search
main
0

Антон БАТАЛОВ, директор ОМК (НМЦ) ЮВАО: Наша цель – повышение качества образования в начальной школе

Начиная с 1 сентября 2009 года 34 пилотных образовательных учреждения Юго-Восточного округа приступили к реализации принципов, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Наиболее активно работали в прошлом учебном году после оформления всех официальных процедур, связанных с законодательным закреплением стандарта, школы №№333, 339, 485, 687, 785, 1040, 1041, 1084, 1208, 1228,1344, 1350, 1359, 1366, 1367, 1421, 1830, 1905, 1910, 1935, 1937, 1967, 1987, ЦО №№572, 641, 1420, 1423, 1458, 1460, 1469, 1493, 1858, 1881, гимназия №1597. Эти образовательные учреждения включили требования ФГОС НОО в процесс обучения, развития и воспитания первоклассников. Педагогические коллективы пилотных школ накопили положительный опыт во внедрении стандарта.

Первый год работы по реализации пилотного проекта показал, что пилотные ОУ целенаправленно включились в работу, наиболее продуктивно реализовали цели стандарта школы №№1597, 485, 572, 641, 1084, 1366, 1367, 1423, 1458, 1493, 1830, 1858, 1881. В соответствии с требованиями ФГОС НОО пилотные образовательные учреждения разработали основные образовательные программы, и тут наиболее активными были школы №№1597, 485, 572, 641, 785, 1041, 1084, 1228, 1350, 1359, 1366, 1367, 1423, 1458, 1460, 1469, 1493, 1830, 1858, 1881, 1905, 1910, 1937. Интересен опыт заместителя директора по УВР I ступени образования школы №1084 Юлии Шелыгиной, которая консультировала школы округа по проектированию ООП НОО. Во всех пилотных образовательных учреждениях была разработана модель внеурочной деятельности. Наиболее грамотный подход (разнообразие направленностей внеурочной деятельности, наличие гибкого расписания, учет требований СанПиНов) к организации и функционированию системы внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС НОО был осуществлен в ОУ №№339, 641, 1084, 1366, 1423, 1458, 1493, 1597, 1881, 1858, 1905. В рамках внедрения ФГОС НОО для пилотных образовательных учреждений актуальным было создание новой модели адаптационного периода первоклассников. Следует отметить нестандартный подход в решении этой проблемы (введение образовательных модулей «Введение в школьную жизнь», «Мир деятельности», своевременное использование поставленного оборудования в учебном процессе) образовательных учреждений №№333, 485, 572, 641, 1084, 1350, 1359, 1366, 1367, 1423, 1458, 1493, 1597, 1830, 1858, 1881, 1905, 1910, 1935, 1937. Микроисследование адаптационного периода пилотных образовательных учреждений позволило обобщить собранный материал и предложить его всем школам ЮВАО. Опыт работы пилотных школ был рассмотрен на совещаниях для заместителей директоров по УВР I ступени, предложен для использования всем образовательным учреждениям, материалы размещены на сайте кафедры начального общего образования и воспитания, на электронном диске, в методическом сборнике «Учителю первого класса». К 2011-2012 учебному году кафедра начального общего образования и воспитания предложила образовательным учреждениям вариант учебного плана, содержащий в своей структуре образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», а также методические рекомендации по его организации.  Методист кафедры начального образования НМЦ и учитель начальных классов ЦО №1458 О.Варющенкова приняла участие в городском конкурсе методистов «Методическая служба – новой школе», организованном МИОО, и заняла I место. Организаторы конкурса отметили успешное выступление методиста, продемонстрировавшего новые подходы к информированию и организации профессиональной деятельности педагогов начального образования. Методисту удалось активизировать работу личных информационных пространств учителей первых классов пилотных образовательных учреждений (82 курса), из которых работают продуктивно 77 (94%). Наиболее активно работают в информационном пространстве школы №№785, 1040, 1041, 1084, 1208, 1344, 1350, 1359, 1366, 1367, 1420, 1423, 1458, 1460, 1469, 1493, 1597, 1830, 1858, 1881, 1910, 1935, 1937, 1967, 1987.