. Многие вузы понимают, что им нужен хороший студент, которого они должны найти вместе с нами. Хорошие студенты МПГУ через 5 лет – наши хорошие учителя.
Комментарии