В марте 2023 года исполнилось 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко, педагога, который помог найти дорогу в жизни тысячам воспитанников как из числа бывших беспризорников, так и из семей. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодежи, подготовки ее к дальнейшей успешной социализации выдвинули новатора в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988 год) он отнесен к четырем педагогам (наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.
Антон Семенович Макаренко на основе обычаев и приемов народной педагогики (в том числе общего дела, то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека и ряда других подходов предложил и успешно опробовал в колонии имени Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. Какова судьба его наследия и как педагог решал бы проблемы современной школы?
Почему Макаренко занесен в список лучших педагогов, по версии ЮНЕСКО?
Он создал целостную систему воспитания, и дети, которые росли под его руководством, полностью социально интегрированы в обществе. Они стали инженерами, военными, писателями, художниками, педагогами. Коллективы Макаренко – единственный случай в истории педагогики, когда дети с проблемами «вошли» в жизнь.
Как решить проблему насилия в школах по методу Макаренко?
У Макаренко все решалось через коллектив. Если был какой-то проступок (воспитанник украл что-то или набедокурил), то провинившийся рассказывал причину, получал оценку содеянного и меру наказания от своих соучеников. Сейчас эти методы могут работать (и работают) через классный (школьный) коллектив, самоуправление, поднимаются вопросы во время бесед «Разговоры о важном».
А как быть с гаджетами?
Коллектив Макаренко собрался бы и обсудил, когда они могут использовать телефон и для чего. Если мы говорим о современной школе, то в ней тоже уместно обсуждение этого вопроса в рамках школьного коллектива. Очевидно, что телефон мешает образовательному процессу, дети сами пришли бы к выводу, что телефоны во время занятий должны складываться в отведенное место. Такие обсуждения будут восприниматься ими как свое и естественное, а не что-то навязанное.
Профильная и предпрофильная подготовка – это новое или хорошо забытое старое?
Макаренко была внедрена система предпрофильной подготовки. Эта быстрая подготовка кадров сейчас очень востребована. Мы должны готовить людей для новых производств. И эта модель, когда в рамках учебного процесса происходит еще и производство продуктов, уже работает. В IТ-классах, академических классах учащиеся учатся создавать продукт. Но только у Макаренко дети создавали материальное, а мы создаем интеллектуальное.
Актуальны ли до сих пор его методы воспитания?
Его система работает на протяжении XX и XXI веков. Это создание коллектива, всестороннее развитие личности через организацию разумного досуга, система предпрофильной подготовки, особенности семейного воспитания.
Решительно выступал Антон Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве», – писал он.
Педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. Вера в человека – вот что лежит в основе педагогики Макаренко. И никакие стандарты, концепции и методики не будут работать в отрыве от мечты и веры в человека.
Если вы хотите узнать о методах перевоспитания юных правонарушителей А.С.Макаренко и убедиться в правоте и современности его учения, прочитайте книгу «Педагогическая поэма».
Нонна АНДРЕЕВА, учитель технологии школы №1799
Комментарии