Учителя первых классов пилотных ОУ освоили и успешно применяют в работе технологии, позволяющие организовывать образовательную деятельность в рамках личного информационного пространства. Возможности информационных пространств они используют для работы на уроке, домашней работы, во внеурочной деятельности, для дистанционного обучения, осуществления взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. На своих страницах педагоги размещают календарно-тематические планы, задания для учащихся, конспекты уроков, фотографии лучших детских работ. Учащиеся и родители могут общаться с учителем в форуме, обмениваться информацией о посещенных экскурсиях, прочитанных книгах, интересных событиях. Дети размещают проекты, созданные ими в урочное и внеурочное время. Для оптимизации этой работы кафедра ежемесячно проводила семинары для заместителей директоров по УВР I ступени по разъяснению и трансляции лучших образцов личных пространств учителей. В новом учебном году кафедра планирует привлечь к этой работе всех учителей первых классов школ ЮВАО, так как она помогает реализовать такие требования ФГОС НОО, как формирование ИКТ-компетенций младших школьников, взаимодействие всех участников образовательного процесса, открытость и прозрачность. Одним из этапов этой работы станет в следующем учебном году окружной конкурс информационных пространств учителей.Мониторинг целевого использования оборудования, поставленного по апробации ФГОС, выявил, что пилотные образовательные учреждения своевременно и функционально начали использовать его в образовательном процессе. На мастер-классах в рамках окружной выставки инноваций «От творчества учителя – к творчеству ученика» учителя пилотных образовательных учреждений (№№572, 1367, 1423, 1458, 1830, 1858, 1881, 1935, 1937) продемонстрировали работу с макбуками, mimio, средствами цифро-, фото- и видеофиксации. Из шести мастер-классов, организованных в рамках образовательного форума в Сокольниках, два проводили педагоги ЦО №№1458 и 1858. Высокий уровень ИКТ-компетентности учителей, умение работать с оборудованием нового поколения позволили организовать работу 14 образовательных учреждений (№№339, 485, 572, 1041, 1084, 1208, 1458, 1493, 1935, 1858, 1881, 1910, 1367, 1350) в режиме стажировочных площадок. Цель работы стажировочных площадок – сопровождение школ округа на этапе внедрения ФГОС НОО, осуществляемое через различные формы взаимодействия участников образовательного процесса. Стажировочные площадки имеют достаточный как кадровый, так и материально-технический ресурс для повышения квалификации специалистов округа в области информационно-коммуникационных технологий в области широкого использования учебного оборудования нового поколения. На базе этих образовательных учреждений в настоящий момент идет обучение ИКТ-компетентности учителей округа. В 2011-2012 учебном году также в режиме стажировочных площадок по ИКТ-компетентности будут работать 17 образовательных учреждений, остальные пилотные учреждения будут работать в режиме стажировочных площадок, ведущих обучение по введению ФГОС НОО, в том числе и по осуществлению системно-деятельностного подхода. На основании городского мониторинга трем округам Москвы (ЮАО, СВАО, ЮВАО) предложено обобщить опыт по организации и работе пилотных образовательных учреждений в режиме стажировочных площадок и выступить перед участниками городской августовской конференции. В пилотных образовательных учреждениях накоплен положительный опыт по всем модулям введения и реализации стандарта для всех систем учебников и учебно-методических комплексов. На 2011-2012 учебный год ОУ ЮВАО получили 12295 комплектов учебников для первых классов по ФГОС НОО и 3185 комплектов учебников для второго класса пилотных образовательных учреждений (257285 экземпляров). Исходя из требования ФГОС НОО основой обучения стала деятельность учащегося. В 2010-2011 учебном году это стало главной содержательной линией системы семинаров «Деятельностный подход в обучении младшего школьника» в пилотных образовательных учреждениях №№333, 1420, 1421, 1905. Серия семинаров была посвящена формированию УУД в урочное и внеурочное время (школы №№485, 1458, 1493, 1937, 1597. ЦО № 1423), в ходе семинара была продемонстрирована преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. ЦО №1858 ознакомил коллег с принципами здорового и безопасного образа жизни. Одна из задач работы пилотных образовательных учреждений – создание здоровьесберегающих условий для качественного образовательного процесса в начальной школе. Впервые в округе был проведен смотр-конкурс «Современный кабинет начального образования». Лучшим кабинетом начального образования был признан кабинет школы №1935 (учитель Л.Кулажская). Знакомство с работой этих ОУ позволило педагогам начального образования в будущем использовать транслируемый опыт и избежать возможных рисков при проектировании указанных модулей своих программ начального образования.Мы должны понимать, что, как бы ни вкладывали ресурсы в технологическое, техническое, организационное, управленческое обновление, все-таки именно учитель определяет результат и качество образования. Никакие технологии не могут заменить учителя. Учитель – профессия массовая, понятно, что за короткое время учитель другим массово не может стать. Если на протяжении длительного периода школа теряла лучших, то, конечно, ситуация стала чрезвычайно сложной. Можно вдвое повысить зарплату, можно установить премиальный фонд, можно установить грантовые стимулы, но далеко не очевидно, что это будет правильно воспринято всеми. Мы же хотим не просто что-то изменить в организационной методике, а изменить настрой учителя, изменить его энергетику, так как это очень сложно. В течение прошлого учебного года в округе шла масштабная работа по повышению профессиональной квалификации руководителей образовательных учреждений и педагогов начального образования по переходу на ФГОС НОО. Для трансляции профессиональных знаний в рамках введения ФГОС НОО методисты кафедры начального общего образования и воспитания разработали модели программы курсов повышения квалификации для следующих категорий:    учителей начальной школы, планирующих работу в первых классах;    заместителей директоров школ по УВР I ступени образования;    руководителей образовательных учреждений.Образовательная программа курсов в зависимости от категории руководителей и педагогов была сориентирована на формирование у слушателей нового управленческого мышления, построение целостной системы управления образовательным процессом в начальной школе, объединяющего целеполагание, содержание образования, организацию учебного процесса и внеурочной деятельности, знаний об организации образовательного процесса в начальной школе в свете требований ФГОС НОО, об использовании приемов, форм и методов работы в рамках обновленного содержания и технологий, формирующих у ученика универсальные учебные действия. Кафедра начального общего образования и воспитания совместно с кафедрой дополнительного профессионального образования организовала проведение КПК для всех перечисленных категорий педагогов: руководители – 320 человек, учителя – 470 человек. Данные курсы ПК получили высокую оценку слушателей. В 2011-2012 учебном году мы планируем обучение педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников по вопросам организации профессиональной деятельности в рамках ФГОС.Кафедра начального образования разработала модель электронного диска, включающего окружные документы и методические рекомендации, презентации разработчиков стандарта, рекомендации авторов учебников и учебных пособий. Активное участие в создании этого методического продукта принял ЦО №1858 (видеоролик «Школа глазами первоклассника»). Диск рекомендован к применению всем образовательным учреждениям, имеющим в своей структуре начальную школу. В школе №687 создан видеоролик «Первый раз в первый класс». Следующим методическим продуктом для учителей первых классов будет сборник серии «Комплексная модернизация системы образования города Москвы, выпуск 1: учителю первого класса», в котором помещен педагогический опыт учителей пилотных образовательных учреждений (№№485, 641, 1458, 1493, 1830, 1858, 1881). Информация к сведениюКритерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:    разработана и утверждена основная образовательная программа начального (основного, среднего (полного) общего образования образовательного учреждения;    нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);    приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;    определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;    разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;    определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);    разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;    осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно, поэтапно по мере введения ФГОС общего образования);    обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте